Вход в систему
01
ноя
2013

Материалы к школьной аттестации учителя (обобщение опыта работы)


Интерактивные методы обучения (страница 1)

С развитием общества изменяются и приоритеты в образовании. Только недавно мы начинали внедрять активные методы обучения, а сегодня многие основные методические инновации связаны уже с применением интерактивных методов обучения.

Интерактивный ("Inter" - это взаимный, "act" - действовать) – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения.

Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность и навыки взаимодействия, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактивное обучение исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока.

Основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый.

Учебный процесс, опирающийся на использование интерактивных методов обучения, организуется с учетом включенности в процесс познания всех учащихся класса без исключения. Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Организуются индивидуальная, парная и групповая работа, используется проектная работа, ролевые игры, осуществляется работа с документами и различными источниками информации. Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможность взаимной оценки и контроля.

Педагог вместе с новыми знаниями ведет участников обучения к самостоятельному поиску. Активность преподавателя уступает место активности детей, его задачей становится создание условий для их инициативы. Преподаватель отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, и выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации. Поэтому интерактивное обучение призвано изначально использоваться в интенсивном обучении обучающихся. Интерактивные методы могут применяться при организации педагогом следующей работы с учениками:

​ организация тематических занятий,

​ организация временных творческих коллективов при работе над учебным проектом,

​ формирование портфолио ученика,

​ организация дискуссий и обсуждений спорных вопросов, возникших в коллективе,

​ для создания образовательных ресурсов.

Для решения воспитательных и учебных задач учителем могут быть использованы следующие интерактивные формы:

1.​ Интерактивная экскурсия.

2.​ Использование кейс-технологий.

3.​ Проведение видеоконференций.

4.​ Круглый стол.

5.​ Мозговой штурм.

6.​ Дебаты.

7.​ Фокус-группа.

8.​ Деловые и ролевые игры.

9.​ Case-study (анализ конкретных, практических ситуаций).

10.​ Учебные групповые дискуссии.

11.​ Тренинги.

Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности учащихся. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели: развитие интеллектуальных способностей учащихся, самостоятельности мышления, критичности ума; достижение быстроты и прочности усвоения учебного материала, глубокого проникновения в сущность изучаемых явлений; развитие творческого потенциала – способности к «видению» проблемы, оригинальности, гибкости, диалектичности, творческого воображения, легкости генерирования идей, способности к самостоятельной поисковой деятельности; эффективности применения знаний, умений и навыков в реальной жизни.

В контексте интерактивного обучения знания приобретают иные формы. С одной стороны, они представляют собой определенную информацию об окружающем мире. Особенностью этой информации является то, что учащийся получает ее не в виде уже готовой системы от педагога, а в процессе собственной активности. Педагог должен создавать ситуации, в которых обучающийся активен, в которых он спрашивает, действует. В подобных ситуациях «он совместно с другими приобретает способности, позволяющие преобразовывать в знание то, что изначально составляло проблему или препятствие».

С другой стороны, учащийся в процессе взаимодействия на занятии с другими учащимися, педагогом овладевает системой испытанных (апробированных) способов деятельности по отношению к себе, социуму, миру вообще, усваивает различные механизмы поиска знаний. Поэтому знания, полученные учащимся, являются одновременно и инструментом для самостоятельно их добывания.

Таким образом, цель активного обучения - это создание педагогом условий, в которых учащийся сам будет открывать, приобретать и конструировать знания. Это является принципиальным отличием целей активного обучения от целей традиционной системы образования.

Технология модульного обучения

В своей работе применяю технологию модульного обучения с 2001 года

Результативность: обеспечение гибкости, приспособление его к индивидуальным потребностям личности, уровню его базовой подготовки ; самостоятельная работа обучающихся с индивидуальной учебной программой; проблемный подход; индивидуальный темп обучения.

Модульная технология преобразует образовательный процесс так, что учащийся самостоятельно (полностью или частично) обучается по целевой индивидуализированной программе.

Сердцевина модульного обучения — учебный модуль, включающий: законченный блок информации, целевую программу действий учащегося; рекомендации (советы) преподавателя по ее успешной реализации.

Модульная технология обеспечивает индивидуализацию обучения: по содержанию обучения, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и самоконтроля.

Принципиальные отличия модульного обучения от других систем состоят в следующем:

1) содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах, усвоение которых осуществляется в соответствии с поставленной целью. Цель формируется для обучающегося и имеет указание не только на объем изучаемого содержания, но и на уровне его усвоения. Кроме того, учащийся получает от преподавателя совет в письменной форме, как рационально действовать;

2) изменяется форма общения преподавателя с учащимися. Оно осуществляется через модули и, безусловно, реализуется процесс индивидуального общения управляемого и управляющего;

3) учащийся работает максимум времени самостоятельно, учится целеполаганию, самопланированию, самоорганизации и самоконтролю;

4) отсутствует проблема индивидуального консультирования, дозированной помощи учащимся.

