Рубрики
Вход на сайт

Вы здесь

16
дек
2013

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы путём использования метода теории решения изобретательских задач.

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы путём использования метода теории решения изобретательских задач.

ТРИЗ - уникальный инструмент для:
• поиска нетривиальных идей,
• выявления и решения многих творческих проблем,
• выбора перспективных направлений развития техники, технологии и снижения затрат на их разработку и производство,
• развития творческого мышления,
• формирования творческой личности и коллективов.
Эта теория стала популярной не только в России, но и в США, Канаде, Японии, Израиле, ведущих странах Европы и Юго-Восточной Азии.

Проблема развития творческих способностей учащихся становится всё более актуальною в связи с изменениями, которые происходят в обществе.

Эти изменения обусловливают необходимость воспитания поколения, ориентированного на решение сложных интеллектуальных проблем. Современные высокие требования к качеству учебно-воспитательного процесса требуют внедрения ТРИЗа (теория решения изобретательских задач). Основы этой технологии разработаны инженером и писателем Генрихом Сеуловичем Альтшуллером.

ТРИЗ способствует реализации творческих способностей личности.
Выделяют такие методы творческого мышления:
1. Метод проб и ошибок.
Суть метода заключается в решении проблемного задания через отбор разнообразных вариантов решений.
2. Метод контрольных вопросов.
Этот метод является усовершенствованным вариантом метода проб и ошибок, а также одним из методов активизации творческого мышления. Цель метода: при помощи наводящих вопросов подвести детей к выполнению поставленного задания.
3. Метод фокальных объектов, или Метод каталога – один из методов активизации творческой мысли, который помогает снять психологическую инерцию и найти оригинальные решения.
4. Метод синектики. Синектика – объединение разнородных несовместимых элементов, метод предусматривает использование 4-х приёмов, основанных на аналогиях: прямой, емпатия, символичный, фантастический.

При помощи МФО решаются такие задания:
1. Придумать что-то новое, видоизменяя или улучшая реальный объект.
2. Познакомить детей с чем-то новым или закрепить ранее полученные знания, рассматривая предмет с необычайной стороны.

3. Проанализировать художественное произведение или картину.
4.Сочинить рассказ или сказку про объект, который рассматривается, используя разные типы и стили речи.

Метод МФО можно использовать при различных видах творческой работы на уроках русского языка.
Например:
1. Написать сказку про Колобка (Репку, Теремок и др.) в разных стилях речи.
http://www.madamam.ru/blog/skazka-pro-kolobka-v-raznykh-stilyakh-rechi
Жили-были дед и бабка. Жили скромно – без достатка. Ели редьку, пили квас. Вот такой нехитрый ужин каждый день: из раза в раз. Вот на этой грустной ноте и начну я свой рассказ.
Раз «нашло» на старика: «В доме где-то точно была неучтенная мука». Он на бабку строго смотрит, та тихонько взгляд отводит.
- Да, муки немножко есть. Есть да не про вашу честь. Ты своей немытой рожей ее трогать не моги. Собиралась я испечь к именинам пироги.
- Что за гнусную змею я пригрел в своем дому! Или ты меня не знаешь? Ну-ка быстро подь сюда - чтобы не позже получаса на столе была еда. Может ты не понимаешь? Я сейчас убью кого-то! Объясняю по-английски: вери хангри – жрать охота.
- Все исполню сей же час. Ты испей покуда квас. Для такого дурака испеку я колобка. Все равно зубов уж нету – хоть полижешь шарик этот.
- Вот и ладно, вот и чудно. Так бы сразу. Что те трудно? Нелегко меня понять? Думаешь мне не противно – грубой силой угрожать? Только знай, моя голубка. Ты в моих приоритетах стоишь сразу за желудком. Хоть ты лбом об стенку бей – понимаешь, кто главней?

Бабка горестно вздохнула, на него рукой махнула, положив на сгиб другой. Получился жест плохой. Замесила молча тесто, разогрела в печке место. И скатав то тесто в шар, прямо в пыл его и в жар, на ухвате поднесла и заслонкой печь закрыла. Вот такие вот дела.
Колобку старик был рад, обе ноздри подставляя и вдыхая аромат.

- Соблюдала ль в рецептуре ты, старуха, каждый пункт? Не хочу я отравиться, потребляя в одиночку хлебобулочный продукт!

