Вход в систему
01
ноя
2013

Материалы к аттестации учителя (продолжение)


Аттестация учителя. Обобщение опыта работы (продолжение, страница 2)

o​ 2.1 Единственное число

o​ 2.2 Множественное число

​ 2.2.1 Неправильные формы множественного числа

​ 3 Функции существительного

Категории

Русскому существительному присущи словоизменительные категории числа и падежа и классифицирующие категории рода, одушевленности/неодушевленности и личности.

Число

Грамматическая категория числа является у имен существительных словоизменительной и строится как противопоставление двух рядов форм — единственного и множественного числа. Присущие древнерусскому языку особые формы двойственного числа в современном русском языке не сохранились, имеются лишь остаточные явления (формы множественного числа названий парных предметов: берега, бока, уши, плечи, колени; формы существительных час, ряд, шаг в сочетаниях типа два часа́).

У названий исчисляемых предметов и явлений форма единственного числа обозначает единичность, множественного числа — количество более одного: стол — мн. ч. столы, день — мн. ч. дни, дерево — мн. ч. деревья, гроза — мн. ч. грозы. Существительные с абстрактным, собирательным, вещественным значениями относятся к singularia tantum: толщина, баловство, зверьё, молоко, либо к pluralia tantum: хлопоты, финансы, духи́, консервы.

В тех случаях, когда у слов singularia tantum возможно образование форм множественного числа, такому образованию обязательно сопутствуют те или иные семантические осложнения: ср. «видовое множественно» типа вино — мн. ч. ви́на, красота — красо́ты, «эмфатическое множественное» при обозначении большого количества типа вода — мн. ч. во́ды, снег — снега́ и т. д.

Число существительных выражается также синтаксически — числовой формой согласуемого или координируемого слова или числительным: новая книга — мн. ч. новые книги, Студент читает/читал — мн. ч. Студенты читают/читали, Я рад — мн. ч. Мы рады. У несклоняемых существительных и существительных pluralia tantum, обозначающих исчисляемые предметы, синтаксический способ выражения числа является единственным: новое пальто, одно пальто — мн. ч. новые пальто, три пальто; одни ножницы — мн. ч. двое ножниц, одни сутки — мн. ч. четверо/несколько/много суток.

Падеж

Падеж в русском языке выражает отношение имен существительных к другим словам в словосочетании и предложении. Словоизменительная морфологическая категория падежа строится как противопоставление шести основных рядов форм и пяти дополнительных, различающихся флексиями, причем флексии существительных выражают одновременно падежное значение и значение числа. У несклоняемых существительных падежные значения выражаются только формами согласуемых или координируемых слов (в предложении являющихся определением либо именным сказуемым).

Шесть основных падежей:

​ именительный,

​ родительный,

​ дательный,

​ винительный,

​ творительный,

​ предложный.

Кроме них, в русском языке существует:

​ партитив («2-й родительный»),

​ локатив («2-й предложный»),

​ вокатив (звательный падеж),

​ «второй винительный»

​ и особая «счётная форма».

В системе шести падежей именительный падеж противопоставлен как прямой падеж остальным пяти — косвенным падежам. Он является исходной формой парадигмы, выступая в наиболее независимых синтаксических позициях; косвенные же падежи выражают, как правило, зависимость существительного от управляющего им слова. Будучи управляемыми формами, косвенные падежи выступают в сочетании с предлогами (предложно-падежные формы) и без них (беспредложные формы): видеть дом и направляться к дому; управлять машиной и сидеть в машине. Из шести падежей один (именительный) является всегда беспредложным; один употребляется только с предлогами, а потому и называется предложным; остальные четыре падежа (средние в парадигме) выступают как с предлогами, так и без них. Для косвенных падежей существенно также, какой части речи они синтаксически подчиняются; различаются приглагольное и приименное употребление падежных форм.

Основные значения именительного падежа в предложении:

​ значение субъекта действия или состояния — в слове, выполняющем синтаксическую функцию подлежащего: Мой брат изучает медицину, Книга мне нравится;

​ значение предикативного определения субъекта — в слове, выполняющем функцию сказуемого: Мой брат — студент.