Цель модульного обучения — содействие развитию самостоятельности учащихся, их умению работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала.

Исходные научные идеи

1. Модульное обучение базируется на деятельностном принципе: только тогда учебное содержание осознанно усваивается, когда оно становится предметом активных действий обучающегося, причем не эпизодических, а системных. Поэтому, разрабатывая задания, преподаватель опирается на состав учения, ориентирует школьников на цель учебной деятельности, мотивирует ее принятие, определяет систему ученического самоконтроля и самооценки, обеспечивая, таким образом, самоуправляемый рефлексивный образовательный процесс.

2. Модульная технология строится на идеях развивающего обучения: если школьник выполняет задание с дозированной помощью преподавателя или одноклассников (подбадривание, указание ориентира и т.п.), он находится в зоне своего ближайшего развития. Такой подход способствует созреванию функций психики ребенка: то, что сегодня он делает с помощью других, завтра сможет сам, т.е. один цикл завершается, учащийся переходит в зону актуального развития, и виток раскручивается на новом уровне.

В модульном обучении это реализуется посредством дифференциации содержания и дозы помощи учащемуся, а также организации учебной деятельности в разных формах (индивидуальной, групповой, в парах постоянного и сменного состава).

3. В основании модульной технологии находится и программированное обучение. Четкость и логичность действий, активность и самостоятельность обучающегося, индивидуализированный темп работы, регулярная сверка результатов (промежуточных и итоговых), самоконтроль и взаимоконтроль — эти черты программированного подхода присущи и технологии модульного обучения.

4. Интенсивный характер технологии требует оптимизации процесса обучения, т.е. достижения наилучшего результата с наименьшей затратой сил, времени и средств.

Система действий преподавателя и учащегося заключается в последовательности .

Последовательность действий преподавателя при составлении модуля. При разработке модулей следует исходить из известных принципов:

• частные дидактические цели учебных элементов в своей совокупности обеспечивают достижение интегрированной цели модуля; реализация интегрированных целей всех модулей в свою очередь приводит к комплексной дидактической цели модульной программы;

• реализованная обратная связь — основа управляемости и контролируемости процесса усвоения знаний. При этом входной и выходной контроль более жесткий, осуществляется преподавателем, а текущий и промежуточный (на стыке учебных элементов) - мягкий, проходит в виде само- и взаимоконтроля учащихся;

• учебный и дидактический материал излагается доступно, конкретно, выразительно, в диалоговой форме;

• при построении модуля соблюдается логика усвоения учащимися знаний: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение и систематизация;

• структура модуля должна соответствовать логике учебного занятия того или иного типа.

Деятельность учащегося проходит в зоне его ближайшего развития; ориентирована на самоуправление и взаимоуправление, формирует навыки общения; дает возможность рационально распределять время; реализует рефлексивные способности учащегося на каждом занятии.

Изменяется принципиально деятельность преподавателя. Его главная задача — разработать модульную программу, сами модули, а на занятии он мотивирует, организует, координирует, консультирует, контролирует, т.е., используя потенциал модульного обучения, осуществляет рефлексивное управление обучением.

Ограничения

1. Уровень готовности обучающихся к выполнению самостоятельной учебной деятельности.

2. Материальные возможности образовательного учреждения.

3. Включение в модуль очень большого объема содержания деятельности, что создает дефицит времени.

Введение модульной технологии в образовательный процесс нужно осуществлять постепенно. Можно сочетать традиционную классно-урочную систему (технология объяснительно-иллюстративного обучения) с модульной.

Метод проектов

В своей работе применяю метод педагогического проектирования с 2005 года

Цель проектного обучения — создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения); развивают системное мышление.

Исходные теоретические позиции проектного обучения:

1) в центре внимания — учащийся, содействие развитию его творческих способностей;

2) образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для учащегося, что повышает его мотивацию в учении;

3) индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого учащегося на свой уровень развития;

4) комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций учащегося;

5) глубоко осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

Системы действий преподавателя и учащихся. С целью выделения систем действий преподавателя и учащихся предварительно важно определить этапы разработки проекта. К настоящему моменту сложились следующие стадии разработки проекта: разработка проектного задания, разработка самого проекта, оформление результатов, общественная презентация, рефлексия. Раскроем сущность взаимосвязи обучающего и обучающегося.

Стадии

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

1. Разработка проектного задания

1.1 Выбор темы проекта

Учитель отбирает возможные темы и предлагает их учащимся

Учитель предлагает учащимся совместно отобрать тему проекта

Учитель участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися

Учащиеся обсуждают и принимают общее решение по теме

Группа учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения

Учащиеся самостоятельно подбирают темы и предлагают классу для обсуждения

1.2 Выделение подтем в темах проекта

Преподаватель предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора

Преподаватель принимает участие в обсуждении с учащимися подтем проекта

Каждый учащийся выбирает себе подтему или предлагает новую

Учащиеся активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый учащийся выбирает одну из них для себя (т.е. выбирает себе роль)

1.3 Формирование творческих групп

Преподаватель проводит организационную работу по объединению учащихся, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности

Учащиеся уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды

1.4. Подготовка мате-риалов к исследовательской работе

Если проект объемный, то преподаватель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу

Отдельные учащиеся старших и средних классов принимают участие в разработке заданий.

