Вход в систему
05
июн
2014
Украина - "Последний день Помпеи"

Украина - "Последний день Помпеи"


Великая картина Карла Брюллова вызывает ассоциации со страшными событиями гражданской войны на Украине. «Последний день Помпеи» словно напоминает о том, что основная ценность мира – человек.

Мрак, хаос, стихийное бедствие, катастрофа, ужас, отчаяние, страх, безысходность встают перед нами на картине и в жизни...

Тысячи беженцев с юго-востока, спасающихся от бомбёжки и смерти, хаос, который царит в стране, полная неуправляемость стихией людской ненависти сопоставимы с событиями, изображёнными на известной каждому школьнику картине Карла Брюллова.
Сравним изображённые на картине и происходящие в украинской реальности события.

Как древний город Помпеи сотрясало когда-то страшное землетрясение, вызванное проснувшимися вулканическими силами Везувия, так сегодня города Украины сотрясаются от взрывов, когда производятся залпы из артиллерийских орудий по мирным жителям.
Разница между Донбассом и Помпеей заключается в том, что в итальянском городе причиной бедствия стала природная стихия – событие, которое от людей не зависит, а в украинских городах - сами люди устроили "Помпею". Они перестали понимать друг друга, как когда-то это уже было во время библейского вавилонского столпотворения. Разбежались в результате на все четыре стороны...

И вот в мирно жившей стране вдруг появились беженцы…

Люди покидают родные места… Было уже такое: Чернобыль – чёрная быль… Раскрытый семейный альбом с фотографиями остался навсегда лежать на столе покинутого дома…
«Два чувства дивно близки к нам, в них обретает сердце пищу: любовь к отеческим гробам, любовь к родному пепелищу…»

Бегут, спасаются от гибели… Что же спасают люди? В первую очередь – детей, в них – будущее, смысл жизни, надежда и радость.
Стариков оставляют… В теленовостях не промелькнуло ни одного сюжета на тему трогательного отношения к пожилым людям. Увы, это наш менталитет такой: не уважать старость.

На картине Брюллова представлены идеалы старого времени: сыновья спасают отца, они несут его на плечах, забыв о себе, движимые лишь одним стремлением - спасти самое дорогое для них: отца.

Так было, наверное, только в прошлом. Кто у нас сейчас думает о стариках? Кому они нужны? Один хрестоматийный юноша вообще решил убить старуху-процентщицу, чтобы белый свет не коптила. Потом, правда, испытал муки раскаяния в виде наказания. Интересно, в наше время кто-нибудь знает, что такое муки совести? Точнее - совесть.
Или забыли, что это такое - «жертвовать своими интересами ради других, ради общего блага»?

Рассматриваем дальше «дивное художественное полотно» («Алые паруса», цитата). Люди спасаются... Престарелая мать не может идти, а промедление смерти подобно. Сын уговаривает её собрать остатки сил, чтобы спастись. Если бы он был один, то мог бы это сделать без особого труда, вдвоём же, «с обузой», избежать гибели – надежды мало, но всё же он не оставил свою мать, подвергая тем самым свою жизнь опасности.

Но в античном мире далеко не все обладали благородными возвышенными чувствами. Некоторые, забыв о долге, спасали собственную шкуру и драгоценности. На картине это показано в образе языческого жреца и всадник на коне, последний мчится быстрее всех от опасности и давит всех людей, встречающихся на его пути, бросает их на произвол судьбы, думает только о себе, любимом.

Кого-то из политиков он мне напоминает, этот всадник…

А вот на картине изображены и грабители… Воры почувствовали благоприятный момент… Всё как в у нас в жизни: пена всплывает.
В левой части картины вы можете увидеть вора за своим привычным занятием -воровством. В то время, когда люди спасаются от смерти, его душа занята другими мыслями.
И это чёрствое, бездушное создание тоже является человеком!
Современные люди мало чем отличаются от античных представителей человечества: те же страсти, мысли и чувства… Иногда чёрные... В Донецке, к примеру, после бомбёжки с самолётов мародёры, воспользовавшись отсутствием убежавших в укрытие охранников, разграбили магазин «Метро». Грабёж, воровство – первые приметы смутного времени.

Обратите внимание на то, какие краски преобладают на картине. Красные и чёрные. Огненно-красная лавина вулкана извергается Везувием, вокруг всё черно. Картина напоминает о горящих шинах на Майдане : чёрный дым, красный огонь.
Изображён среди отчаявшихся людей один беспристрастный наблюдатель, который хладнокровно фиксирует происходящие события, - это сам художник, такова его позиция в искусстве. Хотелось бы знать, кто «художник-кукловод» украинского Майдана и что он чувствует, наблюдая нынешнюю «гибель Помпеи».

Чему нас учит эта картина? Добру и мужеству – тому, в чём мы особенно остро нуждаемся.
Картина учит ДОБРУ.

"Вошедши в залу, Чартков нашел уже целую огромную толпу посетителей, собравшихся перед картиною. Глубочайшее безмолвие, какое редко бывает между многолюдными ценителями, на этот раз царствовало всюду. Он поспешил принять значительную физиономию знатока и приблизился к картине; но, боже, что он увидел!

Чистое, непорочное, прекрасное как невеста стояло пред ним произведение художника. Скромно, божественно, невинно и просто как гений возносилось оно над всем.

Казалось, небесные фигуры, изумленные столькими устремленными на них взорами, стыдливо опустили прекрасные ресницы. С чувством невольного изумления созерцали знатоки новую невиданную кисть. Всё тут казалось соединилось вместе: изученье Рафаэля, отраженное в высоком благородстве положений, изучение Корреджия, дышавшее в окончательном совершенстве кисти. Но властительней всего видна была сила созданья, уже заключенная в душе самого художника. Последний предмет в картине был им проникнут; во всем постигнут закон и внутренняя сила. Везде уловлена была эта плывучая округлость линий, заключенная в природе, которую видит только один глаз художника-создателя и которая выходит углами у кописта. Видно было, как всё, извлеченное из внешнего мира, художник заключил сперва себе в душу и уже оттуда, из душевного родника устремил его одной согласной, торжественной песнью". (Н.В.Гоголь. "Портрет")


Комментарии
Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Подробнее о форматировании

Fill in the blank