Рубрики
Вход на сайт

Вы здесь

08
июн
2012

С открытием клубничного сезона! Картина Машкова "Клубника и белый кувшин"

Картина Машкова И.И. "Клубника и белый кувшин" жизнерадостно напоминает о том, что клубничный сезон этого года открыт! Запасайтесь витаминами!
Говорят, что их в клубнике множество, особенно витамина С. По его содержанию в изображённых на художественном полотне красивых спелых ягодах на фоне белого кувшина никакие другие дары лесов и садов просто не выдерживают конкуренции . Пожалуй, только чёрная смородина может претендовать на спор с клубникой о витаминном превосходстве.
"Если клубника будет находится на вашем столе каждый день, вы значительно улучшите свое здоровье, так как она укрепляет иммунную систему и стенки сосудов", - утверждает наука. Но как добиться, чтобы клубника была на нашем столе каждый день?! Клубничный сезон, как "наше северное лето - карикатура южных зим", мелькнёт - и нет... Как и купальный сезон. Ждёшь, ждёшь лета... А что там того лета?
Купальный сезон начинается от Ивана Купалы 7 июля, а заканчивается - уже 2 августа, на Илью…
Так мало! Обстоятельство весьма удручающее… Гнетущее. И хоть сейчас не очень-то обращают внимание на церковные рекомендации по купальному сезону и смело их нарушают, купаясь в водоёмах в любое время и руководствуясь в жизни лишь собственными желаниями, прислушиваться к народной мудрости всё-таки следовало бы… А то из-за нарушения запретов, как говорится,  в душе остаётся осадок… Ведь не зря в народе существует поверье, что после Ильи купаться нельзя: «После Илья купается только свинья».
С народной мудростью, накопленной за тысячелетия, нельзя не считаться. Говорят, что после Ильи вода становится холодной, теряет свои полезные свойства, что нечисть в ней заводится всякая. Моя бабушка рассказывала, что после Ильи пошла как-то купаться на Друть (река в Белоруссии, приток Днепра), поплыла, а из воды прямо перед ней вынырнула какая-то нечисть с крысиной мордой! Говорит, перекрестилась: «Свят! Свят! Свят!», выскочила на берег и больше после того, как Илья прошёл, в воду – ни-ни!..
Кто её там так сильно напугал? Наверное, это была ондатра – водяная крыса… Но ведь с 7 июля по 2 августа она же не выныривала перед людьми! Что-то есть такое… Надо верить и прислушиваться.
Так вот, полезный клубничный сезон короче купального... Так что торопитесь!)

По картине Машкова И.И. "Клубника и белый кувшин" в школе пишут сочинения. «А что писать? Я не знаю, что писать!» - типичные заявления многих школьников после часового разъяснения учителем кратких сведений о жизни художника, темы произведения, идеи, содержания картины, формы и цвета, что там «на переднем» и «на заднем» плане картины. С чувством «оскорблённого человеческого достоинства» сидят «незнайки» на уроке, демонстрируя своим видом отрешённость от происходящих в классе событий, гордость и стремление к свободе и независимости. (Учителя, терпения вам! Терпение – одна из многих учительских добродетелей, щедро вознаграждаемых государством в материальном эквиваленте).

Ну, а для тех учеников, которые по-прежнему не знают, что писать в сочинении по картине, набираюсь терпения и ещё раз объясняю: прочтите рассказ жены художника о картине "Клубника и белый кувшин" и об истории её создания.

 

 

"Я могу вам рассказать, как был написан натюрморт «Клубника и белый кувшин». Это было в 1913 году, когда мы только что вернулись из Италии и были полны впечатлений о прекрасных античных скульптурах. Началось жаркое лето, и мы решили провести его на даче у бабушки Ильи, в большом старом деревенском доме. Помню раннее утро, просыпаюсь, а Ильи уже нет. Думаю, не приготовить ли завтрак, беру кувшин с молоком и выхожу в горницу. Вижу: на большом накрытом холстом столе стоит овальное серебряное блюдо с клубникой. Кто-то уже собрал утренний урожай, я подхожу к столу, вдыхаю неповторимый аромат клубники. Ставлю кувшин рядом, выбираю самые крупные ягоды и начинаю делить: вот эту мне, эту Илье, эту еще раз мне, а эту еще раз ему, одну ягодку успеваю съесть. В это время распахнулась дверь, вошел Илья и радостно сказал: «Посмотри, что я принес! – Он поставил на стол тарелку с черной и белой смородиной. – Какая смородина уродилась!». За спиной он прятал что-то еще: «А это тебе!». И протянул несколько веточек смородины. На нашем обеденном столе всегда красовался небольшой букет незабудок, шиповника или маргариток. И вот теперь на стол я поставила веточки смородины. «Давай завтракать!» – говорю я. «Подожди, посмотри, какая красота, это очень хочется написать!» В комнате было темновато, и я подошла к окну и отдернула занавеску. «Вот это то, что надо». Солнечные лучи осветили ягоды и кувшин, у них появился объем. Это из-за игры света и тени. На черных ягодках смородины засверкали блики, а белая смородина просто засветилась на солнце, как бриллианты. Усилились контрасты между предметами. «Посмотри, какое богатство – просто россыпи драгоценностей! Я должен это нарисовать!». Некоторое время он выбирал, чем будет писать. Сначала он взялся за акварельные краски – нет! Акварель была слишком прозрачна для этого натюрморта. Потом взялся за пастель – цветные сухие мелки, которые мы привезли из Италии. Нет! Тоже не то. Пастелью можно передать много оттенков, но не контрасты. Это будут масляные краски! Они более густые. Илья подвинул мольберт, взял толстую кисть, небольшой холст – и началось рождение чуда. Сначала на заднем плане он написал темную комнату и блюдо с ягодами. Потом в центре картины быстрыми широкими мазками написал тарелку, ветки смородины и белый кувшин. Следы от мазков на кувшине он смазывал пальцем: фарфоровый кувшин ведь гладкий, блестящий и холодный. Потом на переднем плане, словно артисты на авансцене, стали появляться крупные ягоды клубники и случайные веточки малины. Клубника была ярко освещена солнцем. Каждая ягодка словно играла свою роль. «Как ты назовешь свою картину? Наверное, "Ветки смородины”!» – предположила я. «Нет, главные герои моей картины – клубника и кувшин. Знаешь, блеск кувшина напомнил мне древние мраморные античные скульптуры – стройные, гармоничные и холодные. Клубника – очень живая, она только что от земли. Душистая, сочная, приносящая столько радости человеку! Чудесный дар природы!». Законченная за час картина была вся пронизана светом.

У вас в руках всего лишь репродукция, копия картины, сделанная типографской машиной. Только подлинник может точно передать колорит натюрморта. На самом деле все краски намного ярче! Этой картине – 87 лет, почтенный возраст. (Художник поставил свою подпись слева внизу и дату на обратной стороне холста.) Когда я бываю в своей любимой Третьяковке, я общаюсь с картинами как со своими друзьями. Вижу знакомый натюрморт издалека, мысленно здороваюсь, подхожу. Да, это было в 1913 году, Илье – 32 года, прекрасное время! Мы, молодые и счастливые, только что вернулись из Италии. С возрастом я стала замечать еще одну вещь: настроение легкой грусти в картине".

Ну, как? Теперь напишете сочинение по картине? )))


Добавить комментарий