Вопросы для поиска ответа могут вырабатываться в командах с последующим обсуждением классом

1.5. Определение форм выражения итогов проектной деятельности

Преподаватель принимает участие в обсуждении

Учащиеся в группах, а затем в классе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: видео-фильм, альбом, натуральные объекты, литературная гостиная и т.д.

2. Разработка проекта

Преподаватель консультирует, координирует работу учащихся. Стимулирует их деятельность

Учащиеся осуществляют поисковую деятельность

3. Оформление результатов

Преподаватель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность

Учащиеся вначале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами

4. Презентация

Преподаватель организует экспертизу (на-пример, приглашает в качестве экспертов старших школьников или параллельный класс, родителей и др.)

Докладывают о результатах своей работы

5. Рефлексия

Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей, учитывает их оценки

Осуществляют рефлексию процесса, себя в нем с учетом оценки других.

Желательна групповая рефлексия

Возможные темы учебных проектов разнообразны как и их объемы. Можно выделить по времени три вида учебных проектов: краткосрочные (2 - 6 ч); среднесрочные (12-15 ч); долгосрочные, требующие значительного времени для поиска материала, его анализа и т.д.

На мой взгляд, в образовательном учреждении должны быть разные учебные проекты. Думаем, что целесообразно было бы один проект в каждом классе делать комплексным. В образовательном учреждении в условиях разновозрастных коллективов можно делать 2 - 3 проекта за один учебный год. Что касается учебных предметов, то таких проектов должно о быть достаточно много. Например, может проводиться инсценирование литературного произведения с прохождением всех стадий: разработки задания, разработки проекта, реализации, презентации и рефлексии.

По истории проектное обучение может быть построено на идее создания альтернативных документов и т.п.

Критериями оценки являются достижение и цели проекта, достижение надпредметных целей (что представляется более важным), которые обеспечивают проектное обучение.

Результат. Если цели проекта достигнуты, то мы можем рассчитывать на получение качественно нового результата, выраженного в развитии познавательных способностей учащегося и его самостоятельности в учебно-познавательной деятельности.

Ограничения в использовании технологии:

- низкая мотивация преподавателей к использованию данной технологии;

- низкая мотивация учащихся к участию в проекте;

- недостаточный уровень сформированности у школьников умений исследовательской деятельности;

- нечеткость определения критериев оценки отслеживания результатов работы над проектом.

ИННОВАЦИИ В ИЗУЧЕНИИ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН

А.В. Гурьева, учитель русского языка и литературы,

г. Макеевка, учебно-воспитательный комплекс

№49 «Надежда»

Образование составляет основу прогресса человечества. Вот почему задача современного учебного заведения - дать возможность каждой личности школьника преуспеть в будущем стремительно меняющемся мире. Именно инновационные школы готовят школьников жить в условиях быстрых перемен. Образование ‑ это общественное благо. Поэтому цель профессиональной деятельности современного учителя - готовить наших учеников к тому, чтобы адаптироваться к переменам посредством обучения в течение всей жизни.

Инновационные технологии в учебном процессе помогают выявлять и учитывать индивидуальные потребности каждого ученика и нацелены на развитие природных способностей личности ученика, чем на просто передачу знаний.

Очень важно использовать в своей работе элементы проблемного обучения, тоесть так организовать учебный процесс, который будет направлен на создание проблемной ситуации и активную самостоятельную деятельность учащихся в её решении. Это приводит к глубокому усвоению и закреплению научных понятий, развивает творческое мышление и способность к самостоятельной деятельности. При этом нужно четко придерживаться алгоритма действия: 1) постановка проблемы; 2) определение путей её решения; 3) выбор оптимального варианта; 4) решение проблемы.

Не менее эффективной является технология групового обучения, благодаря которой обучение осуществляется в процессе общения между учениками в группах.

Групповые формы обучения дают возможность дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения, формируют внутреннюю мотивацию к активному восприятию, усвоению и передачи информации, содействуют формированию коммуникативных качеств учеников, активизируют умственную деятельность.

Важная роль в подготовке ребенка к жизни отводится технологии игрового обучения.

Обучающие игры помогают ученику самовыразиться, эмоционально воспринимать содержание учебного материала, развивают творческие способности.

Подробнее остановлюсь на игровой учебной деятельности. Как преподаватель русского языка и литературы, наиболее часто применяю игру в театрализацию. Знание на время игры становится нашим пространством. Мы погружены в него со всеми своими эмоциями и замечаем то, что недоступно холодному наблюдателю со стороны. Например, на уроке русского языка в 8-м классе при изучении темы «Обращение» учащиеся получили задание: подобрать формы обращений к героям произведений Н. Гоголя (в честь 200-летия со дня рождения писателя), у которых берут интервью, затем инсценировать интервью с людьми разного возраста и профессии.

