Рубрики
Вход на сайт

Вы здесь

04
июл
2011

"Мы не рабы, рабы не мы!" (скандал актёров Таганки с Юрием Любимовым )

Сколько шумихи поднялось вокруг скандала актёров Таганки с режиссёром Юрием Любимовым! Решила «вникнуть».
Моё мнение.
Конфликт Юрия Любимова с актёрами театра Таганки кроется в сложившихся отношениях между режиссёром и коллективом. Точнее – не в отношениях, а в отношении одного человека ко всем остальным «работникам».
Есть такая притча о трёх каменщиках… Если совсем кратко, то примерно так:
Три каменщика работают на строительстве церкви. К ним подходит прохожий и спрашивает:
- Что вы делаете?
Первый:
- Обтёсываю камни.
Второй:
- Зарабатываю своей семье на пропитание.
Третий:
- Я строю церковь!

В театре все «каменщики» строят церковь! Им важно, чтобы к ним относились как к равноправным созидателям творения, а не как к наёмным крепостным работникам. Матросы, плывшие на корабле Колумба, хотели открыть Америку. Каждый!
Разве может летать птица с обрезанными крыльями? Разве комфортно будет творить артисту, если ему всё время дают понять, что он – просто лужа, а вот когда в ней отражается Луна – тогда это красота, потому что это небесное светило заливает всё вокруг своим сиянием. Если даже актёр и «лужа», то всё равно без неё Луне не обойтись – надо ж где-то ей отражаться…
"Мы живем на планете-страннице. Порой благодаря самолету мы узнаем что-то новое о ее прошлом: связь лужи с луной изобличает скрытое родство – но я встречал и другие приметы". (Антуан де Сент-Экзюпери. Планета людей).
Так вот, с режиссёрской установкой на то, что артист – это некая биомасса, глина в руках гончара, коллективу Таганки не хотелось соглашаться. Они ведь строят церковь, а не ремесленничают ради пропитания.
И каким талантливым бы ни был архитектор, без каменщиков он бы ничего не построил.
По сути, вопрос поставлен так: режиссёр и актёры - что первично и что вторично? Первично, считает Любимов и его сторонники, - режиссёр. Всё остальное, с его лёгкой руки, решается просто: не нравится – увольняйтесь! Но актёры не хотят увольняться! Театр – это их жизнь, смысл существования. «Тогда я уйду!» - заявил гений. Обиделся! Не поняли гения! Рабы восстали! Плетью их, плетью! И в стойло!
«Никаких денег им не выдавать! Пусть работают, а там посмотрим, сколько кому…» - примерно так решил режиссёр на гастролях в Чехии. Решил сам, единолично, как хозяин. И это возмутило актёров и послужило последней каплей: «Мы не рабы, рабы не мы!»
В полном варианте притча «Три каменщика» заканчивается так:
«Третий каменщик ответил:
— Брат, — ответил каменщик голосом, полным радости, и широко улыбнувшись. — Видишь, я сижу перед каменной плитой метр в высоту и полметра в ширину и длину. И с каждым прикосновением резца к камню я чувствую, что я высекаю свою судьбу. Посмотри, ты видишь, какие прекрасные черты проступают из камня. Сидя здесь, я не только воплощаю своё умение и своё ремесло, я делаю свой вклад в то, что ценю и во что верю. Вселенная, отражённая в соборе, воздаст каждому из нас. Здесь, около этого камня, я нахожусь в мире с собой, и я знаю, что, хотя я не увижу этого собора завершённым, он будет стоять ещё тысячу лет, олицетворяя то, что истинно в нас, и служа цели, ради которой Всемогущий послал на эту землю и меня.
Монах удалился и некоторое время размышлял над тем, что услышал. Он уснул спокойным сном, каким не спал уже давно, а на следующий день он снял с себя полномочия руководителя работ и предложил эту должность третьему каменщику».
Считаю, что монах поступил правильно. Пора освободить лыжню.
А вы как думаете?


Комментарии
Согласна! Мне очень нравится!
Опубликовано пн, 12/19/2011 - 15:13 пользователем Гость (не проверено)
Спасибо!)
Опубликовано пн, 12/19/2011 - 16:54 пользователем madama
Добавить комментарий