Вход в систему
19
июн
2013
Трудовое воспитание. Классный час на тему "Славься, шахтёров племя! Славься, шахтёрский труд!" (о рабочих профессиях Донбасса)

Трудовое воспитание. Классный час на тему "Славься, шахтёров племя! Славься, шахтёрский труд!" (о рабочих профессиях Донбасса)


Классный час на тему: "Славься, шахтёров племя! Славься, шахтёрский труд!" (о рабочих профессиях Донбасса)
ЦЕЛЬ: дать понятие о значении труда в жизни людей, о многообразии профессий, о труде рабочих Донбасса;
расширить кругозор учащихся, способствовать развитию коллективной и самостоятельной познавательной деятельности, активной гражданской позиции;
воспитывать уважительное отношение к труду.

Сценарий классного часа «Славься, шахтёров племя! Славься, шахтёрский труд!» ( о рабочих профессиях Донбасса)

На доске – цитаты:
«Если вы удачно выберете труд и вложите в него свою душу, то счастье само вас отыщет»
(К.Д.Ушинский)
"Когда труд – удовольствие, жизнь - хороша! Когда труд - обязанность, жизнь – рабство!"
Максим Горький

 

Нынче всякий труд почетен,
Где какой ни есть.
Человеку по работе
Воздается честь.

М. Исаковский

 


Учитель:
Существует такое крылатое выражение: «Человек создан для счастья, как птица для полёта»… Конечно, для счастья… Но всё-таки правильнее звучало бы так: «Человек создан для труда, как птица для полёта».
Труд – основа нашей жизни, как полёт у птицы. Труд творит чудеса: невиданные произведения искусства и архитектуры – результат упорного труда. Новейшие автомобили, станки, медицинские аппараты, компьютерные технологии – тоже результат труда.
Труд помогает человеку реализовать свои способности, проявить таланты. Трудолюбивые и умелые люди во всём мире окружены почётом и уважением. Разве кто-нибудь из вас не мечтает быть признанным? Чтобы эта мечта осуществилась, очень важно в жизни найти свой путь, своё любимое дело. А как это осуществить?
Наш классный час на тему «Славься, шахтёров племя! Славься, шахтёрский труд!» поможет вам сделать первый шаг на пути выбора и станет символичным маяком в океане ваших поисков.

1 ведущий:

 (на экране – картина В.М.Васнецова «Богатыри», камень с надписью на распутье дорог)

...Налево пойдешь - коня потеряешь,
Направо пойдешь - жизнь потеряешь,
Прямо пойдешь - жив будешь, да себя позабудешь.

Из русских народных сказок

Есть и другие варианты выбора: Власть,  Знание, Любовь. Выбор одного пути исключает два другие…

2 ведущий:

Герои русских сказок и былин, оказавшись на распутье трёх дорог, выбирали себе одну. Ученикам сделать свой выбор будет сложнее: им предстоит в будущем не из трёх, а из сотен профессий выбирать свой путь.

 

- Какой путь выбрать? Может быть, тот, который ведёт в науку, к вершинам знаний? Но выйдет ли из тебя толк? Хорошо ли ты в школе учился? Наука – серьёзное и трудное дело. Сможешь ли ты, «не страшась усталости, карабкаться по её каменистым тропам?»

 

 - «Вот склонились к постели твоей люди в белых халатах»… Хочешь стать врачом? Но хватит ли у тебя терпения, любви и сострадания к людям?
 

1 ведущий:

 - Огненными сполохами металлургических плавок загорается  небо Донбасса, гудят заводы, мчатся электропоезда, а в небе летят самолёты, по ночам разливается по городам половодье электрических огней – и всё это благодаря труду людей  самых различных профессий.
 Но много ли ты знаешь обо всех этих профессиях?

Вот мы и поговорим на классном часе о ряде рабочих шахтёрских профессий, чтобы познакомиться с ними,  о людях труда, ведь «шахтёр под землю для того спускается, чтоб на земле хватало всем тепла»…

Звучит песня «Чёрное золото».

  Текст песни «Черное Золото»

Марш шахтеров - Владимир Высоцкий

Не космос, метры грунта надо мной,
И в шахте не до праздничных процессий,
Но мы владеем тоже внеземной
И самою земною из профессий.

Любой из нас, ну чем не чародей,
Из преисподней наверх уголь мечем.
Мы топливо отнимем у чертей,
Свои котлы топить им будет нечем.

Сорвано, уложено, сколото
Черное надежное золото.

Да, сами мы, как дьяволы в пыли,
Зато наш поезд не уйдет порожний.
Терзаем чрево матушки-земли,
Но на земле теплее и надежней.

*

1 Чтец:

 О ДОНБАССЕ ПИШУТ...
Николай Анциферов

О Донбассе пишут в географии,


Что Донбасс - край угля и металла.

Верно. Но для полной биографии

Это очень сухо, очень мало.

Кажется, есть песня о Донбассе,

Терриконы и копры воспеты.

Верно, есть такие. Я согласен.

Только это - внешние приметы.

Ну, а где же люди? Их не видно...

Потому мне горько и обидно...

Я хочу сказать о земляках.

Может быть, получится коряво,

Все-таки

Горняк

О горняках,

Как могу,

Сказать

Имею право.

 

2 ведущий:

В подземном царстве Аида работают шахтёры.

*

Донбасс – шахтёрский край, большинство населения – шахтёры.

А кто из вас представляет себе, что такое шахта?

Давайте совершим виртуальное путешествие в шахту.

