«Под залпы праздничного салюта Бриг «Россия» с алыми парусами появляется на Неве…» - так пишут почти все СМИ о выпускном событии в Петербурге. Нет! Не салюты главное. «Алые паруса» появляются под торжественную жизнеутверждающую музыку П.И. Чайковского. В этой музыке всё: это Россия с её чистыми и светлыми идеалами, имперское величие державы, её стремление к справедливости, истинным общечеловеческим ценностям, вера в мечту и счастливое будущее нового поколения.
Музыка – это язык чувств. За короткое мгновение звучания мелодии пронеслось и отозвалось в душе множество мыслей и переживаний : о величии России, о вечности жизни, и о моих уроках литературы по повести-феерии «Алые паруса», и о проверке сочинений об Ассоль и Артуре Грэе, в которых рассуждали о красоте мира и способности или неспособности отозваться на неё, и кольнула горесть о том, что наш Донбасс бомбят вот уже девятый год, и все эти ковиды-ограничения вместе с санкциями отравляют жизнь, но никогда не победят Разумное Доброе Вечное под «Алыми парусами», который величаво плывёт по Неве.
К.Г. Паустовский писал о П.И. Чайковском: «Он не променяет эти туманные зори ни на какие великолепные позлащенные закаты Италии. Он без остатка отдал свое сердце России — ее лесам и деревушкам, околицам, тропинкам и песням. Но с каждым днем его все больше мучает невозможность выразить всю поэзию своей страны. Он должен добиться этого. Нужно только не щадить себя».
Чайковский добился этого: он сумел выразить всю поэзию своей страны. Иначе откуда у меня на глазах эти слёзы?
Звучит новая мелодия: «Белове́жская пу́ща». Как они угадали? Моя любимая песня, написанная классиками современности: композитором Александрой Пахмутовой и поэтом Николаем Добронравовым. В Белоруссии жила моя бабушка, там проходило каждое лето моего босоногого детства. "Как олени, с колен, пью святую твою Родниковую правду, Беловежская пуща" - это почти как гимн моей жизни. Слёзы опять покатились градом...
Чуть позже звучит увертюра И.О. Дунаевского к старому фильму "Пятнадцатилетний капитан" и она же - к новому фильму "Дети капитана Гранта". Это шедевр на века. Музыка, которая вошла в кровь и плоть. Странствия, путешествия, преодоление трудностей, утверждение мысли, что человека можно уничтожить, но нельзя победить. По сути, увертюра Дунаевского может служить музыкальной иллюстрацией к описанию картины, увиденной Артуром Грэем в кабинете отца: "Картина изображала корабль, вздымающийся на гребень морского вала. Струи пены стекали по его склону. Он был изображен в последнем моменте взлета. Корабль шел прямо на зрителя. Высоко поднявшийся бугшприт заслонял основание мачт. Гребень вала, распластанный корабельным килем, напоминал крылья гигантской птицы. Пена неслась в воздух. Паруса, туманно видимые из-за бакборта и выше бугшприта, полные неистовой силы шторма, валились всей громадой назад, чтобы, перейдя вал, выпрямиться, а затем, склоняясь над бездной, мчать судно к новым лавинам... ... Но всего замечательнее была в этой картине фигура человека, стоящего на баке спиной к зрителю. Она выражала все положение, даже характер момента..."
*
"Но еще ни разу ему не удалось передать тот легкий восторг, что возникает от зрелища радуги, от ауканья крестьянских девушек в чаще, от самых простых явлений окружающей жизни", - сокрушался Чайковский. Вот и я не могу передать словами тот восторг, те чувства от увиденной мною феерии "Алые паруса". Только музыка может рассказать об этом.
А салюты - они, конечно, тоже великолепные. Как и весь замысел мероприятия в целом.
Бриг "Алые паруса" подошёл к самому берегу. Артур Грэй приветливо машет рукой!
"Надо жить, надо любить, надо верить, — говорил Пьер, — что живем не нынче только на этом клочке земли, а жили и будем жить вечно там во всем (он указал на небо)". (Л.Н. Толстой. "Война и мир").