Вместо итогового урока по систематизации и обобщению можно провести игру по типу телевизионной передачи «Слабое звено».

Учащиеся самостоятельно составляют и записывают в тетради вопросы. Выбираются пять игроков и два статиста. Каждый ученик, соблюдая очередность, задаёт по одному вопросу участникам игры. После того как каждому игроку было задано по три вопроса, статисты сообщают о конце первого тура. Выбирается «слабое звено», из игры выбывает тот, кого исключила команда, причем причина исключения комментируется участниками игры. Затем проводятся следующие туры до выявления победителя. Цель, поставленная учителем, достигается: в игру вовлечены все учащиеся, учебный процесс познавательной деятельности активизирован, результаты такой деятельности, как правило, высокие. И ещё одна важная мысль, имеющая отношение ко всем приёмам повышения интереса к учебному материалу: учитель должен показать безграничность знаний.

На уроке должно всегда оставаться место открытым проблемам, что это мы изучили, а вот это, это и это осталось за пределами нашей программы, вот этого я не знаю сама, а вот на этот вопрос пока не ответил никто. Природная любознательность выживает только на открытом пространстве знаний. Репродуктивные вопросы задаются для повторения уже известного. Расширяющие знания вопросы позволяют узнать новое об изучаемом объекте. Развивающие вопросы скрывают суть, обобщают, содержат в себе исследовательское начало.

Не менее интересен и полезен в организации самообразовательной деятельности учащихся метод проектов – достижение дидактической цели путем детальной разработки учебной проблемы, которая должна завершиться реальным практическим результатом (продуктом).

Проектная деятельность даёт учащимся безграничные возможности для развития творческих способностей, беспредельно раздвигает границы познания.

Применение инноваций в изучении гуманитарных дисциплин – это духовное и физическое здоровье ребенка, основанное на идеале человечества, нации и личного опыта самого человека. Это школа обретения пути жизни согласно способностям, потребностям и свободному волеизъявлению каждого человека.

Макеевский учебно - воспитательный комплекс № 49 «Надежда»

Учитель: Гурьева А.В.

г. Макеевка

1. Укажите предложение, в составе которого есть имя прилагательное,

стоящее в форме родительного падежа множественного числа:

а) Я уже слышал эту историю.

б) Улица заканчивалась недостроенным зданием.

в) Не следует заводить пустых споров.

2. Имя прилагательное – это…

а) служебная часть речи, которая употребляется для связи слов в предложении;

б) самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета;

в) второстепенный член предложения.

3. Укажите ряд с лишним словом:

а) львиный, кожаный, багряный;

б) туманный, осенний, деревянный;

в) традиционный, торжественный, утренний.

4. Укажите предложение с прилагательными в сравнительной степени,

употреблёнными в роли сказуемого:

а) Любовь к родине – это любовь к родной природе.

б) Правда всего дороже.

в) Чтение – лучшее учение.

5. Укажите, к какому разряду принадлежат прилагательные: чистый,

свежий, длинный:

а) качественные;

б) относительные;

в) притяжательные.

6. Укажите вариант с буквой «и» в безударном окончании прилагательных:

а) питаться козь…м молоком, рядом с соседн…ми дачами;

б) произошло в ранн…м детстве, любоваться девичь…й косой;

в) быть в летн…й одежде, успеть к последн…му автобусу.

7. Укажите группу имён прилагательных, которые пишутся с одной «н» в

суффиксе:

а) (даль) тума…а, (ночь) безлу…а;

б) осин…ая, шерстян…ой, львин…ый;

в) машин…ый, оловян…ый, традицион…ый.

8. Укажите прилагательные с суффиксом «к»:

а) абхаз…ий, чекист…ий, француз…ий

б) белорус…ий, швед…ий, матрос…ий;

в) рез…ий, горняц…ий, рыбац…ий.

9. Укажите группу слов, которые пишутся без «ь» на конце слова после

шипящего:

а) сбереч… , начинаеш… , отреж… ;

б) роскош… , молодёж… , реч… ;

в) неуклюж… , гаряч… , колюч… .

10. Укажите группу относительных прилагательных:

а) большой, молодой, тяжёлый;

б) крымский, зимний, спортивный;

в) сестрин, беличий, лисий.

11. Укажите группу прилагательных в сравнительной степени:

а) белее, чище, вкуснее;

б) величайший, умнейший, красивейший;

в) красивее всех, умнее всех.

12. Укажите группу прилагательных, которые пишутся через дефис:

а) Машино…строительный, бело…снежный;

б) русско…украинский, юго…восточный;

в) трудно…доступный, много…этажный.

Макеевский учебно - воспитательный комплекс № 49 «Надежда»

Учитель: Гурьева А.В.

