Вход в систему
02
янв
2017

"Ты плачешь? Послушай... далёко, на озере Чад Изысканный бродит жираф"...


Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд

И руки особенно тонки, колени обняв.
Послушай: далёко, далёко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.

Он видит, что Она грустит, и хочет во что бы то ни стало её утешить. Но как? Не может же Он, «изысканный жираф» Николай Гумилёв, говорить ей, царственной Анне Ахматовой, банальные слова!

Таинственным тоном, деликатно, боясь не спугнуть чувство и в то же время пытаясь повлиять на него, Он начинает рассказывать Ей сказку об Африке, где ходит с грациозной стройностью и негой жираф, украшенный волшебным узором на шкуре.

Ему грациозная стройность и нега дана,
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелится только луна,
Дробясь и качаясь на влаге широких озер.

Так успокаивают маленького ребёнка, который плачет: его отвлекают «от горестных мыслей» игрушкой, конфетой, сказкой. Всё что угодно, даже любой каприз – лишь бы не плакал! Потому что любят… Заботятся, оберегают.

По сути, это стихотворение и есть признание в любви. Утончённое символическое признание, в стиле поэтов Серебряного века.

Он настолько сильно любит, что в отчаянии готов рассказывать Ей сказки хоть всю жизнь, лишь бы она только слушала:

Я знаю веселые сказки таинственных стран
Про чёрную деву, про страсть молодого вождя,
Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,
Ты верить не хочешь во что-нибудь кроме дождя.

Но Она продолжает грустить и даже плачет. И сколько же надо иметь в сердце любви и терпения, чтобы настойчиво и спокойно продолжать успокаивать несмотря ни на что:

И как я тебе расскажу про тропический сад,
Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав.
Ты плачешь? Послушай... далёко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.

Николай Гумилёв два раза делал предложение Анне Ахматовой, но получал отказ. На третий раз она согласилась…
*
Хорошее стихотворение, но по-настоящему я его прочувствовала только тогда, когда оно прозвучало в фильме «Училка». До сих пор нахожусь под впечатлением…
Алла Николаевна, учительница истории, доходит до последней черты своей жизни – у неё сердечный приступ прямо на уроке…
Что случилось?
Утром она, как обычно, выпила таблетки, чашку чая и пошла в школу. Её встретила директор школы упрёком:
- Не успели… Вы не успели сделать отчёты-портфолио для переаттестации…

Зачем заслуженному учителю какие-то портфолио с переаттестацией, если она 40 лет проработала в школе?
Сердце тревожно застучало от обиды и унижения…

Разговор продолжался, директор упрекнула дочерью…
Алла Николаевна:
- Это уже не дети… Мы им не нужны… Их ничто не интересует, кроме электрических игрушек… Школа умирает…
- Не можете найти язык с ребятами – так и скажите, а огульно хаять школу… это, извините, - умничала директор.
- Я ? хаю школу? К чему эта беседа? Я понимаю, что для вас важно – формальности соблюсти, а не детей жизни научить.
- Вы бы лучше дочь свою нормально воспитали. Где она сейчас: в Америке? В Германии? В Рязани? Вся школа об этом гудит… Позорище.
- Из меня получился плохой учитель, Агнесса… И, наверное, плохая мать…

В учительской состоялся нелицеприятный разговор с коллегами:
Учитель физики, молодой мужчина:
- Я вот лично считаю, что сегодняшний образовательный стандарт очень правильная штука, ведь наше дело – донести знания в класс. В надёжной, наглядной форме донести до уродов. А вот хотят они слушать или нет – это их личное дело. И потом: мы - что им? мама, папа, чтобы их воспитывать? А потом отвечай за их воспитание.
И потом, мы все рождаемся личностями. А школа – это есть насилие над личностью.
Алла Николаевна:
- Аристарх Семёнович! Если бы вы хорошо учились в школе и в институте, то вы бы знали, что человек родится индивидуум, а личность – формируется. Воспитывается. Личность – это свобода осознанного выбора. Так что преподавайте свою физику и не лезьте туда, где вы некомпетентны.
Если бы в наше время был сегодняшний образовательный стандарт, то Гагарин бы в космос не полетел. Не было бы экспедиций ни на Марс, ни на Луну. И вообще бы ничего бы не было: ни людей, ни страны, ни будущего. А ваш ЕГЭ… он похож на «Угадай мелодию».
*
Сердце застучало чаще и сильнее…

А потом Алла Николаевна пошла в 11 класс…
- Самым страшным последствием перестройки, по моему личному мнению, стало ваше поколение.

Один ученик принёс в класс пистолет и стал им угрожать...
Сердце билось так, словно хотело вырваться из грудной клетки.
Много чего было в тот момент на уроке.
Таблетки Алла Николаевна глотала одну за другой, но это уже не помогало. Она тихо сползала со стула… Директор, коллеги, родная дочь, ученики класса довели её… она умирала…

И вот в этот момент одна девочка-отличница, почувствовав, что надвигается страшное и что надо это остановить, спасти учительницу, тихо стала читать стихотворение Алле Николаевне:

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд
И руки особенно тонки, колени обняв.
Послушай: далёко, далёко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф…

Слёзы покатились из глаз учительницы…
Вместо земного ада - волшебный мир, где бродит изысканный жираф, где царит гармония и покой...
Класс подхватил чтение стихотворения, вот уже по очереди зазвучали четверостишия...
А сердце стучало всё тише и реже...
На лице учительницы - благодарная счастливая улыбка...
Она победила.


Комментарии
Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Подробнее о форматировании

Fill in the blank