Ещё один отрывок из текста на тему Колобка:
Сказочный сюжет может служить символической иллюстрацией неудачного терапевтического процесса нарциссической личности. Первые три фигуры психотерапевтов – заяц, волк и медведь, – мужские фигуры, и у каждой из них при встрече с колобком констеллируется агрессивный комплекс пожирающей матери. Причем, эта констелляция происходит при контрпереносе терапевта на нарциссическую личность Колобка.
Чтобы лучше понять этот процесс, обратимся к воспоминаниям М. Хана о психоаналитике Дональде Виникотте [2] и посмотрим на данный процесс глазами этого выдающегося психоаналитика:
«Регрессировавший пациент близок к переживанию заново воображаемых и всплывающих в памяти ситуаций; повторное проигрывание мечты может оказаться средством обнаружения того, что является нужным…»
*
Примеры творческих заданий на уроке русского языка:
Ученики любят задания оригинальные, нестандартные, развивающие сообразительность и творческие способности, ведь так часто угнетает рутина однообразных упражнений из учебников! Увлекательным для всех является такой вид творческого задания: попробуйте составить связный текст, все слова которого начинались бы с одной буквы.
Например, с буквы А:
А
Апатичный американский аллигатор, академик Агап Анатольевич Аверьянов, аккуратно анализировал архивы анахронического амбулаторного альманаха.
*
Сочинение-миниатюра из 100 слов, написанное только или " в мажоре", или "в миноре". В 100 словах нужно будет раскрыть настроение и суть происходящего.
Например:
ВИШНЯ
Она прорастала ногами в землю. Не могла ступить и шагу. Запутывалась в собственных корнях, которые вырастали прямо из неё и крепко хватались за грунт. Не понимала, что происходит, но чувствовала, что в жилах уже не кровь течёт, а что-то вязкое, полупрозрачное. Терпкое на вкус. Как вишнёвый клейстер. Длинная коса распустилась тысячами зеленоватых листочков. Удивлялась она этому, но страха не было. Пусть будет так. Она не хотела уезжать. Вещи уже стояли наготове. И он приехал рано утром. Но дом был пустой. В самолёт он сел совершенно одиноким. А она зацвела тысячами снежно-белых соцветий. И навсегда осталась дома, в своём вишнёвом саду.

*
Нестандартный взгляд на литературных героев: Скалозуб и Чацкий.
Традиционно о полковнике Скалозубе мы судим так: за него хочет Фамусов выдать свою дочь, потому что жених завидный: «золотой мешок и метит в генералы». Софья о полковнике говорит, что это человек, который «слова умного не выговорил сроду», и ей всё равно: «что за него, что в воду».
Да, речь героя Отечественной войны 1812 года скудна. Не умеет Скалозуб красноречиво рассказать, за что у него имеется «в петличке орденок»:
За третье августа; засели мы в траншею:
Ему дан с бантом, мне на шею.
Попробуем по-новому взглянуть на образ Скалозуба.
Полковник дважды кавалер Ордена Святого Георгия, это уже боевая награда. Почему дважды? Потому что нам стало известно, что он получил за 3 августа орден Святого Георгия на шее, то есть третьей степени, а такой орден давался по принятому порядку только после ордена четвёртой степени, носимого на груди на ленте в петлице.
Так вот, Скалозуб – боевой заслуженный офицер! Он достоин уважения, так как являлся непосредственным участником боевых действий. А мы над ним смеёмся! Подумать только! Красноречивый Чацкий выгодно отличается в обществе своим изяществом ума на фоне немногословного Скалозуба. Но ведь он не воевал, ничего героического не совершил, умеет только критиковать и обсуждать всех. Нигде не служит: «Служить бы рад, прислуживаться тошно!» Этим гордым заявлением Чацкий оправдывает свою бездеятельность. Как можно молодому человеку ничем не заниматься в жизни?! В комедии даже не просвечивается тема его будущей деятельности.
http://www.madamam.ru/blog/nestandartnyi-vzglyad-na-literaturnykh-geroev...
*
Сочинение-метаморфоза.

Дима Корниенко:
Капелька воды.
Я – капелька воды. Я уже ни один миллиард лет путешествую по земному шару, побывала и в поднебесье, и в морских глубинах, в виде дождя пробежалась по всем континентам Земли.
Мне довелось участвовать в образовании жизни на Земле, чем я очень горжусь. Ещё бы! Ведь несколько сот микроорганизмов, ставших предками миллионов животных (а значит, и людей!) появились именно во мне. Спустя некоторое время я вошла в состав листика на дереве, потом меня съел динозавр…
http://www.madamam.ru/blog/sochinenie-metamorfoza-ya-kapelka-vody

Самый популярный метод, который даёт возможность снять психологическую инерцию и получить новые идеи - это «мозговой штурм». Мозговой штурм – это построенный особенным способом коллективный поиск нетрадиционных путей решения проблемы.

Примеры дидактических игр и заданий по методике теории решения изобретательских задач.
Сюжетно-ролевая игра «Интервью с писателем» (журналист берёт интервью у писателя, творчество которого изучается на уроке).

Дидактическая игра „Машина времени»”

Цель: учить детей фантазировать, познакомить с приёмами универсализации.

Ход: учитель предлагает перенестись с помощью машины времени в будущее или прошлое, в жаркую страну или на север, пофантазировать на тему, что можно там увидеть.

Творческие задания на уроках русского языка:
«Если бы я был животным, то я был бы…»
«Если бы я был цветком, то я был бы…»
«О чём мне рассказала… школьная парта, или доска, или кресло в театре и т.д.
Метод решения изобретательских задач помогает активизировать учебный процесс, поскольку стимулирует поиск нетрадиционных решений, уберегает учащихся от стереотипов мышления, развивает нетрадиционный взгляд на предметы и явления, приучает учащихся искать свои пути решения проблемы и отстаивать собственную точку зрения.


Добавить комментарий