г. Макеевка

1.Укажите группу собственных неодушевлённых имён существительных:

а) Чехов, Горький, Толстой;

б) Волга, Байкал, Киев;

в) страна, река, море.

2.Укажите группу существительных общего рода:

а) дом, книга, вода;

б) плакса, соня, невежа;

в) ворота, брюки, сани.

3.Укажите существительные, имеющие форму и единственного и множественного числа:

а) гири, плоскогубцы, шахматы;

б) косы, встречи, котлеты;

в) молоко, досуг, счастье.

4.Укажите группу существительных среднего рода:

а) дом, стол, пенал;

б) парта, стена, картина;

в) поле, солнце, село.

5.Укажите, к какому разряду принадлежат слова: пальто, Сочи, Терещенко:

а) существительные 2го склонения;

б) разносклоняемые;

в) несклоняемые существительные.

6.В родительном, дательном и предложном падежах окончание «и» имеют существительные:

а) 1го склонения;

б) 2го склонения;

в) 3го склонения.

7.Укажите группу имён существительных, в которых после шипящих пишется «ь»:

а) карандаш… , мяч… , сторож… ;

б) (много) туч... , задач… , училищ… ;

в) лож… , мелоч… , вещ… .

8.Укажите группу имён существительных с буквой «е» («ё») после шипящих:

а) врач…м, свеч…й, малыш…м;

б) малыш…нок, клоч…к, пирож…к;

в) колюч…к, рощ…й, ландыш…м.

9.Напишите склонения, к которому относятся существительные каждой группы:

а) поле, море, конь;

б) кукла, папа, Таня;

в) мышь, ночь, немощь.

10.В какой строке все существительные – одушевлённые?

а) дождь, лошадь, солнце;

б) люди, звери, снег;

в) мама куница, дочь.

11.Укажите группу имён существительных, которые с «НЕ» нужно писать раздельно:

а) (НЕ) видаль, (НЕ) поседа, (НЕ) ряха;

б) (НЕ) приятель, (НЕ) желание, (НЕ) удача;

в) (НЕ) решительность, а робость.

12.Имя существительное – это…

а) главный член предложения;

б) самостоятельная часть речи;

в) служебная часть речи.

Макеевский учебно - воспитательный комплекс № 49 «Надежда»

Учитель: Гурьева А.В.

г. Макеевка

1.Укажите группу с количественными числительными:

а) двое, трое, семеро;

б) второй, третий, седьмой;

в) два, три, семь

2.Укажите предложение с порядковым числительным:

а) В следующем году мы станем семиклассниками;

б) В эксперименте участвовали семеро наших учеников;

в) Моя квартира находится на седьмом этаже

3.Укажите группу числительных, которые нужно писать слитно:

а) Девять(десятых), три(целых), две(седьмых);

б) Девят (на)(дцать), пять (десят), девять(сот);

в) Пятьдесят(девять), триста(двадцать)

4.Укажите правильное написание:

а) двустам, трёстам;

б) двумстам, трёмстам;

в) двухстам, трёхстам

5.Укажите правильный вариант склонения количественного числительного:

а) (до) ста пятьдесяти восьми;

б) (до) ста пятидесяти восьми;

в) (до) сто пятьдесят восьми

6.Числительные употребляются преимущественно:

а) с глаголами;

б) с прилагательными;

в) с существительными

7.Укажите группу числительных, в которых не пишется «ь»:

а) пят…десят, сем…десят, восем…сот;

б) сем…надцать, восем…надцать, шест…надцать;

в) сем… , шест…сот, девят…сот

8.Укажите группу числительных, которые склоняются, как существительные 3-го склонения:

а) семь, двадцать, тридцать;

б) два, три, четыре.

в) сорок, девяносто, сто

9.Укажите группу числительных, у которых в падежных окончаниях пишется «а»:

а) девять, пятнадцать;

б) семьсот, двести;

в) сорок, девяносто, сто

10.Укажите правильный вариант склонения порядкового числительного:

а) В тысяче семесот девяноста девятом;

б) В тысячу семьсот девяносто девятом;

в) В тысяча семьсот девяносто девятом

11.Укажите группу порядковых числительных, которые пишутся раздельно:

а) двухсот (километровый), шестидесяти (тонный);

б) тридцати (тысячный), пятнадцати (миллионный);

в) четыреста (пятьдесят) (восьмой), двести (пятый)

12. Составьте предложение с составным порядковым числительным

Макеевский учебно - воспитательный комплекс № 49 «Надежда»

Учитель: Гурьева А.В.

г. Макеевка

1.Укажите группу слов, являющихся общеупотребительными:

а) перст, очи, ланиты;

б) мольберт, эстамп., амортизатор;

в) дом, пшеница, улица.

2. Диалектными называют слова, которые:

а) употребляют все люди, говорящие на русском языке;

б) употребляются людьми одной профессии;

в) употребляются жителями одной местности.

