Рубрики
Вход на сайт

Вы здесь

27
мар
2012

27 марта - День театра. Гамлет на сцене и в кино

После качаловского Гамлета очень скоро появился Гамлет Михаила Чехова, от которого осталось больше изустных легенд, чем достоверных свидетельств. 1924 год. Гамлет Качалова был всего лишь тринадцать лет назад. Но прошла вечность — Первая мировая война, все русские революции, Гражданская война. А теперь вот, в этом самом году, умер Ленин и к власти пришёл Сталин...

Это последний год, когда мхатовский «Гамлет» вообще мог появиться. Но писать об этом спектакле свободно в публичной прессе было уже немыслимо. И даже спустя тридцать лет серьёзное советское театроведение выражалось вот так: “Последней попыткой откровенного мистико-символического истолкования Шекспира на советской сцене явился спектакль «Гамлет» в МХАТе Втором в 1924 году. Тут нашла предельное своё завершение интерпретация, идущая от Гордона Крэга.

Роль Гамлета играл М.А. Чехов. Спектакль был насквозь проникнут мистической символикой. Все события происходили в душе самого Гамлета — и только в его душе. Реальной действительности не существовало. Идеализм здесь достиг своего крайнего выражения, перейдя в солипсизм. Все действующие лица пьесы были лишь воплощением мыслей и чувств самого Гамлета. Как некие видения, окружали они томящегося героя, заглянувшего в таинственное мистическое «инобытие» и измученного существованием на земле. На самом внешнем облике действующих лиц лежала печать причудливого гротеска. Они были похожи на мышей белых (так, например, белой мышкой была Офелия) и серых. Клавдий походил на подземного крота или на чудовищную жабу, озарённую багровым отблеском адского пламени. Когда умирал Гамлет, то и все другие обитатели Эльсинора как-то бессильно поникали и умирали вместе с ним: ведь их бытие определялось мыслями Гамлета.

Михаил Чехов в роли Гамлета — из книги:
Чехов М.А. Путь актера. АСТ, 2003.

Исполнение М.А. Чехова производило глубокое впечатление, но впечатление было предельно пессимистичным. На сцене шёл «Гамлет» только по названию. В действительности это была какая-то другая пьеса, созданная театром, и прежде всего созданная самим Чеховым. Пьеса эта говорила о том, что само по себе земное существование является невыносимой мукой и что в мире уже наступил конец жизни. В этом пессимистическом спектакле, несомненно, отразилось упадочническое настроение части русской буржуазной интеллигенции”.
Полностью здесь: http://lit.1september.ru/article.php?ID=201000816


Добавить комментарий