Рубрики
Вход на сайт

Вы здесь

20
янв
2013

Откуда есть и пошёл менталитет человека русского...

«Дракон вывихнул вашу душу, отравил кровь и затуманил зрение», - слова из пьесы-памфлета Евгения Шварца «Дракон». «Самым современным сказочником» называла его Фаина Раневская, снявшаяся в роли мачехи в фильме «Золушка», сценарий к которому написал Евгений Шварц.

«Дракон» был написан в 1943 году… Не перестаю удивляться: как писатели-классики умудряются предвидеть будущее, знать о наших насущных проблемах, разговаривать с нами современным языком?
О каком же Драконе пойдёт речь?

«Дракон» в наших душах – это то, что мешает человеку ощущать чувство личной свободы. Это рабство в душе, о котором ещё Чехов писал: «…сын крепостного, бывший лавочник, гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании, целовании поповских рук, поклонении чужим мыслям… выдавливает из себя по каплям раба и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течёт уже не рабская кровь, а настоящая, человеческая».

Откуда есть и пошёл менталитет русский? (Менталитет — образ мышления, мировосприятие, духовная настроенность, присущие группе. В русской философии, культурологии и публицистике обычно употребляется для характеристики особенностей народов и культур).

В чём причины нашего рабского сознания ? Долгое время мне казалось, что они кроются в тяжёлом наследии сталинизма, революций, войн, испытаний, выпавших на долю нашего многострадального народа. Но ведь тот же Чехов жил задолго «до" страшных событий нашей современности, а тоже страдал от рабства в душе, ещё в те былые времена - был вынужден по капле выдавливать из себя раба…

Андрей Кончаловский в своём блоге (и когда он только успевает? И как ему времени хватает на всё?) рассказывает о моральной катастрофе, которая постигла Россию: о распаде института семьи, падении нравственности, алкоголизме, педофилии.
«Почему такое случилось? - спрашивает знаменитый режиссёр. - Потому что Россия живёт в отличном от Европы измерении – в средних веках».

Корни нашего рабства и менталитета русского человека Андрей Кончаловский видит в феодальной системе развития российского общества, в долгом существовании крепостного холопского права на территории России. «Гражданин мира» так убедительно доказывает свою точку зрения, что с ним трудно не согласиться: объяснение лежит в средневековом сознании россиян, которое лишь на время было жестоко искоренено большевиками насильственным внедрением сознания строителя коммунизма.

«Посмотрите окрест себя: куда ни глянешь – братки, крыши, рейдерство, убийство за отказ платить дань или делиться своими активами, суды по понятиям и всепроникающая готовность нарушить любой закон любого представителя власти. Сопротивляться бесполезно, даже рабство возродилось.
Почему это так? Каждая эпоха вырабатывает базовые ценности и понятия, которыми руководствуется человек в своей повседневной жизни. И эти ценности сформировались ещё в средневековье у нас и с тех пор не изменились», - так считает Андрей Кончаловский.

Мои ассоциации к размышлениям на эту тему - пьеса Евгения Шварца «Дракон». Марк Захаров поставил по мотивам этого произведения художественный фильм «Убить Дракона». Мастер!
Цитаты из «Дракона» вызывают улыбку и заставляют задуматься о многом, в том числе о нас самих:

Бургомистр. Потому что нервы у меня в ужасном состоянии. Я болен всеми нервными и психическими болезнями, какие есть на свете, и, сверх того, еще тремя, неизвестными до сих пор. Думаете, легко быть бургомистром при драконе?
*
Благородный рыцарь Ланцелот решил убить Дракона и освободить город от его гнёта.
Разговор бургомистра с Ланцелотом:

Бургомистр:Умоляю вас, уезжайте.
Ланцелот. Не уеду.
Бургомистр. Поздравляю вас, у меня припадок каталепсии. (Застывает с горькой улыбкой на лице.)
Ланцелот. Ведь я спасу всех! Поймите!
Бургомистр молчит.
*
Бургомистр. Поздравляю вас, у меня легкое помешательство. (Упирает одну руку в бок, другую изгибает изящно.) Я чайник, заварите меня!
*

