Вход в систему
10
янв
2011

Открытый урок по литературе родного края.


Открытый урок по литературе родного края (7- 9класс)
Тема: «И юное сердце слагает стихи…» (поэзия Александра Кочуры)
Цель: вызвать интерес к творчеству и личности поэта; способствовать развитию умений анализировать лирические стихотворения; воспитывать эстетический вкус, эмоциональную культуру учащихся, формировать высокие патриотические качества.
ХОД УРОКА.

1. Вступительное слово учителя.
Обращение к эпиграфу урока:
Словом можно утешить,
Словом можно убить.
И от сна векового
Можно Русь пробудить.
Всё, что есть и что было,
Я осмыслить берусь,
Защитить и прославить
Нашу вечную Русь!
Александр Кочура.
Учитель:
Как вы понимаете смысл эпиграфа?
Что такое поэзия, по-вашему?
Обратимся к высказываниям о поэзии известных мастеров слова (записи на доске):
Поэзия –
вся
езда в незнаемое.
Поэзия –
та же добыча радия.
В грамм добыча –
в год труды.
Изводишь
единого слова ради
тысячи тонн
словесной руды.
В.В.Маяковский
В душе каждого человека есть клапан, отворяющийся только поэзии…
Н.А.Некрасов
Но сила поэта
Не только в том,
что,
вас вспоминая,
в грядущем икнут.
Нет!
И сегодня
рифма поэта –
ласка
и лозунг,
и штык,
и кнут.
В.В.Маяковский
Поэзия.
Это – круто налившийся свист,
Это – щёлканье сдавленных льдинок,
Это – ночь, леденящая лист,
Это – двух соловьёв поединок.
Учитель:
Что общего между высказываниями великих поэтов и Саши Кочуры? Докажите, что эти строки объединены одной главной мыслью.
Вывод учителя:
Нет точного определения поэзии, потому что поэзия – это состояние души, красота, любовь и поиски мечты.
2. Беседа о творчестве поэта.
Открыла я для себя этого поэта совершенно случайно: в местной газете было напечатано его стихотворение «Одиночество».
Послушайте его:
Одиночество к старенькой женщине
Постучалось тихонечко в дверь.
Как известно, судьба переменчива.
Как ей жить стало трудно теперь!
Одиноко, тоскливо и горестно.
Пьёт лекарство, поплачет в тиши.
Только время назад не воротится,
Всё прошло, подросли малыши.
Было время такое счастливое,
Детский смех наполнял её дом.
Вот она, молодая, красивая,
Мыслей не было даже о том,
Что промчатся года, всё изменится,
Опустеет весёлый тот дом,
Разлетятся из гнёздышка птенчики,
Не подумав, что будет потом.
Как же жить теперь старенькой женщине?
Свет погас, затопила вода…
Добрый взгляд грустных глаз и доверчивый
Сохраню я в душе навсегда.
Вот смотрю на неё я и чувствую,
Что не в силах ничем ей помочь.
Не согреть её душу сочувствием,
Не прогнать одиночества прочь.
Что б там ни было, всё же мне хочется,
Чтоб сияли от счастья глаза.
Пусть покинет её одиночество,
Пусть уйдёт от неё навсегда!
Стихотворение поразило меня своей эмоциональностью, глубиной чувств. Тем более удивило то обстоятельство, что автору было всего 12 лет. Как можно в таком возрасте постичь всю горечь одиночества? Ведь обычно люди начинают это понимать слишком поздно… Каким же чутким и нежным сердцем нужно обладать, чтобы так понимать и сочувствовать одиноким людям в 12 лет?
Читаю краткую заметку в газете: «В 1991 году в Анапе (Крым) проходил фестиваль юных дарований «Золотой Пегас». Организаторы праздника – представители ЮНЕСКО. В фестивале принимали участие юные поэты из 56 стран мира. Представители ЮНЕСКО выделили ученика из макеевской школы №13».
Победил Саша Кочура из Макеевки Донецкой области!
Мальчик, пишущий стихи… Что у него в сердце? Как приходит к нему то неповторимое чувство волнения, беспокойства, отрешённости от всего остального, кроме того, что охватило в сей миг душу, того, что мы называем вдохновением? Трудно понять, объяснить, как это происходит со взрослыми, ещё трудней, когда поэзия приходит к мальчику.
Н.Хапланов, бывший тогда руководителем городского литературного объединения, вот что пишет о Саше: «Впервые я увидел и услышал Сашу в клубе шахты имени Батова, где проходила встреча с ветеранами войны. Мальчик 9 лет поднялся на сцену и тихим голосом, застенчиво прочитал стихи. Покорил он тем, что стихи были вполне взрослыми, насыщенными мыслями и чувствами, которых ьрудно ждать от ребёнка.
После вечера в опустевшем клубе я долго перечитывал его тетрадь, расспрашивал и его, и его маму Татьяну Николаевну о Сашином увлечении. Несколько стихотворений отобрал для показа членам городского литературного объединения.
Потом Саша с мамой несколько раз приходили в редакцию с его новыми стихотворениями. Их можно было и опубликовать, но было страшно это делать: а вдруг это навредит ему, станет не поддержкой, а наоборот, неким тормозом. Ведь он может подумать, что всего достиг, что уже на вершине».
Прошло время. В городском Дворце пионеров проходил конкурс юных поэтов. Он показал, что город наш славен не только подвигами горняков и металлургов, но и одарёнными детьми, от которых можно ожидать заметного, интенсивного творчества.
Первое место в конкурсе занял Саша Кочура, что и дало ему право участвовать в областном подобном конкурсе. Победил он и там.
Хапланову казалось, что Сашу могут испортить чрезмерной похвалой.
И поэтому при встречах он старался чуть-чуть покритиковать его. И было за что. Например, за чтение своих стихов перед аудиторией. Он это делал так робко и тихо, что сидящим в зале приходилось напрягать слух, чтобы его слышать. Нередко слушатели кричали: «Громче!»
Вот за эту дикцию, за некоторую неряшливость отдельных строк при вполне хорошем стихотворении и ворчал Хапланов на него нередко. И «доворчался». В одном из новых его стихов узнал себя:
Да, там на сцене я не танцевал,
Как заяц, не скакал, не разводил руками,
Свои стихи я тихо прочитал,
А вы должны прислушаться к ним сами.