3.Укажите группу профессиональных слов, относящихся к бухгалтерской сфере:

а) октава, аккорд, диез;

б) баланс, налог, бюджет;

в) агрегат, реле, болванка.

4.Найдите верное утверждение:

а) фразеологизмы бывают однозначными;

б) фразеологизмы бывают многозначными;

в) фразеологизмы бывают однозначными и многозначными.

5.Укажите группу слов, являющихся диалектными:

а) курага, чайхана, экспонат;

б) калач, берёза, стебелёк;

в) качер, маланья, цебро.

6.Укажите группу слов, являющихся профессиональными:

а) аспирин, рецепт, компресс;

б) дёжка, махотка, шумота;

в) работа, книга, общество;

7.Укажите предложение с фразеологизмом:

а) Встречающие махали руками и приветствовали гостей;

б) На постоянные выходки Серёжи все уже давно махнули рукой;

в) Он махнул рукой на прощание и ушёл.

8.Закончите определения: все слова языка образуют его словарный состав, или:

а) лексикон;

б) лексику;

в) лексикологию.

9.Укажите правильное толкование значений фразеологизма «В ежовых рукавицах»:

а) в рукавицах, сшитых из шкурки ежа;

б) в большой строгости;

в) в зависимом, подчинённом положении.

10.Слова одной и той же части речи, одинаковые по написанию и по звучанию, но разные по лексическому значению, называются:

а) синонимами;

б) антонимами;

в) омонимами.

11.Укажите фразеологизм, которым можно заменить выделенное словосочетание в предложении:

«До речки ребята добежали очень быстро»

а) секунда в секунду;

б) в мгновение ока;

в) на сколько достаёт глаз.

12.Приведите пример пословицы о дружбе

Макеевский учебно - воспитательный комплекс № 49 «Надежда»

Учитель: Гурьева А.В.

г. Макеевка

1.Укажите группу с личными местоимениями:

а) мой, наш, твой;

б) меня, тебе, ими;

в) никто, ничто, некого.

2. Укажите предложение, в котором нет местоимения:

а) Горы уже не синеют, а светятся в лучах солнца.

б) Нас освежила ключевая вода.

в) Ты бы чем - нибудь занялся, Павлуша.

3. Укажите, каким членом предложения является местоимение в предложении:«Если за день ничему не научился, то зря прожил день.»

а) подлежащим;

б) определением;

в) дополнением.

4.Укажите, к какому разряду относятся местоимения: тот, этот, такой, таков, столько:

а) указательные;

б) определительные;

в) вопросительные.

5.Укажите группы местоимений, которые пишутся раздельно:

а) (ни) чей, (не) чему, (ни) кем;

б) кое (для) чего, не (для) кого;

в) кое (какие), кому (то), каким (либо).

6.Укажите группу местоимений, которые пишутся через дефис:

а) кто (нибудь), что (то);

б) (ни) кто, ни (что);

в) (не) сколько, (не) который.

7.Укажите предложение с местоимением, в котором пишется «НЕ»:

а) Н… в чьём ответе не прозвучала оценка поступка главного героя рассказа.

б) Мне н… с кем словом перемолвиться.

в) Мы н… кому не обязаны объяснять причины случившегося.

8.Укажите предложения, в котором нет ошибки в употреблении местоимения:

а) Ребёнка оставили дома самого!;

б) Кто – то следил за ими;

в) Все во дворе любили ихнюю собаку.

9. Укажите словосочетание, в котором вы напишите «НЕ»:

а) н… кто не приходил;

б) приходить н… к кому;

в) н… чего не писал.

10.Укажите предложения с возвратным местоимением:

а) Своя ноша не тянет.

б) Всякая сосна своему бору шумит.

в) Не хвали сам себя, пусть тебя другие похвалят.

11.Укажите правильный ответ: в предложении местоимение может быть:

а) подлежащим и дополнением;

б) определением и обстоятельством;

в) любым членом предложения.

12.Запишите пословицу с местоимением, подчеркните его как член предложения.

Макеевский учебно - воспитательный комплекс № 49 «Надежда»

Учитель: Гурьева А.В.

г. Макеевка

1.Укажите правильный ответ: предлог –

а) выражает зависимость существительного, числительного и местоимения от других слов;

б) придаёт словам дополнительные смысловые оттенки;

в) связывает простые предложения в составе сложного и однородные члены предложения.

2.Укажите предложение с предлогом:

а) Закат почти угас;

б) Лиц не было видно, потому что было темно;

в) Возникла серьёзная опасность для жизни команды судна.

3.Укажите словосочетания, в котором предлог надо писать через дефис:

а) отдыхали (в) продолжение месяца;

б) пострадали из (за) неосторожности;

в) идти (на) встречу удаче.

4.Укажите предложение с сочинительным союзом:

а) Трудился так крестьянин мой, что градом пот с него катился;

б) То тут, то там вспыхивал огонёк;

в) Пришла зима, хотя на календаре был октябрь

5.Укажите предложение с союзом, который надо писать слитно:

а) Что (бы) не болеть, закаляйся.

