Рубрики
Вход на сайт

Вы здесь

12
янв
2018

«… знамена, партии и программы То же, что скорбный лист для врача сумасшедшего дома». М. Волошин

Юнна Мориц поделилась воспоминаниями о том, как она впервые отправила свои стихи в редакцию «Литературной газеты». Ей пришёл ответ, в котором говорилось, что

«рождаются настоящие стихи только у самобытных самородков и только от беззаветной любви к жизни народа, ко всему человечеству и к очень упорному писательскому труду. Советуем Вам для работы над собой читать Пушкина, Маяковского, Грибачева, Долматовского, Исаковского, Твардовского, Симонова, Щипачева и других современных поэтов и классиков. С приветом!»
Золотые слова!

В чём же видели своё предназначение «самобытные самородки»?

Начнём, как водится, с Пушкина: у него поэт - это Пророк, по повелению Бога он является глашатаем истины. Поэт должен донести до людей Высшую Волю, глаголом жечь сердца людей.

Поэт-декабрист Кюхельбекер считает, что поэт должен направлять жизненный путь народа, быть прежде всего гражданином, невзирая на то, что
Горька судьба поэтов всех племен;
Тяжеле всех судьба казнит Россию:
Для славы и Рылеев был рожден…

Ему вторит поэт-декабрист Одоевский:
За святую Русь неволя и казни -
Радость и слава.

Лермонтов, недовольный обществом («толпой угрюмою и скоро позабытой над миром мы пройдём без шума и следа»), сравнивает боевой кинжал, висящий украшением в комнате на стене, с поэтом и горестно упрекает: «Не так ли ты, поэт, своё утратил назначенье…»
Голос поэта должен звучать, « как колокол на башне вечевой, во дни торжеств и бед народных».

Некрасов утверждал : «Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан!»

Борис Пастернак в стихотворении «Определение поэзии» считает, что поэзия -

Это — круто налившийся свист,
Это — щелканье сдавленных льдинок.
Это — ночь, леденящая лист,
Это — двух соловьев поединок.
*
Гражданин, Пророк, колокол, поединщик с соловьями – мнения поэтов о предназначении поэзии и Поэта самые разнообразные…

Ближе всех к истине оказался Максимилиан Волошин: быть человеком.

Во время гражданской войны Максимилиан Волошин жил в Коктебеле. По своему восприятию революционных событий он был «не с одной стороны, а с обеих»: у себя в коктебельском доме он постоянно кого-то прятал, спасал от расправы: друзей-белогвардейцев, когда в Крыму были красные, а когда приходили белые, то дом поэта становился приютом для красных.

Волошина могли казнить за укрывательство «врагов» как белые, так и красные. В те времена такое поведение поэта вызывало осуждение, а сейчас история расставила всё на свои места: никто не виноват, все были правы по-своему… Так сложились обстоятельства, так вышло… И красных, и белых жаль… Это гражданская война за лучшую жизнь, за Россию. А какой она должна быть? Истины не знает никто.

М. Волошин пишет:

Быть не частью, а всем; не с одной стороны, а с обеих.
Зритель захвачен игрой — ты не актер и не зритель,
Ты соучастник судьбы, раскрывающий замысел драмы.

В дни революции быть Человеком, а не Гражданином:
Помнить, что знамена, партии и программы
То же, что скорбный лист для врача сумасшедшего дома.

Быть изгоем при всех царях и народоустройствах:
Совесть народа — поэт. В государстве нет места поэту.

Из воспоминаний Фаины Раневской о Волошине: "Было это в Крыму, в голодные трудные годы времён гражданской войны и "военного коммунизма".

Мне везло на людей в долгой моей жизни редкостно добрых, редкостно талантливых. Иных из них уже нет со мной. Сейчас моя жизнь - воспоминания об ушедших.

Все эти дни вспоминала Макса с его чудесной детской и какой-то извиняющейся улыбкой. Сколько в этом человеке было неповторимой прелести!
В те годы я уже была актрисой, жила в семье приютившей меня актрисы Павлы Леонтьевны Вульф. Я не уверена в том, что все мы выжили бы (а нас было четверо), если бы о нас не заботился Макс Волошин».

Подробнее у меня здесь: http://www.madamam.ru/blog/filosofskoe-foto


Добавить комментарий