Вход в систему
24
янв
2015

"Нас привёл сюда Пересветова сердца стук..."


«Нас привёл сюда Пересветова сердца стук…» - такие стихи были написаны добровольцами, пришедшими на могилу героя Куликовской битвы, чтобы восстановить её.(Москва, Симонов мужской монастырь, монастырь вернули церкви и начали восстанавливать в начале 1990-х).

После революции на месте старой церкви, где был захоронен Пересвет, большевики построили кузнечные мастерские. «Мы кузнецы, и дух наш молод! Куём мы счастия ключи! Вздымайся выше, наш тяжкий молот, в стальную грудь сильней стучи, стучи, стучи!» Действительно, нужно было иметь стальную грудь, чтобы на могиле героя Куликовской битвы установить наковальню!

И вот пришли они, ЛЮДИ, бесплатно работали в выходные дни, чтобы очистить могилу от наковальни, ведь сердце Пересвета для них не перестало стучать: «Нас привёл сюда Пересветова сердца стук…»

Битва Пересвета и Челубея состоялась 8 сентября 1380 года. Сошлись противники на Куликовом поле. Обратите внимание, как по-разному изображают пейзаж Куликова поля художники Васнецов и Рыженко. У Рыженко трава на поле высотой в рост богатырских коней, как в эпическом описании степи в повести Гоголя "Тарас Бульба": "Тогда весь юг, все то пространство, которое составляет нынешнюю Новороссию, до самого Черного моря, было зеленою, девственною пустынею. Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений; одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытаптывали их".

Гипербола в изображении очевидна, однако она гармонично сливается с замыслом художника Рыженко, помогая нам глубже понять значение и дух той великой битвы. У Васнецова на картине трава и поле изображены более реалистично, по-современному, как сейчас это выглядит.
Кони... У одного художника богатырский конь - чёрного цвета, у другого - белого... Странно. А на самом деле как было? Неизвестно!

Мужественное открытое лицо Пересвета, выражающее спокойствие и уверенность в собственной правоте, утверждает в нашем сознании мысль о том, что «враг будет разбит, победа будет за нами». Как всегда это было и будет на русской земле.

Легендарный монах-воин, в прошлом – инок Троице-Сергиевского монастыря, в настоящем, «по своей и божьей воле», – защитник земли русской вышел на битву с врагом.

По традиции того времени (некоторые утверждают, что такой традиции вовсе и не было, но как бы там ни было - легенда гласит), перед началом битвы богатыри от каждой стороны должны были сойтись в поединке и померяться силами. Со стороны татаро-монгольсого сборища был представлен Челубей. Он считался непобедимым воином-поединщиком, его татарские войска наняли специально для подобных поединков. (Так вот ещё с каких пор применялись наёмники!)

Челубей не изображён на картине П.Рыженко, а вот у Васнецова мы видим портрет настоящего Соловья-Разбойника: бандита с большой дороги, преградившего «прямоезжую дороженьку да в стольный Киев-град». Искажённое злобой и ненавистью лицо Челубея вызывает неприязнь и презрение. Дикое варварство вышло на битву против Святой Руси.

«…аки ненасытное и зело страшное чудовище» Челубей ринулся в поединок, держа в руке копьё, которое было на метр длиннее обычного. Опытный наёмник уже не раз испытывал на людях своё изобретение: в бою таким копьём он намертво сражал противника, который попросту не мог дотянуться до разбойника более коротким копьём. Кроме того, от сильного удара в железные доспехи противник Челубея просто выпадал из седла, и изверг одерживал победу.

Пересвет «разгадал» тактику врага. В бой защитник земли Русской вышел… без железных доспехов, в одной Великой схиме (монашеская накидка с изображением креста).
«Если копьё Челубея пройдёт через меня, - рассуждал Пересвет, - оно не вышибет меня из седла и я успею нанести удар!» Так оно и произошло…

В Русской православной церкви Пересвет причислен к лику святых.

Что было до события, изображённого на картине?
Летом 1380 г. Дмитрий Иванович, узнав о движении ордынского войска к Москве, обратился с призывом о сборе русского ополчения для отпора врагу. Призыв был услышан: собралось до 200 000 воинов, основное ядро которых составляли москвичи, а также украинские и белорусские отряды. (Прошу заметить! Актуально: москвичи, украинские и белорусские отряды в борьбе с врагом!)

Татары в то время считались непобедимыми. Перед битвой Дмитрий Донской попросил у Сергия Радонежского благословения. Преподобный Сергий не только благословил князя, но и отправил с ним двух иноков княжеского рода, хорошо владеющих оружием. Этими иноками были Александр Пересвет и Родион (имя в иноческом постриге) Ослабя.
«… И вот сошлись... Чистого места, разделявшего два враждебных войска, было версты три. Все стояли в ожидании команды. При таком скоплении людей, вдруг наступила мёртвая тишина. Но вот со стороны татар, выехала два всадника, и, не боясь пущенной в них стрелы, смело поскакали к русскому войску. В этой тишине стук копыт по земле, слышали, наверное, самые дальние ряды у русских. Все замерли в ожидании.

…Поскакав вдоль русских, великан что-то выкрикивал. Маленький, а это был толмач, переводил:
-Эй! Урусы! Я, Челубей, урождённый Темир-мурза! Знайте моё имя! Знайте, от чьей руки вы погибнете! Кто хочет со мной сразиться в поединке? Я хочу, чтоб все видели мою силу и удаль! В бою, кто будет рядом со мной, этого не увидит, он сразу будет мёртв!» (фрагмент отсюда: http://samlib.ru/k/kazannik_s_w/kulikowskay.shtml)

Мне это хвастовство Челубея напоминает ситуацию из русских народных сказок:
Говорит чудо-юдо шестиголовое:
- Что ты, мой конь споткнулся? Отчего ты, чёрный ворон, встрепенулся? Почему ты, чёрный пёс, ощетинился? Или вы чуете, что Иван-крестьянский сын здесь? Так он ещё не родился, а если и родился, так на бой не сгодился! Я его на одну руку посажу, другой прихлопну! Я его одним пальцем убью! Только дуну – его и праху не останется!
*
Чем закончилось хвастовство – всем известно.

В книге Ф. Нестерова "Связь времен" автором утверждается мысль, что именно
на Куликовом поле и родилась Россия.
Эта мысль подтверждается Львом Николаевичем Гумилёвым:

«Победа была одержана, но потери русских оказались очень велики: из 150 тысяч человек в строю осталось 30 тысяч, 120 тысяч погибло или было ранено. Однако жертвы эти были не напрасны. Этническое значение происшедшего на Куликовом поле оказалось колоссальным. Суздальцы, владимирцы, ростовцы, псковичи, пошли сражаться на Куликово поле как представители своих княжеств, но вернулись оттуда русскими, хотя и живущими в разных городах».
8 сентября 1380 года Гумилёв считает датой возникновения новой этнической общности – Московской Руси. ( цитату нашла здесь: http://kaplyasveta.ru/illyustrirovannaya-istoriya-rossii/epizod-12-kulikovskaya-bitva.html)

Фото 1 отсюда: http://foto-history.livejournal.com/
фото 2 нашла здесь: https://www.google.com.ua/search?q=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0+%D0%B2


Комментарии
Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Подробнее о форматировании

Fill in the blank