Рубрики
Вход на сайт

Вы здесь

12
фев
2011

Мастерская ценностных ориентаций и творческого письма

9 класс. Литература. Философская лирика Пушкина.
Мастерская ценностных ориентаций и творческого письма.
1. ИНДУКТОР (МОТИВАЦИЯ)
Слово учителя. Приглашаю вас в картинную галерею, где представлены иллюстрации к стихотворениям Пушкина. Тему урока по лирике вам предстоит определить самостоятельно.
Внимательно посмотрите на иллюстрации и скажите, с чем ассоциируются у вас экспонаты выставки? (на слайде: памятник Пушкину, могила поэта, вид Михайловского, кабинет Пушкина, книги в кабинете).
Какие ассоциации появились у вас при просмотре слайдов? (Память, значение Пушкина, родина поэта, культурное наследие, смерть и бессмертие).
Какие основные темы лирики Пушкина вы знаете? О какой лирике мы будем говорить на уроке?

2. Создание творческого продукта.
Учащиеся разбиваются на группы. Задание: проанализировать стихотворения Пушкина «Памятник», «Вновь я посетил…», «Два чувства…», «Вакхическая песня», «Брожу ли я…».
Алгоритм анализа стихотворения:

1. Расскажите о месте, времени, истории написания стихотворения, об обстоятельствах жизни и общественном положении поэта.
2. Раскройте тему произведения
3. Укажите, какова идея произведения.
4. Излагая каждую строфу по отдельности, приводя цитаты, покажите мысли, душевное состояние, настроение лирического героя
5. Объясните, какими художественными средствами передаются эти мысли. (Эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения и т.д.)
6. Расскажите о своих собственных чувствах и впечатлениях от стихотворения.
7. Поделитесь мыслями о том, как, по-вашему, надо читать отдельные части стихотворения.
8. Собственные мысли, чувства и впечатления представьте от вашей группы в виде инсценирования, зарисовки, составления эссе, рассуждения.

III. Социализация
Учащиеся презентуют творческий продукт: см. пункт 8.
IV. Промежуточная рефлексия. Формирование информационного запроса
1. Обращаемся к теме мастерской: философская лирика Пушкина.
2. Озвучиваем ожидаемые результаты.
3. Определяем вид мастерской
Слово учителя
Философская лирика включает в себя размышления о смысле жизни, о законах устройства Вселенной.

В процессе работы в мастерской мы попытаемся дать комплексное представление о концепте «философия» (концепт - (от латинского Conceptus – понятие, мысль) смысловое значение имени (знака), т.е. содержание понятия).
Работа в группах «Упражнение «Мозаика»
Встаньте, возьмите словари и подготовьте:
1 гр. Лингвистический анализ концепта «философия»
2 гр. Происхождение и лексическое значение
3 гр. Словообразовательное гнездо
Презентация продукта деятельности
1 группа.
2 группа.
3 группа
V. Социализация
Культурологический анализ концепта
1. Слово учителя
Велика и многообразна мировая культура, сумевшая за время своего развития и существования вобрать в себя многовековой опыт народа. Среди многообразия тем, нашедших своё воплощение в творениях писателей и поэтов, художников и скульпторов, музыкантов и иконописцев есть одна близкая каждому - это философия осмысления бытия, человеческого предназначения во Вселенной, проблема счастья и любви, жизни и смерти. Эти вопросы волновали и всегда будут волновать людей, веками каждое поколение ищет ответы на них, но никому ещё не удалось раскрыть тайну бытия…
2. Интерактивное упражнение «Мозговой штурм».
Назовите, в каких видах искусства воплотился поиск ответа о смысле человеческой жизни? (собираем все ответы, строим схему).

скульптура литература

живопись музыка

иконопись кино

3. Работа в группах
Обсудите и назовите произведения, в которых поиск ответов на вопросы о смысле жизни является главным, значимым.
Предъявление продукта деятельности:
1 группа – литература (Гёте «Фауст», Данте «Божественная комедия», Толстой «Война и мир» и т.д.)

2 группа – живопись (картины Рафаэля, Леонардо да Винчи, Рембрандта, А. Иванова, К.Брюллова и т.д.)
3 группа – скульптура (Микеланджело, античность, современные памятники)
4 группа – Иконопись (Андрей Рублёв «Святая Троица» и другие)
Иконы:
5 группа – Музыка («Реквием» Моцарта и др.)
6 группа: кинофильмы ( «Судьба человека» С.Бондарчука и др.)
VI. Новая информация и её обработка
Слово учителя
1. Представьте, что вы в картинной галерее, где выставлена картина Рафаэля «Сикстинская мадонна», на которой запечатлена в образе матери тревога о будущем её сына… Познакомимся с полотном Рафаэля «Сикстинская мадонна», используя упражнение «Внутренний диалог».
А какие чувства, эмоции, ощущения вы испытываете или испытывали при первом знакомстве с картиной? Запишите, озвучьте, при необходимости допишите свои ряды.
Из записей:
Восторженности, свободы, полёта, тревоги, близкой встречи, невесомости, вечности, жертвенности, любви, нежности, единства, гармонии, материнства, движения, света, таинства, человечности, одухотворенности…
2. Обратите внимание на всех героев полотна. Кто изображён на картине? Что создает гармонию целого? (Мать)
3. Какой образ центральный?
4. Всмотритесь в образ Марии, созданный Рафаэлем, - это земная женщина или божество. