Рубрики
Вход на сайт

Вы здесь

28
май
2018

"Говорят, что числа правят миром. Нет, они только показывают, как правят миром". (Гёте)

Помните эпизод из фильма «Доживём до понедельника», когда девочка подошла к учителю истории и стала извиняться за папу?

Если нет, напомню. Ученица получила тройку по истории, папа написал возмутительное письмо учителю (роль исполняет Вячеслав Тихонов), учитель получил депешу, читает:

- Моя дочь систематически получает тройки по вашему предмету, это удивляет и настораживает. Ведь история - это не математика, тут не нужно быть семи пядей во лбу. Я лично... они лично... проверил Любу по параграфам с 61го по 65й и считаю, что оценку 4 (хорошо) можно ей поставить. Предлагаю вам вторично проверить мою дочь по указанным параграфам. Потехин.

Учитель задумался :
-Крупный специалист. И все это на казенном бланке, на бумагу даже не потратился.
- Что же ты волнуешься, ты сам говорил, что если человек глуп, то надолго, -
попыталась успокоить мама. 
  - Это Вольтер говорил, а не я. Мама, он не так глуп. Его вдохновляют... воспоминания.
*
Воспоминания, вероятно, о четырёх миллионах доносов…

Мы без конца ругаем товарища Сталина, и, разумеется, за дело. И все же я хочу спросить - кто написал четыре миллиона доносов? (Сергей Довлатов)
*
Столько времени прошло, а в жизни ничего не изменилось…
Сегодня меня вызывают к завучу. Пришла жаловаться мама девочки из 5-го класса из-за четвёрки по русскому языку. Ей надо пятёрку. Мама стала убеждать, что за год у её ребёнка по инструкции должна стоять оценка «пять». Как учитель русского языка, преподающий в этом классе, объясняю родительнице, что оценка выставлена объективно, так как в течение года девочка контрольные работы писала в основном на  «3» и «4».

- А почему же вы тогда поставили ей «5» во второй и третьей четверти? – вопрошает обиженная мама.

Действительно, почему? Объясняю. Девочка настолько старательная, так хорошо отвечает устно все правила, так отлично работает у доски, что за устные ответы я всегда ей ставлю пятёрки, она умница. Ну, я и пожалела её, натянула в двух четвертях эту злополучную пятёрку.  Дала пряник. В педагогике  ведь всего два метода: кнут и пряник. ))

Сама решила так: итоговую за год поставлю по результатам на конец года. Последнюю контрольную работу она пишет на тройку, допускает грубые ошибки в словах с орфограммами на изученные за год правила. За четвёртую четверть ей выставляется «4»,  годовая –  тоже «4», так как на конец года ребёнок не показал лучшего результата.

Мама в истерике бегом – к завучу. Не к учителю, а сразу к завучу. Что удивительно: за год я ни разу не видела маму в глаза, никогда она не подходила, не интересовалась успехами ребёнка, поэтому визит через голову учителя сразу к завучу – «слушай, обидно, клянусь, обидно, ну, ничего не сделал, да, только вошел».(из к/ф "Кавказская пленница").

Хотите знать, почему мама перешагнула через учителя и сразу направилась к завучу? Потому что она сама завуч, только из другой школы. Была бы она директором – пошла бы к равной – к директору. Занимала бы место повыше – последовал бы звонок сверху, через головы учитель-завуч-директор. И так до бесконечности.

Будучи завучем, женщина отлично понимает униженное, бесправное состояние своих подопечных – учителей : дескать, нечего с ними церемониться! В её-то возрасте - 32 года – и уже завуч!  Выпускница нашей школы! Это какими невероятными способностями нужно обладать, чтобы стать учителем учителей?! Уникальными? Нет, конечно. Чаще, чем всегда, завучами и директорами назначают по протекции. Бывают случаи, справедливости ради надо сказать, что назначенные таким образом люди иногда неплохо справляются со своими обязанностями.

Так вот, мама-завуч мотивирует свой протест инструкцией №358  (Донецкая Народная Республика). Инструкция для учителя – это как приказ для солдата – закон. В инструкции сказано, что надо ставить среднее арифметическое, т.е. 4,5,5,4 – годовая «пять». Получается, просто поделить всё поровну…

Шариков: Да что тут предлагать?.. А то пишут, пишут... Конгресс, немцы какие-то... голова пухнет! Взять все, да и поделить...
*
Согласно инструкции, мама оказалась права. По правилам округления 4,5=5. 

 Раньше при выставлении оценок по русскому языку рекомендовалось  четвертные ставить, ориентируясь на письменные работы : диктанты, сочинения, изложения. Согласитесь:  написать диктант и ответить правило у доски - это не одно и то же, это не равнозначные оценки, чтобы выводить "среднеарифметическую", т.е. делить поровну. Всё дело в том, что данная инструкция не учитывает специфики такого сложного и многомерного предмета, как русский язык.

Ой, я опять нарушила инструкцию! В данном случае надо говорить не "оценка", а "отметка". ("Как бы чего не вышло!")

«Я ненавижу усреднение. Люблю индивидуальный подход. Сегодня ты можешь поесть шесть раз, а завтра — ни одного, в среднем выйдет три раза в день, но это не самый правильный образ жизни. ( Луи Д. Брандейс)

Иногда лексическое значение слов «среднеарифметическое» и  «среднестатистическое» совпадают: среднестатистическая зарплата по Украине, ага.

Говорят, что числа правят миром. Нет, они только показывают, как правят миром. ( Иоганн Вольфганг Гёте)

Написала. Прочла. Чехов учил: вычеркнуть всё лишнее, оставить главное, чтобы получился хороший рассказ. Что вычёркивать? Подскажите! ))

Что же касается девочки - она замечательная : умная, добрая, старательная, учится с увлечением. Точь-в-точь, как в фильме "Доживём до понедельника" (смотри начало поста), она подошла ко мне и предупредила, что придёт мама. У нас с девочкой состоялся  разговор по душам. Крепко и нежно обнявшись на прощание, мы расстались на время  летних каникул.


Добавить комментарий