Вход в систему
01
ноя
2013

Материалы к аттестации учителя (обобщение опыта работы)


(продолжение, страница 3)
Аттестация учителя. Обобщение опыта работы

Зевс и Гера:

Выпуск газеты «Вестник Богов». Обращение с воззванием к жителям Эллады о борьбе за Золотое Руно.

Боги Олимпа разрабатываю структуру состязаний.

Боги – Гера, Зевс

Все остальные – жители Эллады.

Боги выполняют роль правосудия. Демонстрируют одеяния древних греков, разрабатывают систему наград и выполняют роль правосудия: подсчитывают и ведут учет черных и белых квадратов (взаимооценка)

2 чел.

2.

Летописцы (легенды, мифы о героях Эл-лады символика, атрибуты)

Группа выбирает себе название страны, острова, города и избирает царя (по легендам Древней Греции). Описывают жизнь страны, острова, города, сочиняют легенды, мифы о подвигах своих героев. Предусматривают свою символику, воззвания, молитвы и сюжет проживания в своей стране. Предусматриваются элементы одежды, атрибуты.

4 чел.

3.

Исторический музей Древней Греции. Выставка экспонатов

Собрать в музей и представить зрителям предметы, никогда принадлежавшие древнегреческим богам и героям.

Например:

Нарцисс – цветок нарцисса; Сизиф – камень;

Дедая – крылья; Прометей – огонь; Ио – овод;

Аполлон –кифара;

Но и т.д. Написать пояснения к экспонатам.

3 чел.

4.

Театр Древней Греции. (инсценирование мифов)

Группа готовит и показывает инсценирование 1 – 2 мифов Древней Греции с учетом особенностей древнегреческого театра.

5 чел.

5.

Творческие таланты Древней Эллады: живопись, ораторство, музыка, архитектура.

Группа готовит сообщения о живописи, театре, архитектуре: иллюстрации к мифам и легендам, подбирает музыкальное сопротивление, разрабатывается ораторское воззвание с оригинальным содержанием

5 чел.

6.

«В древнегреческой школе» (викторина и игры по древнегреческим мифам)

Учащиеся оставляют викторину по мифам Древней Греции, предусматривают литературную игру по систематизации и обобщению.

4 – 5 чел.

ВЫВОДЫ: (таблица) Мифология.

1.

Древняя Греция – кабель мировой культуры (театр, живопись, ораторство, музыка, архитектура)

2.

Братство, красота и глубина содержания мифов Древней Греции сделали их бессмертными.

3.

Актуальность творчества эллинов проявляется в современном искусстве.

Легенды и мифы, сочиненные учащимися Инсценировка. Газета «Вестник Богов» Литературные игры, викторины. «Исторический музей». Летописи.

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ И ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УЧЕНИЯ

1.​ Глубокое усвоение учебного материала по теме.

2.​ Формирование навыков работы в группах, работы с дополнительными источниками информации.

3.​ Развитие творческих способностей, познавательных интересов.

4.​ Воспитание любви и уважение к предметы «литература», к знаниям, искусству, творчеству.

ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА

1.​ Распределение тем будущего проекта.

2.​ Определение количества групп и участников по 2-4 человека в группе, распределение функциональных обязанностей.

3.​ Работа по темам проекта в группах:

a)​ сбор информации;

b)​ аналитическая работы над собственным материалом;

c)​ консультации учителя;

d)​ корректировка;

e)​ дальнейший поиск информации;

f)​ анализ новых фактов;

g)​ обобщение – обсуждение подготовительного материала;

h)​ оформление материала.

4. Подведение итогов.

Макеевский учебно – воспитательный комплекс № 49 «Надежда»

Учитель: Гурьева А.В.

г. Макеевка

Учебные предметы, близкие к изучаемой теме: история, изобразительное искусство, музыка. Возраст школьников 12 – 13 лет.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

1.​ Развитие познавательного интереса учеников, умения самостоятельно конструктировать свои знания.

2.​ Получить глубокое представление о былинах как об одном из важнейших жанров русского фольклора.

3.​ Научить понимать мир былинных героев, являющихся образцом благородства и храбрости в народном эпосе.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

1.​ Научить учащихся самостоятельному поиску необходимой информацией с использованием различных источников (компьютерных баз данных, библиотек, справочников)

2.​ Научить учащихся обмениваться информацией, поддерживать разговор, умению изложить свою тему и развить ее, умению выразить свою точку зрения и обосновать ее.

3.​ Изучить лучшие человеческие качества былинных героев, развивать умение учащихся понимать мир художника.

4.​ Рассмотреть – важность мирного труда богатырей, их доблесть и отвагу как пример для современников.

5.​ Познакомиться с историческими сведениями о Древней Руси 1Х – Х11 вв.

6.​ Развивать умение анализа и оценки собственных творческих и деловых возможностей и товарищей.

АННОТАЦИЯ

Тема данного проекта является программным материалом для учащихся 7-го класса. изучая данную тему, учащиеся должны получить представление о былинах как об одном из важнейших этических жанров русского фольклора, войти в мир былинного героя. Проектам представляется создание групп, работающих по следующим направлениям.

п/п

Тема для работы

Задания микрогруппам

Кол-во

Уч-ся

1.

Историческая.

Исторические события Древней Руси 1Х – Х111 вв.

Собрать сведения, отражающие русскую историю периода Киевского государства, борьба с половца-ми и печенегами, материалами. Киев – стольный город первого русского государства, его князь Владимир Красная солнышко, который вобрал в себя черты реальных киевских князей – Владимира Святославовича и Владимира Мономаха.

5 чел.

2.

Художественная. Работа по картине В.М. Васнецова «Богатыри»

Подготовить материалы о художнике В.М. Васнецова, написать творческие работы АО картине. Подготовить свои иллюстрации.