В пределах текста (как обособленный член предложения или отдельное предложение), в диалогических репликах именительный падеж используется в функциях:

​ главного члена самостоятельного односоставного (назывного) предложения: Летнее утро. В воздухе тишина (Чехов);

​ обращения: Какой вы умный, Петя! (Чехов);

​ вводимой темы высказывания: Желанья!.. Что пользы напрасно и вечно желать? (Лермонтов);

​ ответной реплики, имеющей целью назвать предмет: Как ваша фамилия? — Иванов, Как называется этот предмет? — Фломастер.

Все эти функции связаны с называнием предмета и с отсутствием синтаксической зависимости существительного от других слов в пределах предложения. Именительный падеж широко применяется также вне текстового окружения как форма, несущая чисто назывную функцию, — например, в словарях, в перечнях (списках) предметов, в надписях, подписях, на этикетках, в заглавиях произведений.

Родительный падеж выражает значения:

​ принадлежности (в приименной позиции): рука матери, подарок отца, (взял) карандаш соседа;

​ прямого объекта:

o​ при глаголах с отрицанием (вместо винительного падежа при переходном глаголе): я не читал этой книги, не знаю этих работ;

o​ при некоторых глаголах — и без отрицания: ждать приезда, желать успехов, бояться ответственности, избегать волнений;

o​ при отглагольных существительных со значением действия: чтение книги, уборка снега;

​ значение субъекта при отглагольных существительных со значением действия или состояния: разговор друзей, выпадение снега;

​ количественное — в различных случаях обозначения количества предметов, степени проявления признака в предмете, ограниченного объема вещества или совокупности однородных предметов, а также их полного отсутствия: десять дней, несколько месяцев, он старше сестры на два года, килограмм крупы, стакан молока, купить хлеба, дать воды, настроить домов, нет денег, не сказал ни слова;

​ определительное значение — в некоторых лексически ограниченных случаях приименного употребления: мужчина среднего роста, товар первого сорта, страна озёр, человек дела;

​ временно́е обстоятельственное значение — при назывании даты: Это было пятого мая.

Дательный падеж выражает:

​ значение адресата — лица, для которого осуществляется действие: дать книгу товарищу, послать письмо отцу;

​ значение субъекта состояния — в безличных предложениях: Брату нравится путешествовать, Мне стыдно, скучно.

Основное значение винительного падежа — значение прямого объекта, то есть объекта непосредственного приложения действия, состояния: рисовать картину, рубить дрова, знать английский язык. Другие значения:

​ значение субъекта состояния — в безличных предложениях при некоторых глаголах: Больного знобит, лихорадит, Его влекло на север;

​ значение меры и степени проявления действия, состояния: Пробыл в городе неделю, Отдыхал каждую зиму в горах, весить тонну, стоить рубль.

Творительный падеж выражает значения:

​ орудия действия: писать карандашом, разрезать хлеб ножом;

​ прямого объекта — при некоторых глаголах: управлять самолётом, наслаждаться музыкой, заниматься любимым делом, владеть компьютером;

​ предикативного определения — в функции именного сказуемого: Он будет врачом, Он стал хорошим учителем;

​ субъектное значение — в пассивной конструкции предложения: Дом строится бригадой рабочих, Проект утверждён комиссией;

​ обстоятельственные значения:

o​ места: ехать полями, идти лесом;

o​ времени: То было раннею весной (А. К. Толстой), Я знал его ребёнком;

o​ образа действия: петь басом, ходить толпой;

o​ меры и степени: говорить о чём-либо целыми днями, закупать картофель мешками;

o​ уточняющего признака — в приименной позиции: земля, богатая нефтью, высокий ростом.

Основные значения предложного падежа:

​ изъяснительное (разновидность объектного значения): рассказывать о прошлом, думать о сыне;

​ обстоятельственное значение места: Жить в лесу, на даче, хоровой кружок при клубе.

Периферийные падежи используются следующим образом.

Партитив (или «2-й родительный») у существительных вещественного, собирательного и абстрактного значения, как правило, передаёт количественно-ограничительное значение: ср. мало народу, килограмм сахару, чашка чаю.

Локатив (или «2-й предложный») обозначает объект, в пределах которого совершается действие: ср. в лесу водятся зайцы, ребёнок сидит на полу, она ждала лодку на берегу, он погиб в бою, мы ждём в в аэропорту.

