Вход в систему
28
янв
2011

Мини-учебник по русскому языку. "Лексика"


Мини-учебник по русскому языку (продолжение).
Система практических заданий по теме "Лексика".

СИНОНИМЫ, АНТОНИМЫ, ОМОНИМЫ
Синонимы – это слова одной и той же части речи, отличающиеся друг от друга оттенками лексического значения, то есть слова с близким (математический знак приблизительного равенства) лексическим значением.
Антонимы – это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.
Омонимы – слова одной и то же части речи, которые пишутся одинаково, но имеют разное лексическое значение.
Существуют специальные словари синонимов, антонимов и омонимов.
А теперь приступаем к работе.
Выполним задания первого уровня.
1. Вставьте пропущенные буквы. Проверьте написание слов по словарю:
Аб…туриент, гросс…мейстер, В…ссарион, Ге…адий, брош…ра, д…корация, пр..мьера, р…пертуар, ув…ртюра, ф…стиваль, эксп..р…мент, эк…логия, электр…фикация.
2. Поставьте ударения.
Айва, арбуз, баловать, бюллетень, гастрономия, договор, щавель, кухонный, обеспечение.
3. Перепишите, согласуя прилагательное с существительным в именительном падеже единственного числа.
Стар… фортепьяно, нов… пианино, правительствен… коммюнике, военн… атташе, натуральн… кофе, горяч… какао, шерстян… кашне.

Задания второго уровня.
1. Установите разницу в значении данных слов. Составьте с ними 4-6 предложений.
Адресат – адресант, ветреный – ветряной, компания – кампания, Воскресение – воскресенье, дискант – дисконт.
2. Образуйте от данных слов формы родительного падежа множественного числа.
Варежка, грамм, гостья, кочерга, жаровня, ожерелье, твердыня.
3. Составьте для грамматико-орфографического словаря словарные статьи.
Автобиография, аккуратный, реконструкция, леденец.

Задания третьего уровня.
1. Расскажите о происхождении данных слов.
Гастрит, гигант, калейдоскоп, перспектива, санаторий, философия.
2. Составьте для толкового словаря словарные статьи: мир, монолог, порядок.
3. Составьте примеры к словам данного синонимического ряда. Укажите стилистические различия синонимов.
Усердие, прилежание, старание, рвение, рачение, тщание.

Задания четвёртого уровня.
1. Напишите небольшое сочинение на тему «Урок русского языка», используя данные слова и синонимы к ним:
Интересно, найти, радость, слушать, смотреть, спор, удивляться, успех, хотеть.
2. Вспомните 20-25 пословиц, построенных на использовании антонимов.
Больной – здоровый, мягко – жёстко, утро – вечер, свет – тьма.
3. Составьте тестовый опрос для учащихся своего класса на тему «Словари – наши друзья и помощники».
Например:
1.К какому из словарей нужно обратиться, чтобы узнать, как правильно пишется слово:
А) к фразеологическому словарю;
Б) к орфографическому словарю;
В) к словарю синонимов русского языка.
2. К какому из словарей нужно обратиться, чтобы правильно разобрать слово по составу?
А) грамматико-орфографический словарь;
Б) словарь антонимов;
В) словарь иностранных слов.
Проконтролируй свои знания!
1 уровень.
1. Как бы ты объяснил понятие «лексическое значение слова»?
2. Какие виды словарей ты можешь назвать?
3. Приведи примеры слов однозначных и многозначных.
4. Как в толковом словаре разъясняются значения многозначных слов?
5. С какой целью используются в речи слова с переносным значением?
6. Синонимы. Докажите на примерах, что синонимы обозначают одно и то же, но по-разному.
7. С какой целью используются в речи синонимы?
8. Антонимы. Как изменяет нашу речь их употребление?
9. Омонимы. Что это такое? Приведи примеры.
2 уровень.
1. Из данной группы слов подберите синонимы к словам6
Невежливый, невежественный, неучёный, резкий, малообразованный, тёмный, неучтивый, безграмотный, грубый.
2. Подбери антонимы к разным значениям многозначных слов:
Свежий хлеб –
Свежий журнал –
Свежий ветер –
3. Запиши в виде словарной статьи значение слова «тираж».
4. Прочти толкование лексических значений слов. Запиши слова, которые соответствуют этим лексическим значениям.
А) разговор между двумя или несколькими лицами;
Б) точная, буквальная выдержка из какого-нибудь текста;
В) группа специалистов, решающая вопрос о присуждении премии или награды на конкурсах, выставках;
Г) плавучая гора, отколовшаяся от прибрежного ледника;
Д) игра-задача, в которой фигуру, разбитую на квадраты, нужно заполнить буквами, чтобы по горизонталям и вертикалям получились слова.
3 уровень.
Подумай и ответь.
1. Метафора.
С какой целью она используется в речи? Приведи примеры использования метафор в художественной речи.
2. Запиши, расставляя знаки препинания, предложение:
Речевая культура человека – это зеркало его духовной культуры писал Сухомлинский.
3. Отгадай загадку, найди метафоры, раскрой их смысл.
Вечно сумрачно под елью,
Пахнет сыростью и пылью.
Под её мохнатой лапой
Светят матовые лампы.
4 уровень.
Известный русский писатель Феликс Кривин интересно и оригинально рассуждал о синонимах и антонимах:
Слабый синоним прекрасному лишь тогда, когда речь идёт о прекрасном слабом поле. Но в большинстве случаев слабый и прекрасный – враги. Или, как их принято называть, антонимы (прекрасные стихи – слабые стихи).
Но жизнь слов сложнее, чем кажется на первый взгляд, и синоним может обернуться антонимом. Допустим, синоним слова профессия – ремесло. А профессионал и ремесленник? Антонимы многому учат нас. Антонимы предупреждают: «Не заводите дорогой обстановки, чтоб на её фоне не выглядеть слишком дёшево», «Не употребляйте дешёвых фраз. Это вам дорого обойдётся!»
Но иногда противоположность чисто внешняя, и антонимы не такие уж антонимы, как может показаться на первый взгляд. Например, потолок буквально означает: равный полу. Равный – какого бы он ни достиг потолка.

Попробуйте написать рассуждение в таком же стиле.


Комментарии
Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Подробнее о форматировании

Fill in the blank