5 чел.

3.

Музыкальная. Композитор Бородин – опера «Князь Игорь»

Подобрать музыкальные фрагменты, отражающие период борьбы Киевского государства с набегами половцев и печенегов. Прокомментировать их понимание.

5 чел.

4.

Театральная. Работа над содержанием былин.

Проинсценировать отрывки из былин, подобрать элементы декорации и костюмы.

5 чел.

5.

Анаметическая. Актуальность былин

Проанализировать содержание былин и подготовить сообщение «Какие черты характера былинных героев присущи нам, живущим в ХХ1 веке?»

5 чел.

6.

«Гусляры - затейники». Вопросы по систематизации и обобщению.

Разобрать систему игр, викторин, ребусов, кроссвордов и т.д. по систематизации и обобщению изученной темы.

5 чел.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

1.​ Глубокое усвоение программного материала.

2.​ Развитие творческих способностей учащихся, познавательной активности, интереса к изучению предмета.

3.​ Развитие навыков работы в группах, работы с дополнительными источниками информации.

4.​ Содействие патриотическому, эстетическому и нравственному воспитанию учащихся.

ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА

1.​ Распределение тем будущего проекта.

2.​ Определение количества групп и участников, распределение функциональных обязанностей.

3.​ Обсуждение источников информации, планов деятельности.

4.​ Работа по темам проекта в группах:

a)​ сбор информации;

b)​ аналитическая работа над собственным материалом;

c)​ консультации учителя;

d)​ корректировка;

e)​ дальнейший поиск информации;

f)​ анализ новых фактов;

g)​ обобщение – обсуждение полученных данных;

h)​ оформление материла.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Макеевский учебно – воспитательный комплекс № 49 «Надежда»

Учитель: Гурьева А.В.

г. Макеевка

Учебные предметы, близкие к изучаемой теме: история, этика, изобразительное искусство, музыка, география

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

1.​ Уяснение учащимися факта неизолированного существования литературного произведения от творений других видов искусства;

2.​ Совершенствование навыков работы над этническим произведением на историческую тему;

3.​ Совершенствование умений отбирать соответствующий материал и систематизировать его, работать самостоятельно и в группах;

4.​ Совершенствовать навыки аргументированного публичного выступления.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

1.​ Изучить географическую карту пугачевского восстания и изображаемых автором событий.

2.​ Изучить культурный фон, на котором появилась «Капитанская дочка» А.С. Пушкина.

3.​ Познакомится с литературными понятиями «образ», «характере, «историческая правда и вымысел».

4.​ Сформировать у учащихся понимание логики человеческого характера.

5.​ Научиться оценивать особенности художественного языка и стиля неповторимом своеобразии.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

1.​ Глубокое усвоение учащимися изучаемой темы.

2.​ Учащиеся научатся давать идейную и эстетическую оценку роботе ровесника и своей.

3.​ Усовершенствуются навыки отбора соответствующего фактического и языкового материала.

4.​ Работа над проектом послужит совершенствованию навыков самостоятельной работы и аргументированного публичного выступления, уяснению роли правды и художественного вымысла в литературе.

5.​ Повысится уровень внимательности при чтении, изучаться новые понятия по теории литературы.

6.​ Совершенствуются навыки анализа художественного произведения.

7.​ Воспитание эстетического чувства, учащиеся увидят связь литературы с живописью, историей, музыкой.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ

1.​ Прочитать А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

2.​ Выполнить тест на знание текста произведения.

3.​ Разбиться на группы:

1.​ Историческая группа:

Собирают материалы об истории пугачевского восстания, о работе Пушкина над повестью «Капитанская дочка», об исторической основе повести.

2.​ Географическая группа:

Прослеживает географию событий: Оренбургская губерния, Симбирск, Казань, Урал. Рассказывает о географических особенностях события. Показывает путь пугачевского восстания от Сибири до Казани.

3.​ Искусствоведы: Собирают материалы о мощном культурном фоне, на котором появилась «Капитанская дочка» А.С. Пушкина: постановка оперы М. Глинки «Иван Сусанин», работы А. Иванова над созданием картины «Явление Христа народу», появление «Философского письма» П. Чаадаева, выход сборников стихов А. Кольцова, А. Помжаева и т.д.

4.​ «Художественные оформители»:

подбирают музыкальные и живописные иллюстрации к произведению Пушкина, рисуют собственные иллюстрации композитора Свиридова к Пушкинским произведениям.

5.​ «Артисты» : Инсценируют понравившиеся отрывки из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА

1.​ Распределение тем будущего проекта;

2.​ Определение количества групп и участников, распределение функциональных участников.

3.​ Обсуждение источников информации, планов деятельности.

4.​ Работа по темам проекта в группах:

a)​ сбор информации;

b)​ аналитическая работа над собственным материалом;

c)​ консультация учителя;

d)​ корректировка;

e)​ дальнейший поиск информации;

f)​ анализ новых фактов;

g)​ обобщение – обсуждение полученных данных;

h)​ оформление материал.

5.​ ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Городское управление образования

Макеевский учебно-воспитательный комплекс №49 «Надежда»

П Р О Е К Т

Автор: Гурьева А.В., учитель

русского языка и литературы

УВК №49 «Надежда»

г. Макеевка

Цель проекта: создать условия для развития индивидуального опыта проектной деятельности ученика, познавательного интереса, умения ориентироваться в информационном пространстве, практического мышления с выходом на коллективный продукт самообразовательной деятельности учащихся - информационно-литературный альманах «Уроки Хемингуэя».

Основные задачи проекта:

1.​ Прививать учащимся умения пользоваться исследовательскими приёмами: собирать необходимую информацию, пользуясь различными источниками (компьютерной базой данных, библиотеками), уметь ее анализировать с разных точек зрения, выдвигать различные гипотезы, уметь делать выводы.