Звательный падеж (вокатив) используется в разговорном языке при обращении, ср. Вань, поди-ка сюда! У некоторых слов сохранились остатки древнего звательного падежа, исторически вытесненного именительным: Боже, Господи, отче, ср. Чего тебе надобно, старче? (Пушкин).

Счётная форма и «второй винительный» выступают лишь в особых синтаксических конструкциях (см. ниже).

Род

Категория рода у имен существительных является классифицирующей или несловоизменительной (каждое существительное относится к определенному грамматическому роду) и строится как противопоставление трех родов — мужского, женского и среднего. Существительные мужского рода семантически определяются как слова, способные обозначать существо мужского пола, существительные женского рода — как слова, способные обозначать существо женского пола, а существительные среднего рода — как слова, не способные указывать на пол. При этом у одушевленных существительных мужского и женского рода (названий людей и частично — названий животных) связь с обозначением пола — непосредственная (ср. отец и мать, учитель и учительница, лев и львица), а у неодушевленных существительных (частично — также у названий животных) — опосредованная, проявляющаяся как возможность стилистического переосмысления в образе существа соответствующего пола (ср. рябина и дуб в народной песне «Тонкая рябина», а также Дед Мороз, Царевна-лягушка и т. п.). Родовые различия существительных выражены только в единственном числе, поэтому существительные pluralia tantum не принадлежат ни к одному из трех родов. Особое место занимают так называемые существительные общего рода, способные обозначать лицо как мужского, так и женского пола и соответственно обладать грамматическими признаками мужского и женского рода (сирота, недотрога, плакса).

Род существительных выражается как морфологически — системой флексий существительного в единственном числе, так и синтаксически — родовой формой согласуемого или координируемого слова (прилагательного или другого слова, склоняющегося как прилагательное, глагола-сказуемого). Поскольку система флексий единственного числа не у всех словоизменительных типов существительных однозначно указывает на определенный род (так, существительные II склонения могут относиться и к женскому, и к мужскому роду: м. р. слуга, ж. р. прислуга), последовательно однозначным является синтаксическое выражение рода существительных. У так называемых несклоняемых существительных этот способ выражения рода является единственным (ср. р. недавнее интервью, м. р. длиннохвостый кенгуру и т. п.).

Способностью указывать на пол обладают также формы согласуемых и координируемых слов в сочетании с существительными общего рода (круглый (м. р.) сирота и круглая (ж. р.) сирота), а также с существительными мужского рода — названиями лиц по профессии, должности (врач, инженер, директор), которые могут при указании на женский пол лица сочетаться (только в форме именительного падежа) с формами женского рода координируемых и (реже) согласуемых слов: Врач пришла, У нас новая врач (разговорно).

Одушевленность/неодушевленность

Существительные — названия лиц и животных относятся к разряду одушевленных, все остальные существительные — к разряду неодушевленных. Собирательные существительные — названия совокупностей, групп людей и животных (народ, толпа, стая, стадо и т. п.) — принадлежат к неодушевленным.

Одушевленность выражается совпадением формы винительного падежа с формой родительного падежа во множественном числе (у всех одушевленных существительных) и в единственном числе (только у слов мужского рода I склонения): вижу брата, братьев, сестёр, животных. У неодушевленных существительных те же формы совпадают с формой именительного падежа: вижу стол, столы, книги, деревья. Одушевленность/неодушевленность существительных регулярно выражается также синтаксически — формой винительного падежа согласуемых слов (прилагательных и других слов, склоняющихся как прилагательные, а также — для одушевленных существительных — числительных два, оба, три, четыре и собирательных числительных типа двое, пятеро): вижу своего брата, своих братьев, двух/двоих друзей, трёх подруг, пятерых солдат, но: вижу новый дом, новые дома. Все существительные pluralia tantum — неодушевленные.

Согласовательный класс

В соответствии с набором флексий согласуемого слова (прилагательного или другого слова, склоняющегося как прилагательное) существительные делятся на семь согласовательных классов:

​ существительные мужского рода одушевленные (брат),

​ мужского рода неодушевленные (стол),

​ женского рода одушевленные (сестра),

​ женского рода неодушевленные (книга),

​ среднего рода одушевленные (животное),

​ среднего рода неодушевленные (окно)

​ pluralia tantum (ножницы).

Все семь согласовательных классов позволяет выявить, например, такой диагностический контекст: Я вижу больш__ Х, кажд__ из которых по-своему хорош__. Если подставить на место Х указанные выше лексемы, то будет хорошо видно, что все они имеют разные согласовательные модели, то есть разные наборы флексий, используемых согласуемыми с ними словоформами (в примере на месте этих флексий стоит подчеркивание).

Личность

Личность не имеет у существительных в русском языке особого регулярного (категориального) морфологического выражения. Существительные со значением лица входят в более широкий разряд одушевленных существительных.

Личность выражается словообразовательно — целым рядом суффиксов существительных:

​ -ист: тракторист;

​ -щик: наборщик;

​ -льщик: носильщик;

​ -яг(а): бродяга;

​ -ак(а): служака,

в том числе — в названиях лиц женского пола, мотивированных существительными мужского рода со значением лица:

​ -ниц(а): писательница;

​ -ш(а): секретарша;

​ -/j/(а): гостья;

​ -есс(а): поэтесса.

К названиям лиц относятся также: все существительные общего рода; существительные мужского рода II склонения (слуга, воевода), существительные I склонения, имеющие в единственном числе словоизменительный суффикс -ин, а во множественном числе — безударную флексию -е (гражданин — граждане, крестьянин — крестьяне).

Склонение существительных

Изменение существительных по числу и падежу называется склонением. В зависимости от набора окончаний (флексий) выделяются 3 основных типа склонения:

​ I склонение включает существительные мужского рода с нулевой флексией в именительном падеже единственного числа: стол, конь; среднего рода с флексией -/о/ (орф. -о и -е): окно, поле; мужского рода с той же флексией: домишко, волчище, подмастерье.

​ II склонение включает существительные женского, мужского и общего рода с флексией -/а/ (орф. -а и -я) в именительном падеже единственного числа: карта, земля, юноша, сирота.

​ III склонение включает

o​ существительные женского рода с основой на мягкую согласную или на шипящую и с нулевой флексией в именительном падеже единственного числа: область, ночь и т. п.;

o​ существительное мужского рода путь;

o​ существительные среднего рода бремя, время, вымя, знамя, имя, племя, пламя, семя, стремя, темя и дитя.

Согласно другой концепции третье склонение включает только существительные женского рода, а существительные путь, дитя и десять вышеназванных существительных на -мя относятся к особому классу разносклоняемых существительных, не входящих в общую систему склонений и совмещающие в одной парадигме разные типы склонения [1], [2].

В школьной традиции принято называть первое склонение вторым, а второе — первым.

Различие типов склонения наиболее четко выражено в формах единственного числа.

По происхождению I склонение восходит к индоевропейскому склонению с основой на -о, II склонение — к основам на -а, III склонение — к основам на i, так называемые разносклоняемые существительные, за исключением «путь» — к основам на согласный (слово же «путь» склоняется так, как склонялись все словам мужского рода древнерусского склонения на -i, перешедшие затем в I склонение).

Единственное число

I склонение

Падеж

Флексии

Примеры

Им.

−0, -/о/

стол

конь

окно

поле

Род.

-/а/

стола

коня

окна

поля

Дат.

-/у/

столу

коню

окну

полю

Вин.

неодуш. = им. п.
одуш. = род. п.

= им. п.

= род. п.

= им. п.

Твор.

-/ом/

столом

конём

окном

полем

Предл.

-/е/

(о) столе

(о) коне

(об) окне

(о) поле

II склонение

Падеж

Флексии

Примеры

Им.

-/а/

карта

земля

сирота

Род.

-/и/

карты

земли

сироты

Дат.

-/е/

карте

земле

сироте

Вин.

-/у/

карту

землю

сироту

Твор.

-/оj/, -/оjу/

картой, -ою

землёй, -ёю

сиротой, -ою

Предл.

-/е/

(о) карте

(о) земле

(о) сироте

III склонение

Падеж

Флексии

Примеры

Им.

−0, -/а/

степь

путь

имя

Род.

-/и/

степи

пути

имени

Дат.

-/и/

степи

пути

имени

Вин.

= им. п.

Твор.

-/jу/, -/ом/

степью

путём

именем

Предл.