Бургомистр. Поздравляю вас, у меня зашел ум за разум. Ум! Ау! Отзовись! Выйди!
*
Бургомистр. Пожалуйста, сынок, я отвечу тебе попросту, от души. Я так, понимаешь, малыш, искренне привязан к нашему дракоше! Вот честное слово даю. Сроднился я с ним, что ли? Мне, понимаешь, даже, ну как тебе сказать, хочется отдать за него жизнь. Ей-богу правда, вот провалиться мне на этом месте! Нет, нет, нет! Он, голубчик, победит! Он победит, чудушко-юдушко! Душечка-цыпочка! Летун-хлопотун! Ох, люблю я его как! Ой, люблю! Люблю – и крышка. Вот тебе и весь ответ.
Генрих. Не хочешь ты, папочка, попросту, по душам поговорить с единственным своим сыном!
Бургомистр. Не хочу, сынок. Я еще не сошел с ума. То есть я, конечно, сошел с ума, но не до такой степени. Это дракон приказал тебе допросить меня?
*
Бургомистр. Ах ты мой единственный, ах ты мой шпиончик… Карьерочку делает, крошка. Денег не надо?
*
Бургомистр. Бери, не стесняйся. Я при деньгах. У меня как раз вчера был припадок клептомании. Бери…

*
Бургомистр. Ну что ты, сыночек, как маленький, – правду, правду… Я ведь не обыватель какой-нибудь, а бургомистр. Я сам себе не говорю правды уже столько лет, что и забыл, какая она, правда-то. Меня от нее воротит, отшвыривает. Правда – она знаешь чем пахнет, проклятая? Довольно, сын. Слава дракону! Слава дракону! Слава дракону!
*
Дракон. Если бы ты увидел их души – ох, задрожал бы.
Ланцелот. Нет.
Дракон. Убежал бы даже. Не стал бы умирать из-за калек. Я же их, любезный мой, лично покалечил. Как требуется, так и покалечил. Человеческие души, любезный, очень живучи. Разрубишь тело пополам – человек околеет. А душу разорвешь – станет послушней, и только. Нет, нет, таких душ нигде не подберешь. Только в моем городе. Безрукие души, безногие души, глухонемые души, цепные души, легавые души, окаянные души. Знаешь, почему бургомистр притворяется душевнобольным? Чтобы скрыть, что у него и вовсе нет души. Дырявые души, продажные души, прожженные души, мертвые души. Нет, нет, жалко, что они невидимы.
*
1-я горожанка. Подумать только! Война идет уже целых шесть минут, а конца ей еще не видно. Все так взволнованны, даже простые торговки подняли цены на молоко втрое.
2-я горожанка. Ах, что там торговки. По дороге сюда мы увидели зрелище, леденящее душу. Сахар и сливочное масло, бледные как смерть, неслись из магазинов на склады. Ужасно нервные продукты. Как услышат шум боя – так и прячутся.
*
1-й горожанин. О славный наш освободитель! Ровно год назад окаянный, антипатичный, нечуткий, противный сукин сын дракон был уничтожен вами.
Горожане. Ура, ура, ура!
1-й горожанин. С тех пор мы живем очень хорошо. Мы…
1-й горожанин. Мы просто не знаем, куда деваться от счастья.
*
Бургомистр. Не торгуйтесь, нам некогда. Казенная квартира возле парка, недалеко от рынка, в сто пятьдесят три комнаты, причем все окна выходят на юг. Сказочное жалованье. И кроме того, каждый раз, как вы идете на службу, вам выдаются подъемные, а когда идете домой, – отпускные. Соберетесь в гости – вам даются командировочные, а сидите дома – вам платятся квартирные. Вы будете почти так же богаты, как я. Всё. Вы согласны.

*
Я докажу! Моя жена может подтвердить! Я всегда осуждал ихнее поведение! Я брал с них деньги только на нервной почве. Я свидетельство принесу!
*
Генрих. Но позвольте! Если глубоко рассмотреть, то я лично ни в чем не виноват. Меня так учили.
Ланцелот. Всех учили. Но зачем ты оказался первым учеником, скотина такая?

*
Ланцелот. Садовник!
Садовник поднимается из-под стола.
Вы учили львиный зев кричать: «Ура президенту!»?
Садовник. Учил.
*
Ланцелот. Работа предстоит мелкая. Хуже вышивания. В каждом из них придется убить дракона.
*
Убить дракона, выдавить раба… А воз и нынче там. Всё по-прежнему, как в пьесе Шварца. Перечитайте, чтобы убедиться.


Добавить комментарий