2.​ Развивать умение учащихся обмениваться информацией, излагать свою тему и развивать её, выражать и обосновывать свою точку зрения.

3.​ Проанализировать произведение с учётом его художественного своеобразия, раскрыть философские вопросы повести Хемингуэя «Старик и море», подготовить статьи для альманаха.

4.​ Провести экспериментальную попытку психологического анализа личностных качеств героя произведения.

5.​ Выполнить исследования (исторические, географические, биологические), навеянные тематикой произведения, для развития жизненной компетенции.

6.​ Содействовать развитию самообразовательных компетентностей учащихся на основе выполнения нестандартных творческих заданий, создания ситуации новизны.

Сжатое описание проекта

Информационно-исследовательский проект направлен на сбор информации по изучаемой теме, на ознакомление участников проекта с этой информацией, а также на его широкое практическое применение как в учебной, познавательной, эстетической, воспитательной деятельности, так и в развитии жизненной компетентности.

Учащиеся 11-В класса УВК №49 г. Макеевки Донецкой области, исследуя содержание повести Э. Хемингуэя, воплощающей гуманистический идеал писателя, разбились на 6 групп.

Историческая группа исследовала сведения о жизни и творчестве писателя, истории создания произведения подготовила информацию о Кубе и о Кубинской революции под предводительством Фиделя Кастро, поскольку действие произведения происходит на Кубе и как раз в переломные моменты истории страны.

Географическая группа предоставила материалы об островах Карибского моря, дала физические и экономические характеристики Кубы.

Биологическая группа познакомила с подводным миром в изображении писателя, иллюстрировала произведение научными образцами флоры и фауны, названия которых упоминалась в повести Хемингуэя «Старик и море».

Философская группа раскрыла идею произведения, углублённо постигла философский смысл повести, подготовила ответы на вопросы о силе и бессилии человека, о гармонии в природе, о счастье и смысле человеческой жизни. В исследовании сопоставлены общепринятый философский взгляд на указанные проблемы и позиция писателя.

Психологическая группа на основе современных достижений психологической науки выработала секреты жизненного успеха, создала своеобразное «Практическое пособие» в области изучения совершенствования личности, проведя психологический анализ поведения, поступков, рассуждений главного героя повести и сопоставив их с научной точкой зрения психологии по проблеме успешной деятельности человека в современном обществе.

Компьютерная группа систематизировала материал и создала информационный WEB-сайт.

Все исследования были систематизированы, обобщены и представлены для защиты. На основе их создан информационно-литературный альманах «Уроки Хемингуэя» с размещением на информационном WEB-сайте.

Основные вопросы

Ключевой вопрос: О чём заставила вас задуматься повесть Э. Хемингуэя «Старик и море»?

Тематические вопросы:

1. В чём философский смысл повести?

2. О чём повествует Хемингуэй в «Старик и море»:

а) О силе или бессилии человека?

б) О гармонии или дисгармонии в природе?

в) Об одиночестве человека в мире природы и обществе или невидимых узах связи людей?

3. Зачем введён в повесть образ мальчика, имя которого очень редко вспоминается?

4. Что символизируют львы, часто вспоминающиеся на страницах произведения?

5. Почему писатель строит повесть не по принципу показа действий старика, а по принципу, о чём думал, что говорил и какие принимал решения рыбак?

Учебные предметы

История, география, психология, философия, этика и эстетика, информатика, биология

Государственные образовательные стандарты

Анализировать произведение с учётом его художественного своеобразия.

Выявлять основную проблематику произведения.

Определять идейно-художественную роль элементов сюжета, композиции, системы образов и изобразительно-выразительных средств языка в их единстве.

Характеризовать героя произведения.

Выявлять авторское отношение к героям и событиям произведениям.

Обосновывать свою оценку прочитанного произведения.

Создавать устные и письменные сообщения разные по объему, характеру и жанру.

Готовить сообщение на литературную тему по одному или нескольким источникам.

Писать творческие работы.

Учебные цели и ожидаемые результаты учения.

1.​ Учащиеся будут знать важнейшие сведения о творческом пути писателя, истории Кубы и Кубинской революции, географическом положении страны, островах Карибского моря получат представление об историко-литературном времени.

2.​ Глубоко постигнут сюжет, особенности композиции, системы образов повести.

3.​ Определят типическое ( конкретно-историческое и общечеловеческое) значение характера главного действующего лица.

4.​ Ознакомятся с характерными особенностями индивидуального стиля писателя.

5.​ Изучат оценку произведения в литературно-критических статьях и обоснуют свою собственную точку зрения.

6.​ Познакомятся с представителями флоры и фауны Карибского моря.

7.​ Получат представление о психологическом анализе поведения героя.

8.​ Попытаются найти ответы на жизненно важные философские вопросы.

9.​ Сопоставят изученное с современностью.

10.​ Выполнение данного проекта будет способствовать развитию самообразовательной деятельности, творческих способностей учащихся и жизненной компетенции.

11.​ Учащиеся увидят связь литературы с биологией, историей, географией, психологией, философией.

12.​ Получат опыт работы в публичных выступлениях, презентациях.

Деятельность учащихся

1.​ Прочесть повесть Э. Хемингуэя «Старик и море»

2.​ Выполнить в группах следующие задания:

Историческая группа - собрать сведения о писателе истории Кубы, истории создания произведения.

Географическая группа - подготовить сообщение об островах Карибского моря, дать физические экономические и политические характеристики Кубы.

Биологическая группа - познакомить с подводным миром в изображении писателя, иллюстрировать произведение научными образцами.

Философская группа - раскрыть идею произведения, ответить на поставленные философские вопросы.

Психологическая группа - дать психологическую оценку поведения героя с учётом современных достижений психологии.

