Рубрики
Вход на сайт

Вы здесь

29
июл
2019

"Сто лет одиночества" Катерины Ивановны

 Старый дом за углом,
Не могу на него наглядеться.
Помнит он о былом,

О далёком курносом детстве...
Таганрог, улица Гастелло, дом недалеко от автобусной остановки "Мостик". (Помню, искала: где же мост? Мне показали: через канаву перекинут кусок выгнутого вверх железа - "мостик" - длиной 2 метра, в честь него  - название остановки. В общем, фантазии у кого-то не хватило).

Здесь прошли мои студенческие годы…

Тогда у Таганрогского авиационного техникума не было своего общежития, и все студенты снимали жильё в частном секторе. Возраст наших студентов на ту пору - по 15-16 лет… И родители не боялись нас отпускать учиться в другие города. Мобильных телефонов, разумеется, не существовало ещё даже в самых смелых научных проектах. Писали письма родителям. И ничего плохого ни с кем никогда не случалось. «Застойные Брежневские времена», - так теперь характеризуют тот период историки. Пусть всегда будет такой «застой»!

Меня привели показать моё новое жильё. В глаза бросилась стерильная чистота, музейный порядок комнаты, как будто здесь никто и не проживал вовсе.  Всё показалось милым и уютным, я согласилась здесь жить.

На столе, покрытом белой скатертью с голубыми клетками по углам, стояли часы с дарственной надписью: от трудового коллектива на память в связи с выходом на пенсию, 1961год. (Точь-в-точь на фото такие же часы).

Поскольку часы стояли передо мной в течение 4-х лет учёбы в техникуме, дата выхода на пенсию моей квартирной хозяйки Катерины Ивановны  запомнилась мне на всю жизнь.

 

Катерина Ивановна уже давно жила одиноко. Мужа её, грека по национальности, забрали в 1937 году. Больше о нём она ничего не знала. Ни одной весточки в течение жизни! «Мы жили с мужем очень хорошо, он был красавец необыкновенный, хороший хозяин и семьянин. Наверное, кто-то из соседей позавидовал и написал донос», - рассказывала Катерина Ивановна.

Во время Великой Отечественной войны её дочь заболела туберкулёзом. Лечение не принесло результатов. В 18 лет она умерла. От переживаний на нервной почве у Катерины Ивановны сразу выпали все зубы, она вставила протезы, которые снимала на ночь  и помещала в стакан с водой.

Женщина осталась совершенно одинокой. Часто меня по ошибке называла Валей (так звали её дочь). Далёкие родственники у неё были где-то в Риге, то ли сестра двоюродная вышла замуж за военного и оказалась там, то ли ещё кто - точно не помню.

Рассказы Катерины Ивановны о её прошлом я слушала с интересом. Мне кажется, что ничего не случается в жизни просто так и что встреча с нею тоже предопределена моей судьбой. Её жизненные наставления, мысли, взгляды (об этом я расскажу позже) призваны были стать моими ориентирами в этом "яростном и прекрасном мире".

С тех пор прошло почти полвека… После окончания техникума я приезжала пару раз к Катерине Ивановне  летом, отдыхали на море несколько дней. Позже хотелось навестить, но… вы знаете, как это бывает. Потом пошли «перестройка» с развалом Советского Союза, всё некогда и не на что, потом мысли: её, наверное, уже нет в живых. Ведь 1906 года рождения…

Она мне часто снилась, хорошо снилась: я у неё дома, мы рады встрече, разговариваем. Сны о ней тревожили меня: как она там жила, одна? Когда умерла? Съездить бы в Таганрог – но куда? К кому?

И вот я стою у её дома… Ничего не изменилось. Стою и смотрю. Из калитки выходит женщина лет 45-50, в красивом белом платье, она идёт, наслаждаясь воздухом, цветами, всем вокруг. Если бы режиссёру какого-нибудь фильма понадобилось бы снять эпизод «изображаем счастье», то лучшего момента для кино я не представляю.

Наш короткий разговор (таксист поторапливал меня, нервничал):

 - Скажите, вы знаете, что в этом доме жила К-ва Катерина Ивановна?

- Да, я её племянница! – с гордостью ответила женщина. Потом с тревогой посмотрела на меня и строго спросила: - А вы кто?!

- Я здесь жила у неё на квартире, когда была студенткой.

- А, помню, она что-то рассказывала…

Катерина Ивановна прожила…  103 года! «Сто лет одиночества»! Умерла в 2009 году. Мне стало не по себе: почти двадцать пять лет я думала, что она уже ушла из жизни! Не приехать ни разу за эти двадцать пять лет! Значит, не просто так она мне снилась…

Ничего в этой жизни исправить нельзя.

По весне, в вышине
Занимаются ранние звёзды.
Я иду в тишине
На знакомый мой перекрёсток.
Старый дом за углом,
Не могу на него наглядеться.
Помнит он о былом,
О далёком, курносом детстве.
Помнит он о былом,
О далёком, курносом детстве.

Здесь я жил и дружил,
Здесь любимой руки я коснулся.
Здесь на бой уходил
И с победой домой вернулся.
Где б ни жить под луной,
По каким бы краям ни скитаться,
Мне с родной стороной,
Словно с песнею, не расстаться.
Мне с родной стороной,
Словно с песнею, не расстаться.

Не забыть нипочём
Это небо в задумчивых звёздах,
Старый дом за углом
И заветный тот перекрёсток.
Старый дом за углом
И заветный тот перекрёсток.


Добавить комментарий