Почему люди становятся бомжами? В силу социальных предпосылок или индивидуальных качеств, заложенных на генетическом уровне? Социальное явление, о котором до «перестройки» (простите, не могу писать это слово без кавычек) не принято было говорить официально и которое в социуме занимало незначительное место, превратилось в бурный поток, питаемый со всех концов распавшегося (или разрушенного?) СССР полноводными ручьями. Только вода в этих ручьях опасная для жизни… Страна шла семимильными шагами к коммунизму, а пришла к «бомжевизму». Только в Москве и Санкт-Петербурге бомжей, по некоторым данным, около 100 тысяч человек.
Что обозначает это слово? Бомж — разговорное слово, используемое в российской публицистике и обыденной лексике, возникшее от аббревиатуры, характерной для официальных документов советской милиции, — «БОМЖ» (варианты — «б/о м. ж.», «БОМЖиЗ»). Данным сокращением обозначались лица Без Определённого Места Жительства (и Занятий), т. е. бездомные. С 1990-х годов в России и иных странах СНГ, когда бродяжничество, отсутствие определённого места жительства стало массовым явлением, слово стало распространённым и нарицательным; часто употребляется в уничижительном смысле применительно к опустившимся людям, ведущим асоциальный образ жизни. • История Понятие вошло в русский языковой оборот в 1970-е годы, когда в милицейских протоколах задержания в отношении лиц без определенного места жительства стала появляться аббревиатура БОМЖ «Неопределённым» место жительства считалось в случае, если данное лицо не было прописано по месту своего жительства, а также, в некоторых случаях, когда человек жил по случайным адресам.
В настоящее время в официальных документах, наряду с аббревиатурой БОМЖ («лица БОМЖ»), используются различные эвфемизмы. Так, например, правила Московского метрополитена запрещают нахождение на станциях и в вагонах поездов «лицам в пачкающей одежде». В современной России слово «бомж» на бытовом уровне, а также в публицистике и массовой культуре обычно употребляется в отношении бездомных. Из-за стереотипного образа бомжа — грязного нищего бродяги-алкоголика, питающегося на помойках, спящего на земле — слово «бомж» стало восприниматься как уничижительное для бездомных (хотя оно по смыслу обозначает именно бездомных). При этом, хотя в России выражение «бомж» (или «бомжиха») зачастую считается словом, отражающим неуважительное отношение к бездомным, во Франции аббревиатура SDF (sans domicile fixe) — то есть буквально «БОМЖ» — в настоящее время считается политкорректной и используется вместо старого слова «клошар» (бездомный бродяга). Всегда ли были бомжи? Кто становился бомжами? Бродяги были всегда. Есть люди, которые абсолютно не терпят никаких ограничений своей свободы - ни от кого. И при царе были, вспомните песню "Бродяга".
Кто то бродяжничал по другим причинам - нелады с родственниками, с правоохранителями, наличие долга и т.д. До 1970 года бомжами становились освобожденные из концлагерей ГУЛАГа, им подчас по многу лет не удавалось получить паспорт и прописку. Например, много лет бомжом числился Николай Александр Козырев, гениальный астроном, которому принадлежит открытие ядерных процессов на Солнце и Юпитере, Лев Николаевич Гумилев, автор идеи пассионарности, Даниил Андреев - автор "Розы Мира" - не говоря уже о миллионах бездомных бывших зэках, которых освободили, а деться им было некуда. Трудно было им найти работу и прописаться. Хорошо, Козыреву помог Королев, он же его и пригласил в команду ещё во время войны... А сколько несчастных, невинных людей просто спивались от клеветы и гонений! Что делать с этими людьми, как с ними обращались в СССР и сейчас?