-

Компьютерная группа создать информационный WEB-сайт «Информационно-литературный альманах «Уроки Хемингуэя»

Время подготовки к презентации групп – 2 недели

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО МИРОВОЙ КУЛЬТУРЕ

(1 семестр)

I уровень

( по 1 баллу за каждый правильный ответ)

1. Источник тем для древнегреческого искусства и литературы –

а) сказания; б) мифы; в) сказки

2. Апполон – бог

а) любви; б) искусств; в) войны

3) Афродита –богиня

а) любви; б) мудрости; в) охоты

4. Привести в соответствие:

а) Афина а) Вакх

б) Дионис б) Нептун

в) Посейдон в) Минерва

5. Нарцисс – это

а) бог красоты; б) самовлюбленный юноша; в) летящий на крыльях

6. Древнегреческие скульпторы –

а) Мирон; б) Вучетич; в) Лиссип

7. Пракситель создал статую

а) Афродиты; б) дискобола; в) Нарцисса

8. Трагедию «Прикованный Прометей» написал

а) Эсхил; б) Софокл; в) Еврипид

9. Отцом трагедии назван

а) Эсхил; б) Софокл; в) Еврипид

10. Привести в соответствие:

а) Эсхил а) «Антигона»

б) Софокл б) «Прикованный Прометей»

в) Еврипид в) «Медея»

11. В основу трагедии «Медея» лег миф

а) о Нарциссе; б) об Икаре; об) об аргонавтах

12. Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль – представители

а) Античности; б) эпохи Возрождения; в) Просвещения

13. Картины Л. да Винчи – это

а) «Джоконда»; б) «Девятый вал»; в) «Тайная вечеря»

14. Статую «Давид» создал-

а) Рафаэль; б) Л.да Винчи; в) Микеланджело

15. Мадоньером назвали

а) Рафаэль; б) Л.да Винчи; в) Микеланджело

16. «Сотворение мира» - фреска, созданная

а) Рафаэль; б) Л.да Винчи; в) Микеланджело

17. «Сикстинская мадонна» - творение

а) Рафаэль; б) Л.да Винчи; в) Микеланджело

18. Материал, с которым работал Микеланджело, -

а) полотно; б) мрамор; в) пластилин

19. Итальянские композиторы –

а) Глинка; б) Верди; в) Россини

20. Импрессионизм возник в

а) Германии, б) Италии; в) Франции

21. Привести в соответствие

а) Дега а) «Голубые танцовщицы»

б) Сислей б) «Завтрак на траве»

в) Клод Моне в) «Берег реки в Сен-Маммесе»

22. Главное в живописи не детали, а впечатление от увиденного для

а) реалистов; б) импрессионистов; в) дадаистов

23. Сальвадор Дали – художник

а) немецкий; б) итальянский; в) испанский

24. Привести в соответствие

а) Лувр а) Лондон

б) Эрмитаж б) Париж

в) Тауэр в) Санкт – Петербург

25. Привести в соответствие

а) А. Челентано а) Франция

б) П. Ришар б) Россия

в) С. Бондарчук в) Италия

II уровень

(по 3 балла за правильный ответ)

1. Почему приковали Прометея?

2. Почему эпоха Возрождения получила такое название?

3. Что такое импрессионизм?

4. Назовите 3 архитектурные ордера?

5. Чем скульптура отличается от архитектуры?

III уровень

30 баллов( 18 за содержание, 12 за грамотность)

Написать сочинение-миниатюру (1 страница) на одну из предложенных тем.

1.​ Интервью о Прометея

2.​ Экскурсия по Парижу

3.​ Мои раздумья у картины ..... (по выбору)

4.​ Мой любимый артист кино

СИТУАТИВНЫЕ ЗАДАНИЯ

Предмет: этика Класс: 11

Тема: „Особенности деловой этики и этикета”

КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема мини-модулев

№ ситуации

1

Бизнес: особенность, культура, этика

1,2

2

Предприниматель – это звучит гордо

3

3

Этикет: делать бизнес красиво

4

4

Факс, который экономит ваше время

5

5

Как выбрать надежного партнера

6

6

Конкуренты: найти и обойти

СОДЕРЖАНИЕ СИТУАТИВНЫХ ЗАДАНИЙ

1.​ Предприниматель периодически встречает своего старого знакомого, который работает в конкурирующей фирме и за плечами которого множество разработок. Знакомый хочет при свое фирме открыть филиал, которым будет руководить. Руководство фирмы считает, что руководящая должность будет отнимать у ценного кадра много сил и отвлекать от разработки новых проектов. Предприниматель давно мечтал «перетащить » старого знакомого в свою фирму. Подворачивается удобный случай. Как поступить?

2.​ Руководитель фармакологической фирмы считал, что выпускает полезный для здоровья товар. Но ознакомившись с последними научными исследованиями выяснил, что ново поколение успокоительных таблеток, которое приносит существенный доход, отрицательно влияет на психику больных. Как ему поступить?

3.​ Фирма с помощью исследований усовершенствовала один из выпускаемых товаров. Усовершенствование оказалось весьма незначительным, то есть товар не оказался новинкой для потребителя, но на упаковке и в рекламе товара настойчиво звучит такое утверждение. Предприниматель уверен, что новинка принесет изрядную прибыль. Как ему быть?

4.​ Предприниматель знает, что в конкурирующей, сильной фирме открылась вакантная должность начальника отдела. Его бывшая жена, с которой у него сохранились теплые отношения, проходит конкурс и получает эту должность. У предпринимателя открывается редчайшая возможность узнавать о новинках товара конкурирующей фирмы из первых рук. Как ему поступить?

