Рубрики
Вход на сайт

Вы здесь

27
май
2015

«В русском языке очень много лишних знаков препинания!» (А.П.Чехов. "Мыслитель")

Поговорим о запятых.
Кто-то оставил едкий комментарий  тыц с колким упрёком в мой адрес по поводу неправильно поставленной запятой.
Странный выбор : «злой» комментатор из десяти тысяч моих статей удостоил своим вниманием один пунктуационный знак…
Вспомнился один «мыслитель» - тюремный смотритель Яшкин из рассказа Чехова, который утверждал, что «в русском языке очень много лишних знаков препинания!»

Уж это вы оставьте! Никакого значения не имеют ваши знаки. Одно только мудрование... Наставит десяток запятых в одной строчке и думает, что он умный. Например, товарищ прокурора Меринов после каждого слова запятую ставит. Для чего это? Милостивый государь — запятая, посетив тюрьму такого-то числа — запятая, я заметил — запятая, что арестанты — запятая... тьфу! В глазах рябит! Да и в книгах то же самое... Точка с запятой, двоеточие, кавычки разные. Противно читать даже. А иной франт, мало ему одной точки, возьмет и натыкает их целый ряд... Для чего это?
*
Не будем уподобляться чеховскому «мыслителю», который любил вдаваться в глубокие рассуждения и доходил порою «до сотворения мира и иерархии», когда были «выпиты уже первая, вторая, третья...» Сосредоточимся на главном.

«Казнить нельзя помиловать» - где я поставлю запятую? Пунктуационный знак решает всё. А пунктуационная грамотность позволяет? О ней - скорбный вздох… Вспомнилось: «Проходим молчанием отзывы о нравственном характере Екатерины, которых нельзя читать без скорбного вздоха» (историк Василий Осипович Ключевский).

Грамотность, как и всё в мире, - понятие относительное. Определимся «с точкой отсчёта». Если вы отлично выучили в школе все правила русского языка и даже сдали ЕГЭ на «пять», то это ещё не значит, что вы достигли «сияющих вершин». Дело в том, что школьная программа предусматривает изучение приблизительно 25% всех существующих правил русского языка…

Поясню на примере. Представьте себе айсберг. Айсберг – огромная ледяная глыба, большая часть которой скрывается под водой. До 90% массы айсберга находится под водой! Вот примерно так обстоит дело и с русским языком : основная масса скрыта «под водой», а школьная программа – это лишь видимая часть айсберга.

Заглянем в обычный учебник русского языка для 8 класса. Тема – «Обособленные приложения». Даётся всего 5 правил. В «Справочнике по пунктуации» Д.Э.Розенталя правила на тему «Обособленные приложения» начинаются на 57-ой странице и заканчиваются на 64-ой! Представляете? 8 страниц правил, напечатанных мелким шрифтом! Кто их знает, кроме Д.Э.Розенталя?)

Таким образом, «Титаник» актуален. )

«Злой» комментатор, «румяный критик мой, насмешник толстопузый»! Всё в мире относительно…
Относительно школьной программы - можно знать русский язык, предположим, на «пять». А относительно Д.Э.Розенталя  -  «Я знаю, что ничего не знаю…»

Вовсе не исключаю, что у меня в текстах есть какие-то ошибки. Буду признательна, если мне укажут на них и объяснят написание. Очень надеюсь, что, может быть, когда-нибудь где-нибудь кто-нибудь обратит внимание не только на пунктуацию моих постов, но и на содержание текста.)


Добавить комментарий