Мальчик проявляет характер!
В пятом классе Саша стал победителем конкурса «Таланты твои, Украина!» Вскоре он получил «Золотого Пегаса».
Давайте же послушаем стихи нашего поэта.
(Читают заранее подготовленные ученики)
Старые дома.
Разрушают старые дома,
Превращают в жалкие дровишки.
И по тем развалинам, смеясь,
Носятся чумазые мальчишки.
Детство чьё-то в них прошло и жизнь,
Старенькою стала чья-то мама…
Сколько простояли лет и зим,
Может быть, не знат даже сами.
Выстояли всё они сполна,
Добрыми друзьями людям были.
Вот сломали старые дома,
Чью-то жизнь, как будто бы, убили.
Старики о них тоскуют пусть,
Говорят красивые слова.
Точно так, как умирают люди,
Умирают старые дома.

Учитель:
Глубокими раздумьями, совершенно не детскими, наполнено стихотворение «Старые дома».
У юного поэта нет ещё широкого жизненного кругозора, опыта, познаний, так о чём же он пишет? В основном о сугубо личном: «Маме», «Братику Серёже», «Учительнице», «Первому тренеру» ( он увлекается и спортом, ходит в самодеятельный цирковой коллектив). Послушаем стихотворение, посвящённое младшему братику:
АНТОШКА.
Хотелось маме дочку,
Чтоб нам была сестричка,
Чтоб розовые щёчки
И пышные косички.
Чтоб голубые банты
В косички заплетали,
А маленькие ручки
Так нежно обнимали.
Чтобы была красива,
Как будто на картинке,
И маме так хотелось
Назвать её Иринкой.
Помощницей, мечтала,
Мне будет моя дочка.
Так думала, гадала,
А родила… сыночка.
Ничуть не огорчила
Та новость нас с Серёжкой,
И своего братишку
Назвали мы Антошкой.
Голубенькие глазки
И пышные реснички.
Вот только банты братцу
Не заплетёшь в косички.
И мы теперь с Серёжкой
Ничуть не унываем.
Всегда, чем только можем,
Мы маме помогаем.
Мы вместе с ним смеёмся
И вместе с ним играем,
Но всё же на сестрёнку
Надежды не теряем.