б) Воз не двигался, потому (что) заднее колесо соскочило.

в) Что (бы) ни случилось, мы всегда с тобой.

6.Укажите группу с производными предлогами:

а) в, до, за;

б) через, для;

в) в течение, по причине.

7.Укажите правильный ответ: служебные части речи:

а) не являются членом предложения;

б) могут быть подлежащим и сказуемым;

в) могут быть любым членом предложения.

8.Укажите предложения с формообразующей частицей:

а) Всяк правду хвалит, да не всяк её говорит;

б) Едва ли есть выход из этой ситуации;

в) Пусть на всей планете радуются дети.

9.Укажите предложение, в котором на месте пропуска надо поставить букву «И»:

а) Нет н… солнца, н… света, н… тени;

б) Ночью в траве поднимается весёлая молодая трескотня, какой н… бывает днём.

в) Это было н… что иное, как затмение солнца.

10.Укажите группу с междометиями:

а) гав-гав, мяу-мяу, динь-динь;

б) что за, вот, вон, ведь;

в) ха-ха-ха, ой, ах.

11.Укажите предложение, в котором нужно поставить запятую при междометии:

а) Прощайте друзей – их так мало.

б) Прощайте скоро увидимся.

в) Тебе передавали привет.

12.Приведите пример предложения с подчинительным союзом.

Макеевский учебно - воспитательный комплекс № 49 «Надежда»

Учитель: Гурьева А.В.

г. Макеевка

НАЧАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

1. Когда Персефона любовалась дивным цветком, её похитил:

а) Посейдон;

б) Зевс;

в) Аид.

2. Кто дал людям огонь:

а) Гефест;

б) Прометей;

в) Зевс.

3. Кто очаровал всех своей музыкой и пением:

а) Орфей;

б) Кипарис;

в) Геракл.

СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ

4. Укажите в каждой строке лишнее слово:

а) Океаниды, кентавр, дракон, амазонки;

б) Геракл, лев, нимфы, Эврисфей.

5. Какие подвиги совершил Геракл?

6. Найдите фактическую ошибку и запишите предложение правильно:

Когда возвращается к Деметре её дочь, то желтеют на деревьях листья, отцветают цветы, нивы пустеют, наступает зима.

ДОСТАТОЧНЫЙ УРОВЕНЬ

7. В чём отличие мифа от сказки?

8. Объясните значение фразеологизма «авгиевы конюшни».

9. В каком мифе и как древние славяне объясняли смену времён года?

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ

10. Выберите тему и напишите сочинение-миниатюру.

а) Какой из мифов мне больше всего понравился и почему?

б) Кто из героев мифов привлёк моё внимание и почему?

Макеевский учебно - воспитательный комплекс № 49 «Надежда»

Учитель: Гурьева А.В.

г. Макеевка

НАЧАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

1. Согласны ли вы с утверждением, что Библия в переводе с греческого означает

«книги»?

Да. Нет.

2. Аллегория – это:

а) поучительный вывод;

б) иносказание;

в) осмеяние человеческих пороков.

3.О столкновении «сильных» и «бессильных» повествует басня:

а) «Осёл и Соловей»;

б) «Щука»;

в) «Волк и Ягнёнок».

СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ

4. Продолжите предложение:

В басне «Свинья под Дубом» автор высмеивает людей, которые…

5. Напишите название басен, персонажами которых является Лиса.

6. Укажите лишнее слово:

Волк, Лисица, Ворона, сыр.

ДОСТАТОЧНЫЙ УРОВЕНЬ

7. Чему учит притча о добром самарянине?

8. Вспомните и запишите афоризмы из басен И.А.Крылова.

9. Сформулируйте и запишите основную мысль «Притчи о блудном сыне».

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ

10. Выполните одно из заданий:

А. Объясните, нужно ли читать басни современному человеку.

Б. Объясните, почему Библия – самая читаемая в мире книга.

Макеевский учебно - воспитательный комплекс № 49 «Надежда»

Учитель: Гурьева А.В.

г. Макеевка

НАЧАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

1. А.С.Пушкин родился:

А) в 1899 году; Б) в 1799 году; В) в 1699 году.

2. Назовите автора стихотворения:

Вот к пальмам подходит, шумя, караван

В тени их весёлый раскинулся стан.

А) М.Ю.Лермонтов Б) Ф.И.Тютчев В) А.С.Пушкин

3. Тема произведения – это:

А) его основная мысль

Б) то, о чём говорится в предложении

В) последовательное изложение событий

СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ

4. Продолжите предложение:

Ямб – это двусложный стихотворный размер с ударением на…

5. В каком стихотворении воплощена мечта о свободе и независимости:

А) «Утёс»; Б) «Песнь о вещем Олеге»; В) «Парус»

6. Укажите лишнее понятие:

Хорей, ямб, эпитет, рифма.

ДОСТАТОЧНЫЙ УРОВЕНЬ

7. Что объединяет стихотворение М.Ю.Лермонтова «Утёс» и «На севере диком»?

