Рубрики
Вход на сайт

Вы здесь

16
июл
2012

Стоит или нет брать кредит в банке? или Кредит - это оптимизм, дошедший до абсурда

Перед вами остро встал вопрос по Гамлету: брать или не брать? Брать или не брать кредит в банке? Ведь так заманчивы перспективы обладателя свершившейся мечты! Но так туманно будущее...
Мой виртуальный друг из Казахстана Константин Ильченко опубликовал в газете супер-актуальную статью о том, почему всё-таки не стоит соблазняться лёгким путём к достижению поставленной цели и брать для этого кредиты в банке.
"Жить надо по средствам. Это аксиома. Но жить хочется хорошо. А если нет средств для того, чтобы жить хорошо? И вот тут-то на помощь гражданину приходят банки. И как только они ни уговаривают обывателя взять у них кредит! А вот кухонные оbserver’ы «АТ» РАВ-СЕРЕН и МЛАДШИЙ КОМВЗВОД кредитов не берут. Потому что знают: «Брать кредиты в наше время, в нашей стране, у наших банков - всё равно, что лютой зимой наложить самому себе в штаны. Поначалу даже тепло и приятно!».

Кредит - это оптимизм, дошедший до абсурда

Младший комвзвод. - Соломон Соломонович, таки можешь меня поздравить! У меня, как и большинства граждан нашего Отечества, на счету в банке появился круглый счёт!
Рав-серен. - Мазл тов, Шлёма Натанович! И таки какой же, если это не есть секрет?
М.К. - Ноль, Соломон Соломонович!
Р.-С. - Ну, и что, Шлёма Натанович, таки мешает в этих условиях взять кредит? Таки без залога, без поручения и без справки о доходах! И настанет для тебя счастье великое!
М.К. - Соломон Соломонович, типун тебе на твой великий и могучий русский язык! Я за свою долгую и длинную сознательную жизнь кредитами не пользовался ни разу и в оставшееся мне время не собираюсь нарушать эту традицию!
Р.-С. - То ж самое, Шлёма Натанович! В советское время, помнится, дважды брал вещи в кредит, это были радиоприёмник «Океан» и цветной телевизор «Фотон». Правда, когда оформлял документы на покупку цветного TV-ящика, главбух мне сказал: «Вот возьмёшь ты себе этот телевизор и будешь с ним… («Возиться!») больше, чем с любовницей!». И ты будешь смеяться, но он оказался таки прав!
М.К. - И я о том же самом, Соломон Соломонович! Ну не хочу я быть для банка лохом ушастым, как принято говорить в среде твоих бывших клиентов! Когда наш отечественный банк берёт на Западе кредит под, скажем, восемь, максимум, десять процентов, а тебе выдаёт уже под двадцать пять, ничего при этом не производя!... Ну чем, скажи, не лохотрон?
Р.-С. - Не мне, Шлёма Натанович, не мне!… Я в эти игры принципиально не играю! Мало того, я даже принципиально не консультирую этих заёмщиков, погнавшихся за халявой! Как говорят в «хлебосальной» Малороссии, «очи бачилы, що бралы, йижте тепер, хочь бы вам и повылазыло!».
М.К. - Таки и прям не консультируешь, Соломон Соломонович?
Р.-С. - Никак нет, Шлёма Натанович! Скажи, пожалуйста, какая консультация может помочь даме, которая в своё время брала кредит в Банке С Высоким Рангом? Получив в банке 110 тысяч тенге, она должна была выплатить банку через тридцать шесть месяцев (Только не падай со стула!) 205 695 (двести пять тысяч шестьсот девяносто пять) тенге ноль-ноль тыйин! Такое, извини меня, не лечится!
А в этом году она в Прощёное Воскресенье даже телефонировала в банк с просьбой простить ей этот кредит…
М.К. - И что, Соломон Соломонович? Ей таки этот кредит простили? Вряд ли… Долги прощать - это тебе не грехи отпускать, здесь экономический интерес присутствует! Если в голове масла нет, из тухеса его не возьмешь! Добро бы кредит этот пошёл на развитие какого-либо бизнеса, добро бы эти деньги работали на эту даму…
А так…. Наверняка, вся эта сумма была проедена и спущена затем через фановую систему канализации! Или таки я не прав?
Р.-С. - «Бывает нечто, о чем говорят: «Смотри, вот это новое»; но это было уже в веках, бывших прежде нас» (Еккл., 1:10), Шлёма Натанович! Мне одно интересно: как думаешь: отучится наш народ когда-нибудь от веры в халяву? Или так и будет жить по принципу Ходжи Насреддина: «Или я, или ишак, или падишах»?
М.К. - Никогда, Соломон Соломонович, никогда! Или, Never, если тебе ближе язык Вильяма, понимаешь, нашего Шекспира! Страсть к халяве сидит в нашем человеке на генетическом уровне, а ген, как ты знаешь, рождается на протяжении жизни пяти-шести поколений! Так что изменения возможны. Но никак не ранее, чем через 150 лет!
Р.-С. - Шлёма Натанович, у меня алиби - я столько жить не планирую!
М.К. - Я таки тоже, Соломон Соломонович! И заёмщики банков, видимо, тоже! Вот и надевают они себе на шею этот кредитный «галстук»!
Р.-С. - Да уж, Шлёма Натанович! Лучше, чем сказал великий русский поэт Михаил Светлов, родившийся в еврейской семье, не скажешь: «Берёшь чужие деньги и на время, а отдаёшь свои и навсегда». Так что я не то, чтобы отрицательно отношусь к кредитам, я их не признаю! Я в этом вопросе солидарен с древними персами, которые первым пороком считали - быть должным. И лишь только вторым - лгать людям.