5.​ У предпринимателя существует сеть дилеров. У одного из наиболее результативных продавцов фирмы начались проблемы в семье – уровень его продаж значительно снизился. Когда нормализуется его семейная жизнь – неясно, но пока фирма теряет большое количество продаж. У предпринимателя возникает юридическая возможность ликвидировать выданную этому дилеру торговую привилегию и заменить его. Как ему поступить?

6.​ Начальник отдела маркетинга предлагает предпринимателю провести социологический опрос среди потребителей товара конкурирующей фирмы, чтобы узнать отзывы о товаре конкурента. Чтобы не «засветиться», он предлагает провести это интервьюирование под именем несуществующего безобидного «Института по исследованию маркетинга». Как ему быть?

МИНИ - УЧЕБНИК

“Русский язык 5 класс. Лексика”

Автор: Гурьева А.В.

УСТАНОВОЧНО -МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП

Давайте дружить!

Дорогой мой читатель!

К тебе обращаюсь я, книга.

Книга - учитель,

Книга - наставник,

Книга - твой лучший товарищ и друг.

Ум, как ручей,

высыхает и старится,

если ты выпустишь книгу из рук!

Ты догадался, о чем я мечтаю?

Я хочу помочь тебе в том, чтобы твой тонкий ручеек знаний не высох, а превратился сначала в могучую полноводную реку, а затем разлился в великий океан знаний.

А поможет тебе в этом богатство русского языка. Оно заключается и в количестве слов ( академическое 17-томное издание “Словарь современного русского литературного языка” дает толкование более 120 тыс. общеупотребительных и нормативных слов), и в образности речи и выразительности лексики, и в синонимии и фразеологии, и даже в интонации.

Известно ли тебе, что слово “школа” в переводе с греческого обозначает “досуг”? Как все же противоположно уложились в нашем сознании оба эти понятия!

Школьные занятия - прежде всего напряженный, упорный труд, а досуг - свободное время. Я привела тебе пример того, что изучает раздел науки о языке, который называется “Лексикология”. Правда интересно?

Вместе мы будем тренировать такие ценные качества, как память, сообразительность, настойчивость, способность логически мыслить, анализировать, сопоставлять. Если ты хочешь выработать умение ориентироваться в мире слов, приобрести новые знания, то смело открывай следующую страницу и начинай изучать меня.

Желаю успехов!

КОМПАС В МОРЕ СЛОВ

Цель работы: познакомиться с разными типами словарей, сформировать основные умения и навыки рационального пользования ими.

Знакомство с любым словарем осуществляется обычно по плану:

а) назначение словаря;

б) характер и содержание словника;

в) порядок расположения слов;

г) структура словарной статьи;

д) система помет;

е) система иллюстраций.

Краткая общая характеристика школьных словарей.

1. Орфографический словарь.

С помощью его учащиеся могут определить правописание слов.

2. Грамматико-орфографический словарь.

Пользуясь словарем, учащиеся могут определить их морфемный состав ( приставка, корень, суффикс, окончание), словообразовательные и смысловые связи.

3. Толковый словарь русского языка.

Пользуясь этим справочным изданием, можно получить самые разнообразные сведения о слове: определить его значение, орфографический облик и т. д.

4. Словарь синонимов русского языка.

Можно обращаться к словарю в тех случаях, когда необходимо подобрать к слову синонимы, узнать общее значение синонимов и выяснить оттеночные значения.

5. Словарь антонимов русского языка.

К изданию школьники могут обратиться в случае, когда необходимо подобрать к словам антонимы и определить их значение.

6. Фразеологический словарь.

Пользуясь пособием, школьники могут определить значение фразеологизма, его грамматическую характеристику и т. д.

7. Этимологический словарь.

Популярно рассказывает о происхождении слов.

8. Словарь иностранных слов.

Можно выяснить значение иноязычного слова, его происхождение, получить культурно-исторические справки.

9. Словарь строения слов русского языка.

Полезны при определении морфемной структуры слова, его орфоргафии, подборе родственных слов.

Приучайся быстро и правильно ориентироваться в справочной литературе!

ЛЕКСИКОЛОГИЯ

Очень богат наш язык, есть из чего выбирать. Но, выбирая, нужно помнить о такте, чувстве меры, бережном отношении к собеседнику и уважении к самому себе.

Есть слова пострашнее, чем порох,

Чем снаряд над оконными рвами.

Я советую людям при ссорах

Осторожнее быть со словами.

Вы к словам проявляйте терпенье,

Не берите в расчет кривотолков.

Ведь от них остаются раненья,

Как от мелких, но острых осколков.

А как относились к языку в давние времена? Перенесемся на минуточку в Древнюю Грецию и послушаем разговор двух людей: рабовладельца Ксанфа и его раба - первого баснописца Эзопа.

- Я велел тебе, Эзп, купить на базаре самую дорогую в мире вещь. Где она?

- Вот мой господин. Это - язык!

- Почему язык? Неужели ты считаешь, что это самая дорогая в мире вещь?

- Да, мой господин. Разве может быть в мире что-нибудь дороже языка? Язык - это первые слова ребенка: “Мама”, “солнце”, “цветок”. Язык нам дает возможность понимать друг друга. Язык - это целый мир.

- Ну хорошо! Я велел тебе купить и самую дешевую вещь в мире.

- Вот она, мой господин!

- Снова язык?

- Да. Язык - это самая дешевая вещь в мире. Язык может служить вражде и ненависти, быть орудием клеветы.

Трудно не согласиться с Эзопом. Подаренная нам природой возможность говорить обязывает ко многому.

Излагать свои мысли точно и выразительно учимся у выдающихся писателей, которые умеют высказываться удачно, емко и образно:

1. Сосланный за вольнолюбивые стихи А.С. Пушкин, проезжая Киев, встретил знакомого. Тот спросил, как Пушкин попал сюда.