8. Приведите примеры эпитетов из стихотворений Пушкина.

9. Определите стихотворный размер:

Ещё ты дремлешь, друг прелестный.

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ

А. Напишите сочинение-рассуждение «Какие мысли и чувства вызывает у меня

стихотворение А.С.Пушкина «Няня»?

Б. Напишите сочинение-миниатюру «Моё любимое стихотворение».

Макеевский учебно - воспитательный комплекс № 49 «Надежда»

Учитель: Гурьева А.В.

г. Макеевка

НАЧАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

1. Кого из героев можно охарактеризовать с помощью афоризмов «лёгок на

помине», «как снег на голову», «как с луны свалился».

а) Оксана;

б) Вакулу;

в) Чёрта.

2. Какое условие поставила Оксана перед Вакулой?

а) сделать сундук для приданого;

б) достать черевички;

в) расписать хату.

3. Указать сказочное в повести:

а) взаимопонимание хуторян;

б) колядки;

в) обед у Пацюка.

СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ

4. Какие слухи ходили о Солохе?

5. Назовите имя героя, о котором идёт речь:

В поздние летние вечера я прокрадывался по саду, как молодой волчонок, избегая встречи с отцом.

6. Что пережил Вася, попав в часовню?

ДОСТАТОЧНЫЙ УРОВЕНЬ

7. Назовите авторов и названия известных вам произведений о детстве.

8. Почему Вася чувствовал себя в своей семье очень одиноким?

9. Что помогло Вакуле добиться своего счастья?

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ

10. Напишите характеристику полюбившегося вам литературного героя.

Макеевский учебно - воспитательный комплекс № 49 «Надежда»

Учитель: Гурьева А.В.

г. Макеевка

НАЧАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

1. Назовите писателя-фантаста:

А) Рей Брэдбери;

Б) В.Распутин;

В) Н.Заболоцкий.

2. Зачем герой рассказа «Уроки французского» играл на деньги:

А) чтобы помогать матери;

Б) чтобы купить молоко;

В) был азартным игроком.

3. Действие в рассказе «Уроки французского» происходит:

А) во время войны;

Б) до войны;

В) после войны.

СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ

4. Какая тема объединяет стихотворения Р.Рождественского и Н.Заболоцкого?

5. Перечислите героев рассказа Р.Брэдбери «Каникулы».

6. Кому посвящено изученное вами стихотворение Р.Рождественского? Почему?

ДОСТАТОЧНЫЙ УРОВЕНЬ

7. Объясните, почему учительница играла под деньги со своим учеником?

8. Что вы думаете по поводу спора персонажей рассказа Р.Брэдбери «Улыбка»?

- …цивилизация? А кому она нужна?

9. Сформулируйте и запишите основную мысль стихотворения Н.Заболоцкого

«Журавли»

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ

10. Объясните смысл заглавия рассказа В.Распутина «Уроки французского». Какие

уроки получил герой?

Макеевский учебно - воспитательный комплекс № 49 «Надежда»

Учитель: Гурьева А.В.

г. Макеевка

НАЧАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

1. «Ненужный хлам»,- так отозвался Робинзон Крузо:

А) о книге; Б) о ящике с инструментами; В) о деньгах.

2. Сколько лет провёл Робинзон Крузо на острове:

А) 18; Б) 25; В) 28.

3. В рассказе «Любовь к жизни» события происходят:

А) в тайге; Б) в тундре; В) в пустыне.

СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ

4. Перечислите профессии, которыми овладел Робинзон Крузо на необитаемом

острове.

5. Укажите, из какого литературного произведения данный отрывок:

«Прихрамывая, они спускались к речке, и один раз тот, что шёл впереди, зашатался, столкнувшись посреди каменной россыпи».

6. «Учёные сказали, что это должно пройти».

Что должно «пройти» у героя рассказа Дж.Лондона?

ДОСТАТОЧНЫЙ УРОВЕНЬ

7. Какие трудности на пути к спасению пришлось преодолеть героя рассказа

Дж. Лондона «Любовь к жизни»?

8. Какие черты характера помогли Робинзону Крузо выжить на необитаемом острове?

9. Название «Любовь к жизни» выражает тему или идею произведения?

Обоснуйте ответ.

ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ

10. Объясните, в чём секрет долголетия и популярности книги о Робинзоне Крузо.

Макеевский учебно-воспитательный комплекс № 49 «Надежда»

Учитель: Гурьева А.В.

г. Макеевка

Имя существительное в русском языке является отдельной частью речи, обозначающей предмет и обладающей развитой морфологией, унаследованной в основном из праславянского языка.

Содержание

​ 1 Категории

o​ 1.1 Число

o​ 1.2 Падеж

o​ 1.3 Род

o​ 1.4 Одушевленность/неодушевленность

o​ 1.5 Согласовательный класс

o​ 1.6 Личность

​ 2 Склонение существительных


Комментарии
Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Подробнее о форматировании

Fill in the blank