Рубрики
Вход на сайт

Вы здесь

09
фев
2017

В том, что Печорин стал "нравственным калекой", виновато общество?

Проверяю контрольные сочинения по роману Лермонтова «Герой нашего времени». Ученики пишут о Печорине : «И в том, что он стал "нравственным калекой", виновато общество». К такому выводу - «виновато общество» - они пришли не в результате погружения в «бездны премудрости», а благодаря «заимствованию» мыслей Белинского. Виновато ли общество?

Самим подумать – слабо?))
Чем занимается Печорин в Пятигорске? По утрам ходит с «водяным обществом» к целебным источникам, пьёт воду… Вечером – игры, прогулки, танцы…

«Богат, красив собою, Ленский везде был принят как жених» - это и о Печорине. Что бы ему не жить да радоваться? Откуда тоска и скука? От праздности и лени.

Критик С. П. Шевырев: "Где причина того, что Печорин переживает томительную скуку и непомерную грусть духа, где причина его апатии?... в западном воспитании, чуждом чувству веры. ...Печорин не герой нашего времени... если явления, подобные Печорину, типичны для Западной Европы и выражены в произведениях Гете и Байрона, то в России этой болезни нет. Печорин только герой фантазии Лермонтова, в нем нет ничего русского..."
Как вам такая точка зрения? Мне она близка.

Критик Писарев в статье «Реалисты» утверждал, что «идеи Белинского уже не годятся для нашего времени». Тем более для «нашего»!

Печорин томится от лени. К чему он стремится, «что ищет он в стране далёкой»? Он ищет не «бурю», а источник вечных наслаждений, который бы наполнил его пустую праздную жизнь смыслом существования и никогда не смог бы его пресытить. Бэла должна была послужить Печорину таким «источником вечных наслаждений», но не получилось – остыл, иссяк «герой нашего времени». Что делать с девушкой? Да бросить её, как цветок на дороге!

Печорин понимает, что он эгоист, загубивший не одну жизнь, но Белинский его оправдывает : он же «кается» в душе, «признаёт» свои ошибки, страдает.

Ради своих «хотелок» Печорин лишает бедного Казбича единственного, самого дорогого в его жизни – коня Карагёза. Не дрогнуло сердце Печорина, когда Казбич после кражи коня неподвижно пролежал в степи целые сутки, уткнувшись лицом в землю?

Хладнокровное издевательство ради «просто так» над влюблённой княжной Мери – это нормально? Хотелось бы задать Печорину "царский" вопрос : «Ну, а её-то – за что?»

Эгоист Печорин уже и не знает, «чего ещё хотеть». Ему всё дано. Кстати, может от этого «золотая молодёжь» нашего времени сходит с ума? Чего им ещё хотеть? Чем заниматься в жизни? Они ведь про чеховский молоточек не читали…
Печорин не стал бы «лишним человеком» в России, если бы мог проникнуть в «область труда», но он не знал о его существовании.

Как видите, общество не виновато в том, что Печорин стал нравственным калекой.


Добавить комментарий