Вход в систему
01
фев
2018

Почему учителя не уходят в "бизнес"?


На дне болотной рутины школьных будней хранится золотой ключик. Черепаха Тартилла даёт этот ключик от заветных дверей только добрым людям. Добрые люди! Попросим у черепахи золотой ключик и

откроем дверь в светлый мир – зайдём на урок русского языка в 9 класс. У ребят сегодня интересная тема: «Рецензия и отзыв на произведение искусства». Урок проводим в виде заочной экскурсии в Государственную Третьяковскую галерею: знакомимся с художниками и самыми лучшими их произведениями.

Учащиеся играют роль искусствоведов, они принесли репродукции картин и подготовили рецензии, отзывы на произведения живописи. Неожиданно поразил рассказ ученицы Юлии Богач о Левитане: она предоставила нашему вниманию итальянские пейзажи художника. Для меня Левитан в живописи – это Есенин в поэзии: душа России, русская берёза. Левитан – это волжский Плёс (где Дмитрий Медведев приобрёл себе дачу, но о нём попозже), «Вечерний звон», «Владимирская дорога», «Золотая осень». Но Левитан и Италия – не представляю… Это как «Бальзак венчался … в Бердичеве» у Чехова.

Смотрю на картину Левитана «Озеро Комо» и чувствую, что не принимаю её сердцем. Чужая она мне… И как-то не по себе становится на душе. Успокоилась, когда прочитала, что сам художник в одном из писем из Италии признавался: ««Скажите мне… зачем я здесь? Что мне здесь нужно, в чужой стране, в то самое время, как меня тянет в Россию и так мучительно хочется видеть тающий снег, березку?..» Левитан считал, что «только в России может быть настоящий пейзажист». Цитаты отсюда : Андрей Кончаловский 

А вот А.П. Чехов не понимал своего друга Левитана. «Мне странно, что Левитану не понравилась Италия, - отзывается Чехов о европейском путешествии Левитана. - Это очаровательная страна. Если бы я был одиноким художником и имел деньги, то жил бы здесь зимою. Ведь Италия, не говоря уже о природе ее и тепле, единственная страна, где убеждаешься, что искусство в самом деле есть царь всего, а такое убеждение дает бодрость».

Вообще, странная у них была дружба… Когда Левитан предложил руку и сердце сестре Чехова – Марии Павловне Чеховой,  Антон Павлович пришёл в негодование. В резкой форме он объяснил сестре, почему она должна отказаться от предложения.

Много интересных подробностей взаимоотношений Левитана с семьёй Чехова рассказала мне экскурсовод в доме-музее Чехова в Ялте. Она до последних дней жизни Марии Павловны дружила с ней, помогала, поддерживала в трудные военные годы, вместе топили дровами печку в одной комнате дома-музея на верхнем этаже, где жила сестра писателя, долгими вечерами они делились своими женскими секретами.

Почему экскурсовод поделилась со мной такими важными подробностями из жизни Чехова и Левитана? Может быть, потому, что в тот августовский день «святых» 90-х на экскурсии больше никого не было, кроме меня с семьёй да ещё одной китайской семьи (студенты из Харькова отдыхали в Алуште, а в Ялту приехали по жаре с пятилетним ребёнком ради музея Чехова). Годы женщины-экскурсовода катились к закату, она с грустью рассказывала, как раньше к ним записывались за месяцы, чтобы попасть на экскурсию в дом-музей, а сейчас…

То, что экскурсовод рассказала мне о Левитане и Чехове, с радостью восприняли бы наши доблестные СМИ, ведь тема «Джигарханиады» уже так затаскана. Но не дождутся.))

Скажу только одно: Чехов относился к Левитану, как и ко всем, иронично. Странная была у них дружба…О ней можно сказать словами из воспоминаний художника К.А. Коровина : «Когда мне сестра говорит: "Зачем ты пишешь серый день, грязную дорогу?" — я молчу. Но если бы мне это сказала она, которую я полюбил бы, моя женщина, — я ушел бы тотчас же… Ведь мой этюд — этот тон, эта синяя дорога, эта тоска в просвете за лесом, это ведь — я, мой дух. Это — во мне. И если она это не видит, не чувствует, то кто же мы? Чужие люди! О чем я с ней буду говорить?…»
Согласны ли вы со словами Коровина?

Любой урок русского языка и литературы - это поход в бесконечность и вечность.


А теперь о том, почему учителя не уходят «в бизнес»?
Помните? Смысл высказывания Дмитрия Медведева по поводу оплаты учительского труда: мало платят – идите в бизнес.
Почему же они всё-таки не идут?
Причин, конечно, много. Одну из них я попробовала объяснить на примере урока русского языка в 9 классе : "о сколько нам открытий чудных готовят просвещенья дух..."

Где, на какой ещё работе вы сможете быть одновременно режиссёром, актёром, искусствоведом, диктором, массовиком-затейником, психологом, судьёй, адвокатом, туристом, философом и т.д. ? Где ещё можно каждый день играть любую роль? И ходить с золотым ключиком от волшебной двери в светлый мир.

Кто ничего не понял из того, что я хотела сказать, для тех считалочка: "Раз, два, три, четыре, пять! Я иду искать! Кто не заховался - я не виноват!"))


Комментарии
Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Подробнее о форматировании

Fill in the blank