-/и/

(о) степи

(о) пути

(об) имени

Примечания:

1. Орфографические варианты флексий (например, -а и -я) здесь и далее не

указываются, но отражаются в примерах.

2. Существительные I склонения мужского рода на -ий и среднего рода на -ие в предложном падеже и существительные II склонения на -ия в дательном и предложном падеже имеют флексию -и: санаторий — о санатории, линия — линии, о линии, знание — о знании, житие́ — о житии́; сюда же: забытьё — в забытьи́.

3. В творительном падеже существительные I склонения среднего рода бытие́ и житие́ имеют флексию -е́м: бытие́м, житие́м, а существительное III склонения дитя — флексию -ей: дитятей.

4. Существительные на -ишко и -ище типа домишко, письмишко, домище, бычище образуют вариантные формы косвенных падежей по I и II склонениям: род. п. домишка и домишки, дат. п. домишку и домишке, твор. п. домишком и домишкой.

5. В творительном падеже существительных II склонения вариант флексии -ою более свойствен книжной речи и широко употребителен в поэзии.

В таблицы склонений не включены следующие три падежные формы, которые являются «морфологически неполными», то есть морфологические показатели этих падежей имеются лишь у небольшой части словоформ.

Партитив (или «2-й родительный») на -у имеется у некоторых существительных I склонения мужского рода вещественного, собирательного и абстрактного значения, ср. народу, чаю, сахару, шуму, воздуху, киселю, шёлку и т. п. У прочих лексем партитив не выделяется отдельно от родительного падежа; кроме того, даже специальные формы партитива в основном всегда могут быть заменены формой родительного падежа (ср. добавь сюда сахару // сахара).

Локатив (или «2-й предложный») используется с предлогами в и на при обозначении объекта, в пределах которого совершается действие. Ряд существительных I склонения мужского рода имеет в локативе ударную флексию -у́ (ср. в лесу́, в пруду́, на полу́, на берегу́, в году́, на свету́, в бою́, в аэропорту́), а ряд существительных III склонения женского рода ударную флексию -и́ (ср. в крови́, в степи́, в тени́, на двери́, в тиши́, в ночи́ — но о кро́ви, о но́чи и т. п.). Во всех остальных случаях, в том числе во множественном числе, особых форм локатива нет, используется предложный падеж.

Звательный падеж (вокатив, или «звательная форма») образуется от существительных II склонения путём отсечения последней гласной, ср. Вань, Дим, Танюш.

Кроме того, в особых синтаксических конструкциях выступают:

​ «Счётная форма» на -а́ — у существительных час, ряд, шаг с числительными два, три и четыре (в сочетаниях типа два часа́, три шага́ и т. п.).

​ «Второй винительный», совпадающий с именительным, но используемый после предлога в конструкциях типа годиться в отцы, пойти в солдаты и пр.

Множественное число

Падеж

Флексии

Мужской род

Средний род

Им.

-/и/, -/а/, -/е/

столы

кони

бояре

окна

поля

имена

Род.

-/ов/, -/еj/, -0

столов

коней

бояр

окон

полей

имён

Дат.

-/ам/

столам

коням

боярам

окнам

полям

именам

Вин.

неодуш. = им. п.
одуш. = род. п.

= им. п.

= род. п.

= им. п.

Твор.

-/ам’и/, -/м’и/

столами

конями

боярами

окнами

полями

именами

Предл.

-/ах/

(о) столах

(о) конях

(о) боярах

(об) окнах

(о) полях

(об) именах

Падеж

Флексии

Женский род

Общий род

Им.

-/и/, -/а/, -/е/

карты

земли

степи

сироты

Род.

-/ов/, -/еj/, -0

карт

земель

степей

сирот

Дат.

-/ам/

картам

землям

степям

сиротам

Вин.

неодуш. = им. п. / одуш. = род. п.

Твор.

-/ам’и/, -/м’и/

картами

землями

степями

сиротами

Предл.