При Союзе они на зиму "сдавались" милиции, которая размещала их в разных спецприемниках, у кого были документы - трудоустраивали. Прокантовавшись зиму, они опять сбегали и так жили. Но на самом деле бомжей воистину практически не было, потому как бродяжничество расово пресекалось, а недвижимость не была собственностью гражданина в капиталистическом смысле. С другой стороны хрон, имевший прописку, но, 11 месяцев в году не имевший понятия, на какой планете он находится − ничем от современного канонического бомжа не отличался. Бомжи были, просто их не было в Москве и прочих крупных городах. За бродяжничество шили отдельную статью, но зачастую просто вывозили за 101-й километр, сопровождая профилактическими мероприятиями, потому как в тюрьме этих дармоедов пришлось бы содержать за казённый счёт. На бумаге у каждого была своя крыша над головой — от коммуналки и общаги до собственной n-комнатной хаты.
Первые бомжи появились, когда люди начали массово «прихватизировать» жильё — собственно, будущие бомжи и были бывшими хозяевами этих квартир. Из-под собственной крыши над головой чаще всего выгонял хронический алкоголизм хозяина или житейская простота при совершении риэлторских сделок или регистрационных действий. Реже — пожар или война. Иногда — доброта родственников (жена, нашедшая себе другого, дети, внуки, племянники…). Само собой, несправедливо обманутые граждане пользуются определённым сочувствием у населения. В настоящее время народ поумнел, и пополнение армии бездомных идёт гораздо медленнее, чем в 90-е. Детей бездомных у нас сейчас больше, чем после гражданской войны. Согласно (если верить, конечно…) «Голосу Америки», после гражданской было семь миллионов беспризорных детей, а в 2002 — два-три миллиона. НАШИ БОМЖИ ЗА ГРАНИЦЕЙ ИЗРАИЛЬ.
Рассказывает о себе Игорь:
- Я действительно в той жизни был инженером, если интересно – начальником отдела на крупнейшем металлургическом предприятии, Ново-Тагильском металлургическом заводе. Уехал из России в начале 90-х, тогда на родном заводе ни зарплату не платили, ни какой-либо помощи не оказывали. Ходили на работу, что называется, за идею. Вот, посидели с женой, подумали, и приняли решение ехать на родину ее предков. В Израиле в то время хотя бы колбаса на полках была, и платили зарплату. Поначалу все шло отлично – приехали, остановились у родни, поступили в ульпан, я устроился на работу. Потом сняли отдельную квартиру, я продолжил работать на заводе, а жена пошла на курсы, подтверждать адвокатский диплом. Так прожили мы два года. Я пахал, как проигранный, она училась. Зубрила язык, законы, сдавала экзамены. Всего надо было сдать 19 экзаменов и штук сто всяких тестов. В конце концов получила она «ришайон», который давал ей право заниматься адвокатской деятельностью. А через три месяца она собрала вещички и переехала жить к родственникам. Причину нашла смешную какую-то, теперь уж и не помню. Ну, я, конечно, пытался ее урезонить, вернуть как-то, поговорить. Но натыкался на стену. Словно с этой скамейкой беседовал. А после она и вовсе обратилась в полицию с обвинениями в домогательствах. Менты и выписали мне постановление, по которому я ближе 500 метров к ней не могу приближаться. Естественно, получив эту бумагу, я к ней поехал. И попал в полицию – она из окна меня увидела и вызвала ментов. Просидел месяц, суд наложил штраф. Вышел, а на мое место уже другого взяли, хозяин выслушал меня и руками развел. Я-то пропал резко, а из тюрьмы звонить на работу не догадался, о работе я тогда думал в последнюю очередь. Пока сидел – она счет арестовала и выгребла все накопления. А попутно еще и развод оформила. Главная причина – избиения и сексуальные домогательства. Оказался я на улице – кредит за машину платить надо, ссуды погашать нечем. И работы нет. Помыкался, попрятался от квартирной хозяйки, да и съехал через месяц на улицу. Работу нашел, уборщиком на пляже в Бат Яме, там же и жил в кладовой. А зима пришла – меня оттуда попросили, перешел в парк. Так и живу уже седьмой год.