- Язык до Киева доведет, - ответил Пушкин, намекая на причину высылки.

2.Прибыв с вокзала в один из лондонских отелей, Марк Твен увидел в книге приезжающих последнюю запись: “Лорд Л с камердинером”. Твен в свою очередь, записал: “Марк Твен с чемоданом”.

таблица 3.

Л Е К С И К А

ЛЗ Прямое значение Каждое слово имеет Переносное значение ЛЗ

лексическое значение

(ЛЗ)

1 Однозначные ЛЕКСИКА - Многозначные и более

Синонимы Все слова языка Антонимы

О

Н

О

Н

И

М

Ы

1 2 и более

Лексика - словарный состав языка или произведений какого-нибудь писателя.

Лексикология - раздел языкознания - наука о словарном составе языка.

Лексикон - запас слов одного человека.

Сравни цифры:

“Словарь современного русского литературного языка” - 120 тыс. сл.

Словарь произведений Пушкина А.С. 21 тыс. слов

Лексикон взрослого человека 12 тыс слов.

Лексикон школьника 3-4 тыс. слов

Какой вывод ты сделал для себя?

Правильно! Расширять свой лексикон, т. е., словарный запас. Помогут тебе в этом словари. Об этом поговорим в следующей главе.

ОПОРНЫЕ КОНСПЕКТЫ

“Лексика. Лексическое значение слова. Слова однозначные и многозначные. Прямое и переменное значение слова”

Все слова языка образуют его словарный состав или лексику. Запас слов, используемых в речи, называется лексиконом. Раздел языкознания, в котором изучается словарный состав языка, называется лексикологией.

Слов в языке много, но точнее количество их назвать невозможно. Одни слова рождаются, другие выходят из активного словоупотребления.. В 17 - томном Академическом Словаре русского языка насчитывается около 120 тысяч словарных статей. В словаре произведений В.И. Ленина - 38 тысяч слов, в пушкинском словаре их- 21 тысяча. В лексиконе человека с высшим образованием - около 12 тысяч слов. Четвероклассник в своей речи употребляет около 4 тысяч слов. Это мало. Поэтому мы должны помнить совет А.М. Горького: “Изучайте родную речь, обогащайте свой лексикон”.

Кроме грамматического значения ( род, число, лицо и т. д.) у слов есть и лексическое значение. То, что обозначает слово, является его лексическим значением.

У слова может быть одно лексическое значение ( такие слова называются однозначными) и несколько ( два, три и более). Такие слова называются многозначными. Для примера взято слово квартал, приведено одно из его значений. При воспроизведении опорного конспекта учащиеся должны написать и второе значение этого слова. Многозначные слова могут иметь прямое и переносное значения. Приведен пример. Введено понятие о метафоре - употреблении слов в переносном значении на основе сходства каких-то понятий.

“Синонимы. Антонимы. Омонимы”

Синонимы - это слова одной и той же части речи, отличающиеся друг от друга оттенками лексического значения, то есть слова с близким ( математический знак приблизительного равенства) лексическим значением.

Антонимы - это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.

Слова одной и той же части речи, которые пишутся одинаково ( знак равенства), но имеют разное лексическое значение ( знак неравенства), называется омонимами.

Существуют специальные словари синонимов, антонимов и омонимов.

При воспроизведении опорного конспекта учащиеся должны привести примеры синонимического ряда, антонимической пары и лексическое толкование омонимов.. За помощью они могут обращаться к толковому словарю, помещенному в конце учебника.

Условные обозначения

Зеленый цвет - теоретический материал

Красный цвет - контрольные моменты

Синий цвет - примеры

- подробный рассказ об устном

воспроизведении, уточнение

- вместо точек при воспроизведении

конспекта необходимо привести примеры

- более ( например: два и более простых

предложения)

- знак отрицания ( не пишется, не исполь-

зуется и т. д.)

- знак равенства, равноценности ( например:

равноправны по смыслу)

- знак неравномерности, отрицания (напри-

мер: обращение не является членом предло-

жения)

- грамматическая категория лица

- условное обозначение гласного звука

- условное обозначение согласного звука

- безударное положение

- маленькая звездочка перед каким-то словом или

блоком обозначает отсчет нового правила

- знак приблизительного равенства

СОДЕРЖАТЕЛЬНО - ПОИСКОВЫЙ ЭТАП

I ур.

1. Вставьте пропущенные буквы. проверьте правописание слов по словарю.

Аб...туриент, грос...мейстер, В...ссарион, Ген...надий, брош...ра, д...корация, пр...мьера, р...пертуар, с...морения, ув...ртюра, ф...стиваль, эксп...р...мент, эк...логия, электр...фикация.

2. Проставьте ударения. Особо выделите слова, в которых допускаются варианты ударения. Проверьте по словарю

Айва, арбуз, баловать, бюллетень, гастрономия, договор, щавель, кухонный, обеспечение.

3.Перепишите, согласуя прилагательные с существительными в именительном падеже единственного числа. За помощью обращайтесь к словарю.

Стар... фортепьяно, нов... пианино. правительственн... коммюнике, воены... атташе, натуральн... кофе, гряч... какао, шерстян... кашпе.

II ур.

1. Установите разницу в значении данных слов. Составьте с ними 4 - 6 предложений( по выбору)

Адресат - адресант, ветреный -ветряной, компания-кампания, Воскресение - воскресенье, дискант - дисконт

2. Образуйте от данных слов формы родительного падежа множественного числа.

Проверить по словарю.

Варежка, грамм, гостья, кочерга, жаровня, ожерелье, твердыня.

3. Составьте для “Грамматико-орфографического словаря словарные статьи

Автобиография, аккуратный, реконструкция, леденец.

III ур.

1. Расскажите о происхождениии данных слов.