-/ах/

(о) картах

(о) землях

(о) степях

(о) сиротах

Неправильные формы множественного числа

​ в ряде слов III склонения во мн.ч., как и в косв.п., проявляются части основы, не проявленные в им.п. ед.ч.:

o​ мать–матери, дочь–дочери (проявляется -/ер/-)

o​ имя–имена, семя–семена (проявляется -/ен/-) — группа из десяти «разносклоняемых имён»

​ ряд слов I склонения приобретают во мн.ч. специфический суффикс:

o​ -/j/-: брат–братья, друг–друзья, князь–князья, муж–мужья, колос–колосья, повод–поводья, стул–стулья, лист–листья, клок–клочья, брус–брусья, клин–клинья, прут–прутья, кол–колья, ком–комья, зуб–зубья, сук–сучья, дерево–деревья, полено–поленья, крыло–крылья, звено–звенья, перо–перья и несколько менее употребительных

o​ -/ес/-: небо–небеса, чудо–чудеса. Остались лишь два из большой группы старославянских слов, склонявшихся подобным образом. Стали склоняться правильно, но оставили производные слова с -/ес/-: слово, древо, тело (словесный, древесный, телесный)

o​ -/овj/-: сын–сыновья, кум–кумовья

​ имена детёнышей и грибов с суффиксом -/онок/- меняют его на -/ят/-: ягнёнок–ягнята, поросёнок–поросята, негритёнок–негритята и т.п.; опёнок–опята, маслёнок–маслята

​ имена групп людей с суффиксом -/ин/- теряют его:

o​ англичанин–англичане, армянин–армяне, мусульманин–мусульмане, крестьянин–крестьяне, дворянин–дворяне, гражданин–граждане, горожанин–горожане, римлянин–римляне, южанин–южане и т.п.

o​ татарин–татары, болгарин–болгары (но: грузин–грузины)

​ несколько слов меняют суффикс несистематически: хозяин–хозяева (-/ин/- — -/ев/-), судно–суда (-/н/- теряется),

​ несколько слов образуют мн.ч. от другого корня, нежели в ед.ч.: (супплетивизм)

o​ ребёнок–дети (правильно образованные слова «дитя» и «ребята», хотя и существуют, не образуют с этими словами пар ед.ч.—мн.ч.)

o​ человек–люди (после числительного склоняется по II склонению правильно образованное слово «*человекы»: один человек, два человека, пять человек)

​ см. также: Морфология русского литературного языка. Из кн.: Аванесов Р. И., Сидоров В. Н., «Очерк грамматики русского литературного языка. Ч. I.: Фонетика и морфология.» — М.: Учпедгиз, 1945.

Функции существительного

Синтаксические функции существительного, как и других знаменательных частей речи, могут быть охарактеризованы с формальной и семантической точек зрения.

Формальные (собственно структурные) синтаксические функции существительного — это функции подлежащего, именного сказуемого и дополнения. Существительное синтаксически подчиняет себе согласуемое определение (Дай мне синюю ручку). Существительное-подлежащее координируется со сказуемым — глаголом или именем (Петя поёт, Петя пришёл, Друзья Пети — мои коллеги). Существительное в формах косвенных падежей (в сочетании с предлогом или без него) управляется глаголом или именем либо примыкает к нему (падежное примыкание), а также выполняет роль разнообразных определителей, в том числе как приложение (Я пишу книгу, Судьба человека, Вася-гармонист).

К семантическим функциям существительного в предложении относятся функции выражения субъекта действия или состояния, объекта действия или состояния, предикативного признака, атрибута, обстоятельственного квалификатора.

Давайте дружить!

Дорогой шестиклассник!

К тебе обращаюсь я, книжка.

Я хочу познакомить тебя с именем существительным.

Если ты выполнишь все мои задания, то твой тонкий ручеёк знаний пополнится, превратится в полноводную реку.

Я приглашаю тебя потренировать такие ценные качества, как память, сообразительность, настойчивость, способность логически мыслить, анализировать, сопоставлять.

Итак, в путь!

Желаю успехов!

Для начала наберись терпения и прочти теоретический материал.

А теперь тренируемся!

1. Запиши по памяти, подчеркни имена существительные,

обозначь род, склонение:

В небе таком облака,

И лучистая на зное,

В искрах катится река,

Словно зеркало стальное

(Ф.Тютчев)

2. Весна, весна! Как высоко

На крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам,

Летают облака.

(Е.Баратынский)

3. Гроза прошла, и ветка белых роз

В окно мне дышит ароматом.

Еще трава полна прозрачных слез,

И гром вдали гремит раскатом.

