Помните эпизод из фильма «Доживём до понедельника», когда девочка подошла к учителю истории и стала извиняться за папу?
Если нет, напомню. Ученица получила тройку по истории, папа написал возмутительное письмо учителю (роль исполняет Вячеслав Тихонов), учитель получил депешу, читает:
- Моя дочь систематически получает тройки по вашему предмету, это удивляет и настораживает. Ведь история - это не математика, тут не нужно быть семи пядей во лбу. Я лично... они лично... проверил Любу по параграфам с 61го по 65й и считаю, что оценку 4 (хорошо) можно ей поставить. Предлагаю вам вторично проверить мою дочь по указанным параграфам. Потехин.
Учитель задумался :
-Крупный специалист. И все это на казенном бланке, на бумагу даже не потратился.
- Что же ты волнуешься, ты сам говорил, что если человек глуп, то надолго, - попыталась успокоить мама.
- Это Вольтер говорил, а не я. Мама, он не так глуп. Его вдохновляют... воспоминания.
*
Воспоминания, вероятно, о четырёх миллионах доносов…
Мы без конца ругаем товарища Сталина, и, разумеется, за дело. И все же я хочу спросить - кто написал четыре миллиона доносов? (Сергей Довлатов)
*
Столько времени прошло, а в жизни ничего не изменилось…
Сегодня меня вызывают к завучу. Пришла жаловаться мама девочки из 5-го класса из-за четвёрки по русскому языку. Ей надо пятёрку. Мама стала убеждать, что за год у её ребёнка по инструкции должна стоять оценка «пять». Как учитель русского языка, преподающий в этом классе, объясняю родительнице, что оценка выставлена объективно, так как в течение года девочка контрольные работы писала в основном на «3» и «4».
- А почему же вы тогда поставили ей «5» во второй и третьей четверти? – вопрошает обиженная мама.
Действительно, почему? Объясняю. Девочка настолько старательная, так хорошо отвечает устно все правила, так отлично работает у доски, что за устные ответы я всегда ей ставлю пятёрки, она умница. Ну, я и пожалела её, натянула в двух четвертях эту злополучную пятёрку. Дала пряник. В педагогике ведь всего два метода: кнут и пряник. ))
Сама решила так: итоговую за год поставлю по результатам на конец года. Последнюю контрольную работу она пишет на тройку, допускает грубые ошибки в словах с орфограммами на изученные за год правила. За четвёртую четверть ей выставляется «4», годовая – тоже «4», так как на конец года ребёнок не показал лучшего результата.
Мама в истерике бегом – к завучу. Не к учителю, а сразу к завучу. Что удивительно: за год я ни разу не видела маму в глаза, никогда она не подходила, не интересовалась успехами ребёнка, поэтому визит через голову учителя сразу к завучу – «слушай, обидно, клянусь, обидно, ну, ничего не сделал, да, только вошел».(из к/ф "Кавказская пленница").
Хотите знать, почему мама перешагнула через учителя и сразу направилась к завучу? Потому что она сама завуч, только из другой школы. Была бы она директором – пошла бы к равной – к директору. Занимала бы место повыше – последовал бы звонок сверху, через головы учитель-завуч-директор. И так до бесконечности.
Будучи завучем, женщина отлично понимает униженное, бесправное состояние своих подопечных – учителей : дескать, нечего с ними церемониться! В её-то возрасте - 32 года – и уже завуч! Выпускница нашей школы! Это какими невероятными способностями нужно обладать, чтобы стать учителем учителей?! Уникальными? Нет, конечно. Чаще, чем всегда, завучами и директорами назначают по протекции. Бывают случаи, справедливости ради надо сказать, что назначенные таким образом люди иногда неплохо справляются со своими обязанностями.
Так вот, мама-завуч мотивирует свой протест инструкцией №358 (Донецкая Народная Республика). Инструкция для учителя – это как приказ для солдата – закон. В инструкции сказано, что надо ставить среднее арифметическое, т.е. 4,5,5,4 – годовая «пять». Получается, просто поделить всё поровну…
Шариков: Да что тут предлагать?.. А то пишут, пишут... Конгресс, немцы какие-то... голова пухнет! Взять все, да и поделить...
*
Согласно инструкции, мама оказалась права. По правилам округления 4,5=5.
Раньше при выставлении оценок по русскому языку рекомендовалось четвертные ставить, ориентируясь на письменные работы : диктанты, сочинения, изложения. Согласитесь: написать диктант и ответить правило у доски - это не одно и то же, это не равнозначные оценки, чтобы выводить "среднеарифметическую", т.е. делить поровну. Всё дело в том, что данная инструкция не учитывает специфики такого сложного и многомерного предмета, как русский язык.
Ой, я опять нарушила инструкцию! В данном случае надо говорить не "оценка", а "отметка". ("Как бы чего не вышло!")
«Я ненавижу усреднение. Люблю индивидуальный подход. Сегодня ты можешь поесть шесть раз, а завтра — ни одного, в среднем выйдет три раза в день, но это не самый правильный образ жизни. ( Луи Д. Брандейс)
Иногда лексическое значение слов «среднеарифметическое» и «среднестатистическое» совпадают: среднестатистическая зарплата по Украине, ага.
Говорят, что числа правят миром. Нет, они только показывают, как правят миром. ( Иоганн Вольфганг Гёте)
Написала. Прочла. Чехов учил: вычеркнуть всё лишнее, оставить главное, чтобы получился хороший рассказ. Что вычёркивать? Подскажите! ))
Что же касается девочки - она замечательная : умная, добрая, старательная, учится с увлечением. Точь-в-точь, как в фильме "Доживём до понедельника" (смотри начало поста), она подошла ко мне и предупредила, что придёт мама. У нас с девочкой состоялся разговор по душам. Крепко и нежно обнявшись на прощание, мы расстались на время летних каникул.