Гастрит, гигант, калейдоскоп, перспектива, санаторий, философия

2. Составьте для толкового словаря словарные статьи: мир, монолог, порядок

Сопоставьте их со статьями, помещенными в словаре.

3. Составьте примеры к словам данного синонимического ряда. Укажите стилистические различия синонимов. Сравните свои примеры с данными в словаре.

Усердие, прилежание, старание, рвение, ревность, рачение, тщание.

IV ур.

1. Напишите небольшое сочинение на тему “Урок русского языка”, используя данные слова и синонимы к ним.

Интересно, найти, радость, слушать, смотреть, спор, удивляться, успех, хотеть

2. Вспомните 20 - 25 пословиц, построенных на использовании антонимов, таких, например, как: больной 0 здоровый, мягко - жестко, утро - вечер, свет - тьма и .т д.

За справками обращайтесь к словарю

3. Составьте тестовый опрос для учащихся своего класса на тему:”Словари - наши друзья и помощники”.

Например:

К какому из словарей нужно обратиться, чтобы ответить на вопрос:

1. Как правильно пишется слово ( например д...рижер)?

а) к фразеологическому словарю;

б) к орфографическому словарю;

в) к словарю синонимов русского языка.

2. ..... какие значения может иметь слово?

а) словарь строения слов русского языка;

б) этимологический словарь;

в) толковый словарь.

3. .... как разобрать по составу слово?

а) грамматико-орфографический словарь русского языка;

б) словарь - антонимов;

в) словарь иностранных слов.

ПРОКОНТРОЛИРУЙ СЕБЯ !

I ур.

Проконтролируй свои знания (устно)

1. Как бы ты объяснил понятие “лексическое значение слова”?

2. Какие виды словарей ты можешь назвать?

3. Приведи примеры слов однозначных и многозначных.

4.Как в толковом словаре разъясняются значения многозначных слов?

5. С какой целью используются в речи слова с переносным значением?

6. Синонимы. Докажите на одном- двух примерах, что синонимы обозначают одно и то же, но по-разному.

7. С какой целью используются в речи синонимы?

8. Антонимы. как изменяет нашу речь их употребление?

9. Омонимы. Что это такое?. Приведи примеры.

Возле каждого вопроса поставь знак, который соответствует твоим знаниям:

- знаю отлично - нужно подумать, подучить

- знаю хорошо - затрудняюсь ответить

II ур.

Проверить свои знания то теме: “Лексика” (письменно)

1. Из данной группы слов подберите синонимы к словам

невежливый, невежественный: неученый, резкий, малообразованный, темный, неучтивый, безграмотный, грубый.

2. Подбери антонимы к разным значениям многообразных слов:

свежий хлеб -

свежий журнал -

свежий ветер -

3. Запиши в виде упрощенной словарной статьи значения слова тираж.

4.Прочитай толкования лексических значений слов. Запишите слова, которые соответствуют этим лексическим значениям:

а) разговор между двумя или несколькими лицами;

б) точная, буквальная выдержка из какого-нибудь текста;

в) группа специалистов, решающая вопрос о присуждении премии или награды на конкурсах, выставках;

г) плавучая гора, отколовшаяся от прибрежного ледника;

д) игра-задача, в которой фигуру, разбитую на квадраты, нужно заполнить буквами, чтобы по горизонталям и вертикалям получились слова.

Отметить значками задания:

- интересно

- неинтересное

- и не то, чтобы да,

и не то, чтобы нет

КОНТРОЛЬНО-СМЫСЛОВОЙ ЭТАП

III ур. Подумай и ответь.

Метафора. С какой целью она используется в речи? Приведи примеры использования метафор в художественной речи.

Объясни их значение (устно)

Запиши, расставляя знаки препинания, предложение:

“Речевая культура человека - это зеркало его духовной культуры” - писал В.А. Сухомлинский

1. Найди и выпиши слово, употребленное в переносном значении, - метафору

2. Подбери к нему синонимы.

3. Отгадай загадку, найди метафоры, раскрой их смысл.

Вечно сумрачно под елью,

Пахнет сыростью и пылью.

Под ее мохнатой лапой

Светят матовые лампы.

Возле каждого задания отметь:

- было интересно

- ни рыба ни мясо

- тоска зеленая

IV ур.

Известный русский писатель Феликс Кривин) очень интересно и оригинально рассуждал о синонимах и антонимах:

“Слабый синоним прекрасному лишь тогда, когда речь идет о прекрасном слабом поле. Но в большинстве случаев слабый и прекрасный - враги. Или, как их принято называть, антонимы ( прекрасные стихи - слабые стихи).

Но жизнь слов сложно, чем кажется на первый взгляд, и синоним может обернуться антонимом. Допустим, синоним слова профессия - ремесло. А профессионал и ремесленник?

Антонимы многому учат нас. Антонимы предупреждают: “Не заводите дорогой обстановки, чтоб на ее фоне не выглядеть слишком дешево”, “Не употребляйте дешевых фраз. Это вам дорого обойдется!”

Но иногда противоположность чисто внешняя, и антонимы не такие уж антонимы, как может показаться на первый взгляд. Например, потолок буквально означает: равный полу. Равный - какого бы он ни достиг потолка.

Попробуй написать рассуждение по теме “Лексикология” в таком же стиле.

Можешь обратиться к книге Феликса Кривина “Хвост павлина””, с. 581.

ДИКТАНТ “УГАДАЙ СЛОВЕЧКО”

Дается толкование слова, нужно записать само слово

Лексический диктант - диктуемым словам дети должны дать толкование.

Сочинение “Слово о слове”

Автограф. Например:

“ Осень приносит с собой автограф осени и самое красивое зрелище, какое мы можем увидеть ....”

Антонимы и литература.

Вспомните русские и украинские произведения, в названиях которых встречаются антонимы.

