Вход в систему
16
июн
2011

Отзыв о просмотренном кинофильме


Фильм-притча «Цитадель» - о горькой правде Великой Отечественной войны, это взгляд на историю страны из 21 века и её глубокое осмысление. Режиссёр ведёт борьбу за душу русского человека, показывая торжество Добра над Злом и призывая зрителя следовать законам Добра и верить в торжество Божественной Справедливости на земле.
За Добро воздаётся человеку во сто крат большим добром: наклонился солдат, чтобы смахнуть комара с отдыхающего в окопе боевого товарища, – снайперская пуля не попала в цель. Эпизодов, наполненных образами-символами, в фильме много: это и паучок, и мышка, и мина, и песня «Утомлённое солнце», и контуженный немецкий солдат… «Душа обязана трудиться»... Особенно над пониманием личности Сталина и роли его в истории страны. Тема «Сталина» - очень «болезненная» для общества.

Часть населения по-прежнему считает этого упыря «светочем», несмотря на разоблачение его кровавых злодеяний. Дьявольский блеск в глазах правителя, показанный режиссёром, показывает авторское отношение к тирану. Сторонникам идей Сталина следовало бы вспомнить хотя бы слова Достоевского о «невинной слезе ребёнка» и сравнить с океаном народных слёз.
Авторское отношение к сталинизму разделяю полностью, кто-то не согласен с режиссёром по этому поводу – ваше личное дело. Художник отражает мир таким, каким он его видит и понимает, а не в угоду кому-то.
Режиссёр, как и положено по законам искусства, не диктует зрителю выводов, а пробуждает его мысли и чувства, заставляет сопереживать и подводит к осмыслению Победы. Победили потому, что любили Родину, свой дом, семью, детей, боролись за правое дело. Справедливость и правда, любовь и доброта, терпение и вера были на нашей стороне, поэтому само Божественное начало природы помогло, послав паучка, чтобы взорвалась цитадель. Всё в мире имеет значение, всё взаимосвязано, как учит этому народная мудрость: без мышки не вытащили бы репку… «Если цель истории есть описание движения человечества и народов, то первый вопрос, без ответа на который всё остальное непонятно, - следующий: какая сила движет народами?» - писал Л.Толстой в романе «Война и мир». Над вопросом классика думает режиссёр в «Цитадели» и приходит к выводу, «что решают участь сражения не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска…»
Зритель, следуя за легендарным комдивом Котовым, переживает с ним страх, сострадание, обман, предательство, преступление. Особенно волнующим является эпизод приезда комдива домой. Режиссёр «подслушал» такие близкие и понятные всем нам чувства человека, возвращающегося к родным местам после страшной разлуки. Сначала - радость узнавания: те же люди, та же мебель, обстановка, голоса… Но какое разочарование ждёт героя! Ничего прежнего не осталось! Та, к которой он шёл все эти годы, уже не его… В сцене прощания на вокзале Котов кричит «Горько!» на свадьбе безногого солдата. Это ему, Котову, так горько! Но он находит в себе силы жить! (Ассоциация с фильмом Феллини «Ночи Кабирии», заключительным эпизодом, когда героиню предали, ограбили, но пощадили. Она идёт по городу, сквозь слёзы улыбаясь веселящейся молодёжи: надо жить!) Какой же невероятной силой надо обладать, чтобы выдержать всё это!
На экране разворачивается целая буря страстей: ненависть, любовь, измена, встречи и расставания. Пережив их, зритель испытывает освобождение и духовную разрядку. Это чувство в искусстве называется катарсисом, что в переводе с греческого обозначает «очищение».
Слёзы на глазах вызывают многие эпизоды фильма: встреча отца с дочерью на минном поле, прощание Котова с женой, путь на Берлин, который указывает танковой колонне контуженный немецкий солдат. Это слёзы «очищения»…
Невольно вспоминаются события Отечественной войны 1812 года, когда Кутузов обращается к русским солдатам и офицерам, преследующим разгромленного врага: «Пока они были сильны, мы их не жалели, а теперь и пожалеть можно. Тоже и они люди. Так, ребята?» (Л.Н.Толстой. «Война и мир», т.4, ч.4, гл.6).
- А и то сказать, кто же их к нам звал? Поделом им, м… и… в г…, - вдруг сказал он, подняв голову.
«Когда после этого один из генералов с вопросом о том, не прикажет ли главнокомандующий приехать коляске, обратился к нему, Кутузов, отвечая, неожиданно всхлипнул, видимо находясь в сильном волнении».
«Находясь в сильном волнении», зритель досматривает последний эпизод фильма. Сочувствие, сострадание, любовь, добро и чувство «очищения» навсегда остаются в душе после просмотра фильма «Цитадель».


Комментарии
Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Подробнее о форматировании

Fill in the blank