Рубрики
Вход на сайт

Вы здесь

16
янв
2011

Создание "свободных текстов" на уроках русского языка и литературы как технологический приём развития критического мышления.

Технологические приёмы развития критического мышления на уроках русского языка и литературы: создание "свободных" текстов.
Развитию критического мышления на уроках русского языка и литературы способствуют разнообразные творческие задания: Составление синквейна, сочинение по метафоре, задания типа Varia, стихотворение "Я", сочинение-метаморфоза, составление текста "11-словие", "кинолента видений, синкан и сенкан.

Задания типа Varia (кроссворды, ребусы, шарады и т.д.)
Например:
1.Попытайтесь узнать, какие слова Т.Г.Шевченко здесь зашифрованы:
Ы Ю Л К
Е Я Б О
В Н В О
Ч О Ю Р
О Т Л Т
Н С К Е
Е Е Ь Г
Т М О С
Н Д Ю Т
(Читая в каждом столбце, начиная с правого крайнего, сначала первую букву сверху, затем первую букву снизу, вторую букву сверху, затем вторую букву снизу и так далее, прочтёте: «Кто согрет любовью к людям – не остынет вечно».
2.Арифмогриф
Найдите для чисел 1,2,3,4,5 соответствующие буквы, которые в различных комбинациях образуют слова следующих значений:
1,2,3,4,5 – создатель какого-либо произведения (автор)
4,3,2,1,5 – основа различных супов (отвар)
3,1,2,5,4 – клеймо, выжигаемое на коже или на рогах сельскохозяйственных животных (тавро)
5,4,3,1 – войсковое подразделение (рота)
2,1,5 – римский политический деятель и полководец (Вар)
4,3,1,5,1 – стадо овец (отара)
2,4,5,4,3 – древнейшая грузоподъёмная машина (ворот)
4,3,1,2,1, - трава, отросшая после покоса (отава)
3,4,2,1,5 – вещь, производимая не для собственного потребления, а для обмена или продажи (товар)

Составьте «Свободные тексты». Требования к "11-словию": текст состоит из 11 слов (значимых и служебных), расположен на 5 строках (1,2,3,4,1слов в каждой строке соответственно).
Первая строка - цвет, качество (прилагательное).
Вторая строка - "о чём пишу" (прилагательное+существительное).
Третья строка - тема расширяется, три слова.
Четвёртая строка - о себе, 4 слова.
Пятая строка - результат, вывод. 1 слово.
Например:
«11-словие» на тему "Погода".
Солнечная.
Хорошая погода.
Летом длится долго.
Я люблю погожие деньки.
Радуюсь!
Сочинение по метафоре. Требования: состоит из 6-ти характеристик в определённой последовательности:
*цвет;
*вкус;
*запах;
*внешность;
*звук;
*качество переживаний.
*первое слово каждой строчки - название стихотворения.
Например:
Книга.
Книга – это яркие открытия.
Книга – это сладкие познания.
Книга - это аромат мира.
Книга похожа на жизнь.
Книга – это звуки оркестра.
Книга – это радость жизни.

Стихотворение «Я».
Пишется от лица предмета или героя литературного произведения. Словом "Я" начинается каждая нечётная строка.
Например:
Я Гамлет.
Проливаю кровь.
Я Гамлет.
Защитить хочу любовь.
Я Гамлет.
Стремлюсь порвать коварства сети.
Я Гамлет
Храню любовь к единственной на свете.

Сочинение-метаморфоза. Идентификация с предметом: что чувствую, что случилось...
Например:
Однажды я почувствовала, что я – книга на библиотечной полке. В книжном хранилище меня окружало множество книжных полок, заполненных самыми разными книгами. Библиотекарь приходила, выбирала книги и уносила, чтобы отдать очередному читателю.
«Интересно, а меня выберут?» - думала я. И вот настал мой час. Меня выбрали для чтения, принесли домой. Мне повезло! Со мной обращались бережно, осторожно и трепетно. Надо мной рыдали, следы слёз так и остались у меня на нескольких страницах.
Потом пришёл час расставания. Не хотелось терять друг друга. Но такова суровая необходимость!
Как-то раз попала я в руки одного мальчишки. Он меня выбирать не хотел, просто его в школе заставили прочесть для внеклассного чтения, чтобы написать отзыв обо мне. Он не стал читать, а вырвал несколько листов, чтобы списать потом в классе. Мне было очень больно. Обидно. Но пожаловаться никому не могу, ведь мы, книги, говорим словами автора, а не своими.
Всякое было в моей судьбе. Однажды меня положили в одну сумку с продуктами, молочный пакет порвался, и я вся промокла, буквы расплылись. Меня высушили, но я «растолстела» в объёме из-за покорёженных листов. Теперь многие отказываются от меня, говорят, что такую книгу не хочется в руки брать. Подолгу в задумчивости смотрю на полки с такими же книгами, как и я, и думаю: « А как сложится их судьба?» Так хочется, чтобы они подольше жили!

Кинолента видений.
Ключевые слова.
Ворона, сыр, лисица, ель, мудрость.
Ворона нашла на улице кусочек сыра.
Взгромоздившись на ель, она решила позавтракать.
Лисца увидела сыр и решила обманным путём им завладеть.
Но ворона проявила мудрость, сказав лисице: «Эту басню каждый школьник знает». Сыр она придерживала когтистой лапой. Лисица осталась ни с чем.


Добавить комментарий