Рубрики
Вход на сайт

Вы здесь

30
мар
2021

Демонстрационный тренировочный вариант 26-го задания КИМ ЕРЭ 2021 г. по русскому языку

Информация для учащихся 11 классов. Внимание! Для выполнения 26-го задания (Тренировочные варианты заданий КИМ ЕРЭ 2021 года по РУССКОМУ ЯЗЫКУ) вам необходимо изучить таблицу «Изобразительно-выразительные средства языка».

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА:

1. Тропы: сравнение (не сравнительный оборот!), метафора (развёрнутая), олицетворение, эпитет, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, перифраза, ирония.

 

2. Приёмы(стилистические фигуры)

Лексический повтор,

Анафора,

Эпифора,

Синтаксический параллелизм,

Антитеза (противопоставление), Оксюморон,

Градация,

Умолчание, Эллипсис,

Инверсия,

Парцелляция,

Риторическое восклицание,

Риторическое обращение,

Риторический вопрос,

Бессоюзие,

Многосоюзие, Цитирование, Вопросно-ответная форма изложения.

 

3. Лексические средства

Синонимы(контекстные). Антонимы(контекстные). Фразеологизмы.

Книжная лексика. Разговорная лексика. Просторечия. Устаревшая лексика.

Неологизмы, Индивидуально-авторские слова, Диалектизмы,

Профессиональная лексика, Официально-деловая лексика, Термины. Эмоционально окрашенные слова. Слова высокого стиля.

 

4. Синтаксические средства

 

Восклицательные предложения,

Вопросительные предложения,

 

Неполные предложения,

Односоставные предложения, Ряды однородных членов,

Вводные слова,

Диалог,

Сравнительный оборот.

*

Рассмотрим на примере работы с текстом. Задание № 1.

Прочитайте текст и выполните задания 22-27.

(1)Для меня ясно одно: главные участники истории —это Люди и Время. (2)Не забывать Время —это значит не забывать Людей, не забывать Людей —это значит не забывать Время.(3)Количество дивизий, участвовавших в том или ином сражении, со скрупулёзной точностью подсчитывают историки. (4)Однако они не смогут подслушать разговор в окопе перед танковой атакой, увидеть страдание и слёзыв глазах восемнадцатилетней девушки-санинструктора, умирающей в полутьме полуразрушенного блиндажа, вокруг которого гудят прорвавшиеся немецкие танки, ощутить треск пулемётной очереди, убивающей жизнь.(5)Нам было тогда по двадцать лет. (6)Мы мечтали вернуться в тот солнечный довоенный мир, где солнце казалось нам праздничным солнцем, встающим над землёй изо дня в день по своей непреложной закономерности;трава была травой, предназначенной для того, чтобы расти; фонари —для того, чтобы освещать сухой апрельский тротуар, вечернюю толпу гуляющих, в которой идёшь и ты, восемнадцатилетний, загорелый, сильный.(7)Все ливни весело проходили над твоей головой, и ты был озорно рад блеску молний и пушечным раскатам грома; все улыбки в том времени предназначались тебе, все смерти и слёзы были чужими... (8)Весь мир, прозрачно-лучезарный, лежал у твоих ног ранним голубым апрелем, обогревая добротой, радостью, ожиданием любви.(9)Там, позади, не было ожесточённой непримиримости, везде была разлита зеленовато-светлая акварель в воздухе; и не было жёстких чёрных красок. (10)3а долгие четыре года войны, чувствуя близ своего плеча огненное дыхание смерти, молча проходя мимо свежих бугорков с надписями химическим карандашом на дощечках, мы не утратили в себе прежний мир юности, но мы повзрослели на двадцать лет и, мнилось, прожили их так подробно,так насыщенно, что этих лет хватило бы на жизнь двум поколениям.(11)Мы узнали, что мир и прочен, и зыбок. (12)Мы узнали, что солнце может не взойти утром, потому что его блеск, его тепло способна уничтожить бомбёжка, когда горизонт тонет в чёрно-багровой завесе дыма. (13)Пороймы ненавидели солнце —оно обещало лётную погоду и, значит, косяки пикирующих на траншеи «юнкерсов».(14)Мы узнали, что солнце может ласково согревать не только летом, но и в жесточайшие январские морозы, вместе с тем равнодушно и беспощадно обнажать своим светом во всех деталях недавнюю картину боя, развороченные прямыми попаданиями орудия, тела убитых, которых ты минуту назад называл по имени. (15)Мы узнавалимир вместе с человеческим мужеством и страданиями.

16)Время уже тронуло память: потускнели детали, полузабыты лица погибших, не так остро ощутимы в воспоминаниях запахи развороченных снарядами окопов, ты не пригибаешься инстинктивно на улице при отдалённомзвуке отбойного молотка, напоминающем бой крупнокалиберного пулемета. (17)При вспышках праздничныхракет над крышами домов не рвётся из горла невольный крик: «Ложись!» (18)Уже привычно не выискиваешьвзглядом место на углу, возле аптеки или универмага (место для огневой позиции с широким сектором обстрела),а случайно услышанный в сумерках крик ребенка не вызывает в памяти чёрные контуры разбитых деревень, печную гарь дымящихся развалин, обугленные сады, плач в темноте...(19)Долгожданный мир (мы шли к нему четыре года) прочно вошёл в сознание —мир с блеском утреннего солнца на мостовых, с шелестом переполненных по вечерам троллейбусов и уютной на рассвете вознёй голубей накарнизах. 20) И все же в тёмные осенние ночи под глухо булькающий звук где-то по небесным этажам летающего самолета иногда снятся неспокойные сны, и ты, прислушиваясь втишине к удаляющемуся шороху промчавшегося мимо окон позднего такси, поражаешься безмолвию и мучительно вспоминаешь сон, и всё вдруг приближённо и отчётливо возникает перед глазами, как будто было вчера.(По Ю.Бондареву*)

26.Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ.«Вспоминая прошедшую войну и своё «военное» поколение, Юрий Бондарев использует такой приём,как _______ (например, «Мы узнали, что...» в предложении 11, 12, 14). Показывая довоенное мироощущение молодых людей, писатель использует такие тропы, как _______ («все улыбки в том времени предназначались тебе» в предложении 7), _______ («мир, прозрачно-лучезарный» в предложении 8). А такой приём,как _______ (предложение 10) помогает автору ярко и лаконично рассказать о драматичной судьбе военного поколения" .(Ю.Бондарев)

Список терминов:1) анафора 2) неполные предложения3) противопоставление; 4) восклицательные предложения; 5) гипербола; 6) эпитет7) диалектизм 8) риторический вопрос; 9) парцелляци.

Алгоритм работы: 1. Смотрим предложения 11,12, 14. В таблице "2.Приёмы (стилистические фигуры" и в списке терминов находим подходящий для нас ответ: это анафора (Ана́фора — стилистический приём, когда в начале каждого ряда стиха, строфы или фразы повторяются одни и те же слова). В нашем случае: "Мы узнали, что... " - повторяется во всех указанных предложениях11,12,14. Таким образом, ответ:1.

2. Читаем предложения, ответ ищем в таблице "1. Тропы" и в списке терминов. Ответ: 5. Гипербола (преувеличение): все улыбки предназначались тебе...в предложении 7.

Тропы: эпитет (мир, прозрачно-лучезарный в предложении 8). Эпитет - это художественное определение. Ответ: 6.

3. "Приём" в 10-м предложении  - смотрим в таблице под номером 2, затем сопоставляем с предполагаемым ответом в списке терминов. Ответ:3.

Полный ответ:  1563

 


Добавить комментарий