Учитель: Но мальчик взрослеет. И вот он уже вторгается в трудные темы, имеет свой взгляд: «Что нужно человеку?», «Забастовка», «Разрушены сердца землетрясением»
«Певец России» - стихотворение, посвящённое памяти популярного эстрадного певца Игоря Талькова. (Прослушать песню И.Талькова, посвящённую памяти Викторв Цоя, затем стихотворение Саши Кочуры. Поделиться впечатлениями)
Пейзажная лирика юного поэта:
РАЗНОЦВЕТНАЯ ОСЕНЬ
Тихо бродит по парку
Разноцветная осень.
Ветер листья срывает,
По дорожкам разносит.
Я иду по тропинке,
Как красиво и ново!
Будто бы на картинке,
Лист держу я кленовый.
На листочек смотрю я,
Что недавно кружился,
Разноцветный, красивый,
Мне в ладонь приземлился.
Нет в нём зелени лета,
Стал он весь жёлто-красный,
Солнце вспыхнуло в нём,
Подарив ему краски.
Ветер тихо срывает
Все листочки подряд
И с деревьев срывает
Разноцветный наряд.
Под моими ногами
Листья тихо шуршат,
И ловлю я печальный
Этой осени взгляд.
Смотрит тучами небо
На меня с высоты.
Мелкий дождик смывает
Все следы красоты.
Не грустите, деревья,
Всё вернётся опять,
И весной будет солнце
Ещё ярче сиять.
Ещё ярче, чем прежде,
Будет парк зеленеть,
Ветви новой листвою
Будут вновь шелестеть.
Побежим по аллейкам
Мы с братишкой вдвоём,
Чтоб нам не было грустно,
Мы тихонько споём.
И, конечно же, песню,
Птички нам подпоют,
Я люблю, когда вместе
Люди дружно живут.
Тогда ярче сияют
Над землёй небеса,
И в душе даже в холод
Расцветает весна!
Памяти Игоря Талькова
Догорает свеча… Вот и тьма наступила.
Жизнь угасла, оборвана зверской рукой.
Что ж певца своего ты, Россия, убила,
Кто тебя воспевал и гордился тобой?
Кто душой понимал и любил тебя свято,
Синеокая Русь, ту, какая ты есть.
Ты слепа и глуха, ты туманом объята,
Паутиной густой стан опутан твой весь.

Колокольные звоны над Русью звучали,
Пробуждая народ, но пришли палачи,
Отсекли им язык, чтоб они замолчали,
Только сердце заставить молчать не смогли.
Ты, Россия, молчишь, ты не видишь, не знаешь,
Твоё сердце окутано сотней оков.
Своих гениев ты предаёшь, убиваешь,
Но возможно ли выжить в стране дураков?
Пел твой сын для тебя, чтоб быстрей ты прозрела,
Чтоб душою и сердцем понять ты смогла,
Чтоб оковы и путы порвать ты сумела,
Сбросив тяжесть свою, что на плечи легла.
Пел твой сын для тебя, и не знал и не думал,
Что той песней себе подписал приговор.
Вот нацелено в сердце холодное дуло,
Беспощаден палач, выстрел грянул в упор.
Он убит, он не дышит, и сердце не бьётся…
Не поёт ни о чём, смолкли губы певца.
Только знаю, придёт он, воскреснет, вернётся
Свои песни России допеть до конца!
Стихотворение Саши Кочуры
Учитель:
Саше, конечно, ещё далеко до истинного совершенства. Но каждый день к нему приходит новое, открывается богатое созвездие поэзии.
Он будет, он совершится, мы в это верим!
4. Заключительная беседа.
Какое стихотворение произвело на вас большее впечатление и почему?
Чем заинтересовала вас личность поэта?
Что нового вы для себя открыли, познакомившись с его творчеством?
*
Саша Кочура погиб в автомобильной аварии. Ему было 26 лет...


Комментарии
Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Подробнее о форматировании

Fill in the blank