В раздевалке наденем брезентовый костюм, резиновые сапоги с портянками и каску. Идём в ламповую, берём шахтёрскую лампу, присоединяем к каске, а к поясу пристёгиваем  аккумулятор: в шахте под землёй ведь темно … (Демонстрируются принесённые школьниками предметы шахтёрского снаряжения, можно показать на экране).

2 чтец:

Что ты знаешь о солнце,

Если в шахте ты не был,

Если видишься с солнцем с утра…

Только тот ценит солнце и высокое небо,

Кто поднялся с зарёй на-гора…

 

1 ведущий:

Перед спуском в шахту нужно непременно запастись водой: во флягу на шахте можно набрать из крана не только газированной воды, но и чая или кофе.

Садимся в лифт и спускаемся на глубину до 1 км… Там находятся залежи каменного угля. Пласты угольные не очень-то и широкие: чаще всего встречаются пласты толщиной 90-240 см. Они распространяются на большие территории, и с ними связаны значительные запасы добываемого угля. В толщах угленосных пород содержится от двух-трех до нескольких десятков угольных пластов.

2 ведущий:

И вот мы спустились в шахту, пока рассуждали о толщине угольного пласта. Из лифта – «клети» -  выходим в штрек, который похож на туннель в метро. Дует сильный ветер: это работает вентиляция, чтобы под землёй не скапливались взрывоопасные газы.

В вагонетках по рельсам везут уголь.

Коренной штрек в шахте – это как бы главная улица, от которого отходят под прямым углом бортовые штреки. Угольные пласты между штреками закрепляются за бригадами горнорабочих, которые должны «вынуть» весь уголь из этого квартала. В очистной забой доставляют угольный комбайн, который рубит уголь.

Ленточный конвейер переправит его в нужное место.

А знаете ли вы, какого размера забой, в котором работают шахтёры? Иногда меньше метра… Работать приходится лёжа…

3 чтец:

Николай Анциферов, макеевский поэт, писал о труде шахтёра:

ВЕЛЬМОЖА

Я работаю, как вельможа,

Я работаю только лежа.

Не найти работенки краше,

Не для каждого эта честь.

Это - только в забое нашем:

Только лежа - ни встать, ни сесть.

На спине я лежу, как барин.

Друг мой - рядом, упрямый парень.

«Поднажмем!» -

И в руках лопата

Все быстрее и веселей.

Только уголь совсем не вата:

Малость крепче и тяжелей.

Эх, и угольная перина!

Не расскажешь о ней в стихах.

Извиваешься, как балерина,

Но лопата играет в руках.

Отдохнуть бы минуту, две бы!

Отдыхаешь, когда простой.

Семьянин говорит о хлебе,

О любви говорит холостой.

Но промчится пара минут -

И напарник мой тут как тут.

Шепчет: «Коля, давай, давай!

Вместе взялись, не отставай!»

На спине снова пляшет кожа.

Я дружку отвечаю: «Есть!»

Я работаю, как вельможа,

Не для каждого эта честь.

1 ведущий:

 - Уголь добывают горнорабочие очистных забоев, сокращённо – ГРОЗ, но сначала дорогу для работы им прокладывают проходчики, которые нарезают для ГРОЗ определённые участки для выемки угля. Проходческий комбайн напирает на каменную стену, сгребает обломки двумя клешнями и отправляет их на конвейер, с конвейера порода направляется на террикон.

В шахте есть ещё множество профессий: ЭМС, ВШТ, РВУ, БВР.  У многих из вас родители работают на шахте. Расскажите, что вы узнали от них о выбранных ими профессиях. (Задания, рассчитанные на работу в группах,  давались заранее: расспросить у родителей о шахтёрской профессии, подготовить презентацию о профессии, желательно в электронном виде).

2 ведущий:

ЭМС – электромеханическая служба      - отвечает за работу подземной техники, насосов водоотлива, вентиляторов, освещения, сигнализации. (Сообщения учащихся о профессиях ЭМС)

ВШТ – внутришахтный транспорт. Машинисты электровозов и путевые рабочие вывозят из шахты уголь и породу, перевозят людей и технику, проверяют и ремонтируют рельсовые пути. (Сообщения учащихся о профессиях ВШТ)

 

РВУ – ремонтно-восстановительный участок, поддерживает штреки в хорошем состоянии, чтобы не допустить обвалов. (Сообщения учащихся о профессиях  РВУ)

 

БВР – буро-взрывные работы. Что делают специалисты БВР? Они закладывают заряды и взрывают породу, таким образом заменяя иногда работу проходческого комбайна. ((Сообщения учащихся о профессиях БВР)

Вот как много профессий в шахте! Но мы поговорили только о подземных профессиях, а ведь есть ещё наземные: экономисты, горные инженеры, плановики, маркшейдеры, диспетчеры  и многие другие.

4 чтец:
Шлет он золота черные слитки,
И идет по земле от него
Свет шахтерской широкой улыбки
И шахтерского света тепло.
Полон света, любви и задора
Человек, раздвигающий тьму.
Если встретите где-то шахтера,
До земли поклонитесь ему!
(последние две строчки класс повторяет хором и кланяется шахтёрскому труду)

Учитель:

Дорогие ребята! Помните об этом!

Старайтесь быть полезными людям.

  Именно от вас, от вашего труда зависит, какими будут наши подъезды, школьные коридоры, двор, в котором вы живёте, ваша школьная тетрадка и дневник!

 Трудитесь так, чтобы все вокруг доставляло огромное удовольствие, делало вашу жизнь интереснее и содержательнее. Помните: «Когда труд – удовольствие, жизнь – хороша!»

 


Комментарии
Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Подробнее о форматировании

Fill in the blank