“Война и мир” (Л.Н. Толстой), “Отцы и дети” (И.С.

Тургенев), “Дни и ночи” (К.Симонов), “Живые и мертвые” К.Симонов, “Толстый и тонкий” (А.П. Чехов), “Что такое хорошо и что такое плохо” (В. Маяковский), “Батьки й сини” (М. Бажан), “Про честь i ганьбу” (О.Вишня)

АДАПТИВНО-ПРЕОБРАЗУЮЩИЙ ЭТАП

I ур.

1. Отгадай загадки (Подсказка: все ответы на загадки - это растения)

Злая, как волчица,

Жжется, как горчица.

Золотист он и усат,

В ста карманах - сто ребят.

Я шариком пушистым

Белею в поле чистом.

А дунул ветерок -

Остался стебелек.

Стоит он задумчивый

В желтом венце,

Темнее веснушки

На круглом лице.

К тому, что прикасается,

Привязчивый цепляется.

Он, будто ежик, колкий,

Кругом торчат иголки.

Слова для справок: репейник, крапива, колос, одуванчик, подсолнух.

Подумай, что помогло разгадать тебе загадки?

2. Подбери к данным словам синонимы, расположи их в порядке возрастания степени признака:

Сердитый, смелый, строгий, жадный, старательный, неискренний, неопрятный, худой, аккуратный, веселый.

Слова для справок: неряшливый, нечистоплотный; пещерный, щуплый; ликующий, радостный; тщательный, скрупулезный; лицемерный, лживый; ретивый, усердный, рьяный; драконовский, неумолимый, суровый; скупой, скаредный; взбешенный, гневный, свирепый; неустранимый, безбоязненный.

3. Выпиши попарно прилагательные - антонимы

Задумчивый, сладкий, белый, бронзовый, простой, бесприютный, березовый седой, горький, медовый, тонкий, черный, сахарный, полосатый, глазастый, сложный, толстый, рваный, костяной, хрупкий, талантливый.

Запишите и отгадайте загадки.

Объясните написание о, е после шипящих.

1. По чаще идет таежный хозяин. Валежик ломает, пч..л разоряет.

2. Хищник-ворище ногами рыщет, добычу ищет. Зубами щ...лк. Кто это?

3. Маленький , удаленький сквозь землю прош...л, красну шапочку наш...л.

4. Растут его кудряшки, как ш...рстка на барашке, но он всего лишь кашка для каждого барашка.

5. Ч...рненькая собачка, свернувшись лежит, дом сторожит.

6. Ш...ел долговяз, в сыру землю увяз.

7. Белое поле - ч...рное семя; кто поле сеет, тот разумеет.

8. Ж...лтые комочки возле нашей квочки.

9. Бежит каменный ремень мимо сел и деревень.

II ур.

1. Замени, где возможно, словосочетания синонимами, объясни их значение

железная руда, словесная руда, стальная птица, стальная отливка, презренный металл, чугунные веки, чугунное литье, медный лоб, медный сплав.

2. Определи общее понятие для данных прилагательных - антонимов:

мелкий - крупный, бедный - богатый, легкий - тяжелый, хороший - плохой, дорогой - дешевый, холостой - женатый.

Слова для справок:

возраст, время, имущество, общий размер, толщина, вес, качество, семейное положение, громкость, стоимость.

Образец: возраст старый - молодой.

3. Заполни таблицу

Понятие

Свойства характера

Отрицательная оценка

Общительность

разговорчивый

Откровенность

скрытый

Культура поведения

вежливый

Искренность

лживый

Честолюбие

тщеславный

Аккуратность

опрятный

Уравновешенность

спокойный

Твердость убеждений

принципиальный

III ур.

1. Определи значение металлургических терминов, употребленных в переносном значении; указать вид переноса ( метафора, метонимия, синекдоха):

стальная птица, стальной трос, стальной взгляд, стальные нервы, стальное литье, стальные глаза; железная воля, железный характер, железный кружок, железная дисциплина, железная плита, железная логика, железное здоровье, железное изделие; золотая молодежь, золотые часы, золотая середина, золотой век, золотое кольцо, золотой дождь, золотая лихорадка, золотой браслет.

2. Прочитай текст. Докажи, что Сема перепутал прямое и переносное значения слов жарко и разные значения слова возьму.

Ежовы рукавицы.

Заспорили как-то ребята: у какого зверя шуба теплее? Одни кричат: “У медведя! Другие кричат “У волка!” третьи: “У лисы!”

А Сема молчал, молчал, да и говорит:

-Самая теплая шуба у ежа.

- Как так? - зашумели ребята.

- С каких это пор иголки теплее меха?

- А вот так, - стоит на своем Сема. - Мне мама часто говорит.

“Погоди, Сема! Вот возьму тебя в ежовые рукавицы - то-то жарко станет!”

Скажи, какие доводы, доказательства могла приводить каждая группа ребят в защиту своего мнения.

IV ур.

Мысли самостоятельно!

Анализируй знания,

используя свой опыт!

Лексикология.

1. Прочитайте заметку из журнала “Техника - молодежи”. Значение каких слов вам непонятно или не совсем понятно? Выпишите их и обратитесь к толковому словарю.

Неужто подружиться с живым существом легко, а с почти умной машиной - нельзя? Жизнь свидетельствует, что человек способен сердечно привязываться к аппарату или прибору. Особенно, если они наделены хотя бы элементарным “сознанием”. И наоборот - чем сложнее становятся машины, тем разборчивее они относятся к партнеру. С одним оператором срабатываются и не выходят из строя, а с другим, как тот ни старается, капризничают. Есть такие симпатичные для роботов наладчики, которые пользуются у них особым успехом.


Комментарии
Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Подробнее о форматировании

Fill in the blank