Вход в систему
24
фев
2011

Миф Древней Греции в мировой живописи


Сюжет из древнегреческой мифологии о похищении Европы – один из любимейших сюжетов мирового искусства. Тысячи художников создали по его мотивам свои полотна.
По легенде, влюбившийся в Европу Зевс явился царевне и ее подругам, гулявшим на берегу моря, в виде прекрасного белого быка с золотыми рогами. Девушки забавлялись игрой с быком, украшая его рога цветочными гирляндами (обрывок гирлянды можно видеть и в серовской картине).

Но вот только бык у Серова на картине совсем не белый, каким ему полагается быть по легенде, а коричневого цвета и скорее напоминает изображение быков на древнегреческих сосудах, чем быка из древнегреческого мифа. Почему Серов отступает от достоверности излагаемых фактов? Художник как бы играет с художественными воспоминаниями: его похищение Европы не столько изображение мифа, сколько создание эмблемы всего мира греческого искусства. Например, ныряющие дельфины напоминают ему росписи килика Диониса, выполненные греческим мастером 6 века до н.э. Экзекием, коричневый бык напоминает о росписях краснофигурных ваз.
Неожиданно живой и осмысленный взгляд быка-Зевса подчеркивает застылость неподвижного лица-лика Европы - маски архаической коры, своего рода символа всего греческого искусства. Одно из значений, имени "Европа" - "широкоглазая", что удивительно созвучно тому изображению лица Европы, которое дает Серов.
Серовым исполнены несколько живописных вариантов Похищения Европы, а также (редчайший случай в творчестве Серова) скульптура - небольшая статуэтка, повторяющая композицию картины. Чем же так волнует художников всего мира, всех времён и всех народов этот древнегреческий сюжет?


Комментарии
Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Подробнее о форматировании

Fill in the blank