(А. Блок)

(За каждое правильно выполненное 1,2 и 3 задания ты получаешь по 5 баллов. Конечный результат 100 баллов будет соответствовать оценке 12)

4. Обозначь падежи имен существительных, выдели

окончания.

Л А Н Д Ы Ш И

Мы знаем красивое местечко в лесу. На берегу реки пахнет смолой и березовой нежной листвою. Там густо растут ландыши. Как хороши эти белые чистые колокольчики!

(По И.Соколову-Микитову)

Ч Е Р Е М У Х А

5. Под самым окном нашего домика распустилась и цветет

черемуха. Вся она покрыта душистыми белыми цветами.

Мы любуемся цветущей черемухой.

(По И.Соколову-Микитову)

(За правильное выполнение этих заданий ты получаешь по

6 баллов)

6. Выписать существительные с безударными окончаниями,

выделить окончания.

В апреле в воздухе заметно потеплело. Утренний иней быстро исчез с крыши сторожки. На пригорке обсохла земля. Скоро в роще зацветут ландыши. Ранним утром старик вышел из сторожки. За одну ночь все в природе изменилось. Низкие облака чуть ли не цеплялись за верхушки елей. В воздухе кружилась живая сетка из мягких снежинок. Старик с собакой в лодке поехали за рыбой

(За это задание ты получаешь 8 баллов)

Творческая работа

7. Используя данные словосочетания составить текст на

тему “Зимнее утро”

Кружившись в воздухе, ложились на крыши домов, озябшую землю, покрылись чистой белой скатертью, побежали к горке.

(оценка задания 10 баллов)

8. Списать. Вставить буквы. Где нужно, поставить кавычки.

Журнал (К, к)рокодил, газета (Т,т)руд, ледокол (Р, р)осиия, (В,в)кусная (Я, я)года, станция метро (Б, б)ауманская, река (Я, я)уза, пустыня (К, к)аракумы, роман (Т, т)ри мушкетера, картина (Т,т)ропинина, (К, к)ружевница, пароход (Т,т)итаник, (Ш, ш)устрый (В, в)оробей, машина (В, в)ома

(оценка задания 5 баллов)

9. Прочитать текст. Определить его основную мысль.

Выписать в три столбика существительные I, II и III

склонений.

Х Л Е Б

В нашем языке сотни тысяч слов. Если подумать, что стоит за каждым из них, слово хлеб нужно поставить на первое место. В каменном веке, когда люди не знали, что такое металл, они уже сеяли хлеб.

Хлеб! Нет важнее работы, чем вовремя бросать семена в землю и вовремя взять с земли поспевшее зерно.

(В.Песков)

(оценка задания 5 баллов)

10. Объяснить значение несклоняемых существительных и составить с ними предложения.

Кофе, кафе, жабо, турые, плато, сопрано

(оценка 10 баллов)

11. Вспомни и запиши 5 пословиц, построенных на использовании антонимов, таких например, как утро-вечер, свет-тьма

(оценка задания 10 баллов)

12. Составь тестовый опрос для учащихся своего класса на тему «Имя существительное»

(оценка задания 10 баллов)

13. Сочини сказку об имени существительном или придумай игру

(оценка 15 баллов)

Вот и выполнены все задания. Надеюсь, ты узнал много нового.

Напиши свой отзыв:

-это здорово!

-затрудняюсь ответить

-хорошо

-было скучно

До новых встреч уже в другой теме!

Макеевский учебно-воспитательный комплекс № 49 «Надежда»

Учитель: Гурьева А.В.

г. Макеевка

1.​ Глагол, это часть речи, которая обозначает:

а) признак предмета

б) действие предмета

в) признак действия

2. Совершенный вид отвечает на вопрос:

а) что сделать?

б) что делать?

в) что будет делать?

3. Глагол читать

а) переходный

б) непереходный

в) возвратный

4. Глагол видеть

а) 1 спряжения

б) 2 спряжения

в) разноспрягаемый

5. Неопределенная форма отвечает на вопрос:

а) что делать?

б) что делал?

в) что делать?