КАК ЖИВЁТСЯ БОМЖУ В ИЗРАИЛЕ? Игорь продолжает рассказ:
- Посмотри на меня, я моюсь каждый день, ем не с мусорника, между прочим, в бесплатных столовых кормят вполне прилично, не хуже, чем в хороших кафе. Все мое имущество – вот в этой сумке умещается. Надоело в Тель-Авиве – встал с этой скамейки и махнул в Эйлат. В Эйлате жарко стало – подался в Кирьят-Шмону. У меня друзей теперь много, каждый бездомный мне друг. Главное – найти, где в городе бомжи собираются, а там уж и накормят, и помогут, и подскажут где чего и как. Тут есть сеть бесплатных столовых. Называется «Нир Цион», есть и другие. В основном эти столовые существуют на пожертвования, держат их религиозные. Кормят нормально, два раза в день. Завтрак обычно не очень, молочное, хлеб, кофе и чай. Обед вообще нормальный: суп обязательно, гарнир и мясо обязательно, свежие питы, солености, потом конечно соки, воды можно пить сколько угодно и брать с собой. Встаю рано. Солнце взошло – пора вставать. Пьющие могут и до обеда дрыхнуть, я не могу. Потом иду тару собирать, надо и сигарет купить, и чего-нибудь вкусного иногда хочется. Вот я помимо столовой каждый день покупаю себе порцию-другую шуармы, фалафель уважаю. На море хожу обязательно. После завтрака, если конечно сезон, я на пляже. Плавать не очень умею, а вот поспать на свежем воздухе – самое то. Опять же, почти на всех пляжах есть бесплатный душ, там можно и помыться, и постираться. Зимой с этим проблема, приходится искать открытое бомбоубежище, там и устраиваемся. Зимой обычно собираемся где-нибудь в лесу, сидим, про жизнь беседуем. Есть люди, которые более 20 лет бомжуют, те, конечно, могут такого порассказать… просто удивительно. *
Среди бомжей есть русские, румыны, поляки, болгары. Есть даже американцы, но те подолгу не бомжуют – пару месяцев, полгода, и двигают к себе в Америку. Местных очень мало, они предпочитают особняком держаться. Кто на пляже живет в собственной палатке, кто в каком-нибудь заповеднике сторожем пристраивается. Ну и родни обычно у них тут полно, рано или поздно или наследство, или кто из детей их к себе берет. Что касается здоровья: «Так я, во-первых, за собой слежу, а потом, не перетруждаюсь. Чего мне будет-то – высыпаюсь, все лето на море провожу. Вон, люди, которые пашут, на неделю на море выберутся и все. А у меня отпуск длится 8 месяцев в году». Бомж – это ещё и мировоззрение. О «мировоззрении» бомжа красноречиво свидетельствует его собственный рассказ: «Не перетруждаюсь, всё лето на море провожу, вон, люди, которые пашут, на неделю на море выберутся – и всё. А у меня отпуск длится 8 месяцев в году».
Попробуйте его переубедить! Как же к нему относиться? Бомж тоже человек, хотя особого вида и запаха. О нём надо заботиться, строить столовые и ночлежки… А у него «будет отпуск длиться 8 месяцев в году», пока общество будет ломать голову, решая, что же с бродягами делать. Правды ради следует сказать, что бродяжничество – явление не только русское. В изобилии можно увидеть бомжей в странах «классического благополучия»: США, Голландии и даже в процветающей социальной справедливостью Швеции. Только выглядят они там чисто и опрятно: общество не позволяет им опускаться до полной вседозволенности. Бомжи – это опасно: болезни, воровство, деградация личности. Но они тоже люди! Проблематичные, судя по некоторым происшествиям: "В Новосибирске задержан 50-летний бомж: он взломал клетку зоопарка и съел японского журавля стоимостью $7 тысяч! Птица эта - уникальная, и занесена в "Международную красную книгу". В зоопарках Европы содержатся всего около 200 таких журавлей. Кроме того, работники зоопарка обеспокоены, сможет ли самка перенести одиночество. Японские журавли создают пару один раз в жизни и очень тяжело переносят разлуку со своей половиной". Вот как относиться к таким людям?