М.К. - Вот уж не думал, что ты, Соломон Соломонович, древний перс! О том, что ты старый дятел - знаю, а за древнего перса впервые слышу! А теперь поставь себя на место рядового обывателя, которому абсолютно все СМИ - и печатные, и электронные - денно и нощно, что называется, ездят по ушам: «Возьми кредит! Возьми здесь и сейчас!», и что таки ты почувствуешь?
Р.-С. - А ровно ничего не почувствую, Шлёма Натанович! Я просто эту рекламу игнорирую! И ты таки будешь смеяться, но на TV-канале «Культура», на Радио «Орфей» и Radio Swiss Classic тоей рекламы нет! Почему-то…
М.К. - Но ведь жить, Соломон Соломонович, хочется хорошо, так в тоей рекламе! И хорошо жить хочется сегодня, а не в 2030 году! Вот и берут наши граждане кредиты не в одном, а сразу в нескольких банках, не заботясь о последствиях такого решения. Или используют кредиты не по назначению. Т.е. Ну, ты меня понял!...
Р.-С. - Аз-ох-н-вэй, Шлёма Натанович! Это ты так ёрничаешь, или это таки одно из двух? Если человек не может накопить деньги на то, что ему так страстно хочется иметь, например, плазменный TV, или авто для себя, или манто для жены, ты можешь дать гарантию в том, что он вообще в состоянии расплатиться за кредит? Я лично - нет!
И второе. Зачем переплачивать, случайно, не знаешь? Получить в банке 110 тысяч тенге, а потом отдать ему в течение трёх лет 205 695? Извини меня, но на такое согласится только клинический едийёт!
М.К. - Соломон Соломонович, этот клинический едийёт твои личные имущественные и неимущественные права, а также охраняемые законом интересы каким-то образом нарушает? Надо думать, твоя дама - девочка взрослая, у неё паспорт на руках имеется! И она, наверняка, знала, на что шла! А коли не знала, должна была знать! Это её коммерческие риски!
Р.-С. - Аз-ох-н-вэй, Шлёма Натанович, научил таки тебя азам юриспруденции на свою голову! Какие словесные обороты стал употреблять!
М.К. - Чья школа, Соломон Соломонович, чья школа! Ты вот на что обрати внимание. Номинальная зарплата в нашем славном Отечестве растёт быстрее объёмов производства, при этом доля обрабатывающей промышленности находится, что называется, ниже плинтуса!
Р.-С. - Ещё бы, Шлёма Натанович, трусы и те пошить сами не можем, всё тащим из-за бугра!
М.К. - А причина в том, Соломон Соломонович, что:
- банкам не хватает средств для того, чтобы кредитовать реальный сектор экономики;
- бизнесмены, в отличие от знакомой тебе дамы, очень хорошо умеют считать cash и безнал, они прекрасно понимают, что, взяв кредит под предлагаемые им проценты на развитие предприятия по пошиву тех же трусов, вряд ли смогут с ним рассчитаться! Ибо эти самые трусы тогда, если не продавать их себе в убыток, будут обходиться нам с тобой по цене норковой шубы!
Р.-С. - А зато наши Басеке с самых высоких трибун, уподобившись повару из знаменитой басни И.А.КРЫЛОВА «Кот и повар», не перестают вещать о социальной ответственности бизнеса и банкиров, а банки, как тот Васька, внимательно все эти увещевания слушают и по-прежнему вкушают свой высокий банковский процент!
М.К. - Известно ли тебе, Соломон Соломонович, что на 1 января 2012 года в кредитном портфеле банков 52,4 процента занимали сомнительные кредиты, 21,8 процента — безнадежные? Ныне найти надежного заемщика в Казахстане считается большой удачей. И это в то время НацБанк радостно рапортует о рекордно низкой инфляции за последние годы.
Р.-С. - И, тем не менее, Шлёма Натанович!.. Банки продолжают относительно безбедно существовать, средняя зарплата в апреле этого года в финансовой и страховой деятельности составляла 205 762 тенге! Красиво жить не запретишь!
М.К. - Aprеs nous le dеluge*! То, что банки могут вылететь в трубу из-за банальной жадности и ни с чем несоизмеримой алчности, похоже, никого не волнует!
Р.-С. - Никак нет, Шлёма Натанович! Потопа не будет! И банки в трубу не вылетят! А будет то, что «уже было в веках, бывших прежде нас» (Еккл., 1:10)! Банковский кризис придёт, он никуда не денется, он неизбежен, как дембель, как мировая революция! И вновь наши Басеке будут спасать банки, вливая в них бюджетные, т.е. наши с тобой деньги!
М.К. - При этом никто за эту жадность не понесёт ответственности, а ochlos’у наши макси- и мини-Басеке будут ездить по ушам, убеждая его в том в разумности и неизбежности этого вливания. И что характерно: банкам помогут, их кредиты перед западными банками погасят, а отечественному заемщику, как это бывало не раз, скажут: «Спасение утопающих - дело рук самих утопающих»! А его т.н. проблемные кредиты, передадут коллекторским агентствам, и вот тогда-то он и поймёт, у кого тфилин квадратнее!
Р.-С. - И что мы имеем в графе «Итого»? А имеем мы то, что в наших реалиях кредит можно брать лишь при условиях абсолютной уверенности в будущем и только в том случае, если эти деньги позарез нужны именно здесь и именно сейчас, а не в отдалённой перспективе.
И перед тем, как взять кредит, нужно трижды подумать, выполняются ли эти условия. Иначе…. Иначе вместо потребительского рая кредитное рабство обеспечено.

* Aprеs nous le dеluge (франц.) - После нас хоть потоп".
http://www.aktobetimes.kz/Za_zhizn_26.shtml


Добавить комментарий