Рубрики
Вход на сайт

Вы здесь

03
фев
2011

О реформе в образовании

О предстоящей реформе в образовании.

Прочла о готовящейся реформе в российском образовании. Первое чувство, которое испытала, – благородное негодование учительницы русского языка и литературы по поводу перевода предмета в разряд «необязательных». Как можно прожить без Толстого, Достоевского, Гоголя! Жизнь без литературы – это не жизнь!
А потом вспомнила себя, когда сама была ученицей, студенткой…

В школе комплекс «отличницы» заставлял меня часами сидеть над математикой, физикой, черчением и всем прочим, что в жизни мне потом совсем не пригодились… Да, всё было выучено на «отлично», но зачем и какой ценой? Для общего развития? Или чтобы потом напрочь всё забыть, как и получилось в жизни?
Студенческие годы…
Помню, в университете преподаватель спросил меня: «Вы любите Гоголя?» (Это я собиралась писать диплом по Гоголю, все остальные писатели к тому времени были «разобраны», оставался он один, у меня не было выбора). Пауза перед ответом была короткой, но сколько я успела передумать за это время! «Он что, издевается? Кто любит Гоголя с его нудными «Мёртвыми душами»? Кому он нужен, этот Гоголь! Просто надо диплом писать, вот и всё», - думала я во время паузы. Сказать правду или промолчать? Времени на раздумья нет! И я ответила: «Ну коне-е-е-чно!» По-моему, руководитель дипломной работы не понял моей иронии. Мой ответ ему пришёлся по душе, он взял меня.
К Гоголю я пришла потом, когда стала преподавателем. Его «Мёртвые души» брала с собой всюду, даже отправляясь в отпуск в Крым, чтобы там наслаждаться чтением во время отдыха. Муж тогда с явным сомнением посматривал на меня, не понимая и не разделяя такого вдруг вспыхнувшего увлечения, да и нести чемоданы с книгами ему было не так уж приятно, как без них…
Всё это я к тому говорю, что к человеку придёт само и в своё время то, что ему нужно.
Жизненной мудрости меня учат и мои ученики, или я учусь у них… Как-то на перемене подошёл ко мне Саша Храмогин, умница, каких бывает один на миллионы, и сказал: «Вы не расстраивайтесь, что кто-то совсем не читает. Кому это нужно – возьмут, а кому не дано – не стоит на них тратить силы». А ведь он прав! Простая истина, как я раньше не догадалась!
Дальше. «Война и мир» Толстого. Скажите честно, кто её в школе полностью прочитал? Я лично нет. Только потом, когда учительницей стала, прочла. А Достоевский? Это же просто ужас: что можно понять в 15 лет из психологии героев его произведений? Даже моего любимого Чехова в этом возрасте они не способны понять. Нужно время, нужен жизненный опыт, нужно желание. Зачем же искусственно насаждать поголовную грамотность? Зачем мучить детей всеобщей грамотностью, которая не всем даётся? Ведь кто-то, может быть, будет хорошим авто-слесарем, токарем, каменщиком, газосварщиком. Что же из того, что он не понял философских взглядов Толстого на роль личности в истории? Оно ему надо? А что касается путей нравственных исканий князя Андрея Болконского, то я вообще молчу. Сейчас постмодернисты провозгласили, что вообще никакой истины в мире не существует… Что же мы ищем с учениками? Не вчерашний ли день? Не стремимся ли мы силой загнать людей «в коммунизм»? Кому надо, тот пусть и занимается решением глобальных проблем. А то у нас получается, что «каждая кухарка должна учиться руководить государством». Кто обеды готовить-то будет?
Думаю, что стоит попробовать что-то изменить в образовании. Тем более, что вопрос реформы образования касается только старших классов, когда ученики уже могут сами выбирать и решать, соизмерять свои желания и возможности. Давайте попробуем им дать самостоятельность. Вы согласны с моим мнением?


Добавить комментарий