6. Глагол учиться

а) возвратный

б) невозвратный

в) переходный

7. В предложении:

Учитель сделал объявление ученикам и отпустил их прогуляться. Слово «прогуляться»:

а) сказуемое

б) определение

в) обстоятельство

8. В предложении

Жить – Родине служить. Слово «жить»:

а) сказуемое

б) дополнение

в) подлежащее

9. Напишу – определить время:

а) прошедшее время

б) настоящее

в) будущее

10. Укажите вариант с раздельным написанием:

а) ненавидеть

б) недомогать

в) не высыпаться

11. Глагол читаешь

а) 1-го лица

б) 2-го лица

в) 3-го лица

12. Глаголы прошедшего времени изменяются:

а) по лицам

б) по родам

в) по падежам

Макеевский учебно-воспитательный комплекс № 49 «Надежда»

Учитель: Гурьева А.В.

г. Макеевка

1.Ваятель «Медного всадника»

а) Эйфель;

б) Микешин;

в) Фальконе;

2.Символ Парижа:

а) «Медный всадник»

б) памятник Б.Хмельницкому;

в) Эйфелева башня;

3. Сколько лет работал Фальконе?

а) 12

б) 4

в) 16

4. В каком году скульптор уехал в Голландию?

а) в 1778

б) в 1792

в) в 1776

5. Кто не одобрил установку скульптуры Растрелли?

а) Елизавета Петровна

б) Екатерина Великая

в) Петр Первый

6. Сколько весила скала?

а) 100 пудов

б) 100 тысяч пудов

в) 10 пудов

7. В каком году был открыт памятник?

а) в 1782

б) в 1778

в) в 1792

8. Где установлен памятник?

а) на Невском проспекте

б) на Сенатской площади

в) возле Исаакиевского собора

9. Поэтический образ «Медного всадника» живет в стихах

а) Лермонтова

б) Есенина

в) Пушкина

10. Люди с помощью памятников хотят увековечить

а) свое имя

б) свое мастерство

в) добрые дела своих современников

11. Кто хочет создать неповторимое произведение, тот должен:

а) не отступать от задуманного, быть верным своей идее

б) учитывать пожелания других ученых, художников и писателей

в) быть верным своей идее и учитывать пожелания других

12. Название «Медный всадник» отражает:

а) тему произведения

б) идею произведения

в) и тему, и идею произведения.

Макеевский учебно - воспитательный комплекс № 49 «Надежда»

Учитель: Гурьева А.В.

г. Макеевка

Учебные предметы, близкие к изучаемой теме: история, этика, изобразительное исскуство, география, культурология. Возраст школьников (11-12 лет) 6 класс

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

1.​ Расширить кругозор и познавательные интересы учеников;

2.​

3.​ Углубить знания учащихся о древнегреческих мифах, их героях;

4.​ Формировать умения ориентироваться в информационном пространстве;

5.​ Развивать творческие способности учащихся, воспитывать интерес к культуре древних греков.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

1.​ Научить учащихся самостоятельному поиску необходимой информации с использованием различных источников (компьютерных данных, библиотек, справочников)

2.​ Научить, учащихся обмениваться информацией, поддерживать разговор, умению выражать свою точку зрения и обосновывать ее

3.​ Развивать умение учащихся работать в парах, индивидуально, в группах по теме проекта

4.​ Сформировать широкое представление и культуре Древней Греции

5.​ Развивать умение анализировать произведение, творческие и организаторские способности

6.​ Прививать любовь и интерес к изучению литературы на основе личностно-деятельной ориентации, определяющей личностную деятельность каждого ученика, учитывая его индивидуально-психологические способности.

СРОК ПРОВЕДЕНИЯ – октябрь.

АННОТАЦИЯ

Все участники делятся на группы: «аргонавтов» и «хранителей» Золотого Руна. Задача для «аргонавтов» - приобрести Золотое Руно, доказав, что они достойны этого. Для «хранителей» - доказать, что Золотое Руно они способны удержать. Само Золотое Руно не является главным достижением «аргонавтов» и «хранителей». Игровой единицей является «Руна» (орлятская медаль), которая вручается героями как награда за победу в «испытаниях» одинаковы для «аргонавтов», та и для «хранителей». В условиях состязательности группы дают друг другу самооценку: каждому участнику даются черные и белые квадраты и делают подсчет, а результаты отражают в «Вестнике Богов».

п/п

Тема для работы

Задания микрогруппам

Кол-во

уч-ся


Комментарии
Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Подробнее о форматировании

Fill in the blank