Рубрики
Вход на сайт

Вы здесь

02
дек
2010

Отцы и дети. Кто кому должен?

Отцы и дети – вечная тема, знакомая нам еще со школьных лет, когда проходили в 10 классе одноименный роман Тургенева. «Проходили» - это точно подобранное слово, потому что далее подразумевается слово «мимо». А жаль, что мимо! Давайте всмотримся только в одну маленькую «детальку» проблемы отношений «отцов» и «детей» в романе Тургенева, чтобы осознать ее огромные масштабы.

«Барин лет сорока с небольшим» - это отец, Николай Петрович Кирсанов, в течение пяти часов (!) ждет на *** шоссе сына, получившего звание кандидата и возвращающегося домой. Дальше цитирую: «Николай Петрович казался гораздо встревоженнее своего сына; он словно потерялся немного, словно робел». Аркадий, сын, несмотря на искреннюю, почти детскую радость, хотел поскорее перевести разговор с взволнованного настроения на обыденное. По дороге отец пытается поговорить с сыном на важную для него тему: о своей личной жизни. Аркадий остановил отца, «наслаждаясь сознанием собственной развитости и свободы». И что-то кольнуло Николая Петровича в сердце…

Что же произошло, почему возникла непонимание между отцом и сыном? Обратите внимание: барин лет сорока с небольшим! Это его-то приехавшие студенты воспринимают как отсталого и отжившего свой век человека! Согласитесь, что в старики записывать рановато. Сейчас в мире по современным нормам молодыми людьми считаются люди в возрасте до 48 лет. Но детям свойственно считать своих родителей «старыми».

Разве не обидно родителям, что родные дети не хотят воспринимать их как друзей, соратников, наставников? Кого не ранит то обстоятельство, когда с вашим мнением не только не считаются, но и не прислушиваются к нему? Чаще даже заведомо его отрицают. Почему Николай Петрович был взволнован? Он готовился к разговору с сыном по душам о самом главном для него, но, как выяснилось, не для Аркадия, который равнодушно прервал беседу. Вчерашнего студента больше интересовал его товарищ Базаров, чем родной отец.

Почему Аркадий при встрече скрывал свою почти детскую радость? Потому что он хотел выглядеть взрослее и серьезнее, ему не было никакого дела до душевного состояния его отца, молодость бурлила в нем в свойственном ей направлении. Вот и кольнуло Николая Петровича в сердце, потому что духовного сближения с сыном не произошло, не возникло даже взаимопонимания. Но стоило ли обижаться? Ведь Аркадий еще не имеет жизненного опыта, он не знает, что это такое – похоронить любимую жену, жить в одиночестве. Как же он поймет чувства отца? Он с головой в потоке бурной студенческой жизни, своих «идейных» исканий. Разве сможет разобраться молодой человек в лабиринтах отцовской ностальгии и нравственных переживаний? Как это ни больно признавать родителям, но нити психологической связи с детьми с годами, увы, крепче не становятся. Птенчики покидают родные гнезда. Хорошо, когда родители воспринимают это как неизбежность бытия, и плохо, если они не понимают своих детей и жизненных закономерностей.

Так в чем проблема «отцов и детей»? Наверное, в том, что мы не хотим мириться с данностью, с тем, что называется «се ля ви», по-русски – такова жизнь. Но по-русски эта фраза не звучит, утрачивается иронический оттенок значения. Психология, очень интересная наука о человеческой душе, все про нас уже знает и может рассказать нам о нас самих. Существует понятие - «возрастная психология». Ностальгировать по прошлому, когда «все было лучше, чем сейчас», свойственно людям постарше. Утверждать новое и отрицать старое – инстинкт молодости. Это обстоятельство, на мой взгляд, и является краеугольным камнем проблемы «отцов и детей».

Каждое новое поколение стремится к самовыражению, которое проявляется в моде, манерах, внешности, увлечениях. Короткие юбки, рваные джинсы, длинные волосы у парней или, наоборот, сбритые – все это от желания заявить миру о своей неповторимости, привлечь к себе внимание. Наивно, ну и что? Все проходит, и это пройдет. Почему же соломоновская мудрость не применяется в жизни «отцов и детей»? Как быстро родители забывают, что сами были когда-то такими же! Евтушенко вспоминает, как в его школьные годы всех мальчиков заставляли ходить в школу с наголо выбритой прической. И один смельчак, который позволил себе оставить на голове реденькую челочку, похожую на рыбий хвост, был вызван в кабинет директора как вольнодумец, нарушитель общественного порядка. Сейчас ходить с бритой головой, наоборот, стало считаться модным. Все вращается по кругу. Так с чем мы боремся? Не с ветряными мельницами?

Теперь попытаемся разобраться в вопросе: отцы и дети – кто кому должен? Родители твердят детям: ты должен уважать старших, слушать, что тебе говорят, ты должен заниматься английским, тебе это пригодится, ты должен заниматься музыкой, ты должен хорошо учиться. Но когда человек что-то должен делать по обязанности, то ему этого тогда совсем не хочется. Вспомните, как Том Сойер красил забор. Или подумайте, почему люди, с тяжелыми рюкзаками за плечами, карабкаются на вершины гор, преодолевая усталость и опасность? Потому что они это не должны делать, т.е. не обязаны. Им просто интересно. Скорее всего, если бы человеку сказали: «Ты должен покорить вершину, мы этого хотим и заставим тебя это сделать», - то он бы и не пошел. И почему родители решили, что их сын должен быть непременно музыкантом? Почему ребенок должен быть отличником, знать языки? Понятно, они хотят своему ребенку счастья, а оно, по их мнению, строится именно по такой схеме. Родители, ваш ребенок вам ничего не должен! У него свой путь, который он должен найти самостоятельно.

Теперь о детях. Они требуют от родителей сначала игрушек, сказок, игр, потом компьютер им подавай, потом одежду модную, дорогую, потом деньги карманные на студенческие расходы, потом на свадьбу, на машину. Дорогие дети, родители вам ничего не должны. Они любят вас, заботятся о вас, сделали для вас все, что было в их силах. Они отдали вам все, что могли. Хотели быть самостоятельными? Пожалуйста!

Так что же, получается, что никто никому ничего не должен? Получается так, но… Когда любят, то никто никому ничего не должен. Все происходит само собой. Само собой разумеется, что родителей мы любим и бережем. Само собой разумеется, что родители готовы отдать нам все. Мы не хотим причинять огорчения друг другу, мы постараемся понять и простить. И ни к чему тут расчеты, определяющие, кто, кому, сколько и за что должен. Любить надо друг друга, и тогда не встанет вопрос «кто кому должен».


Добавить комментарий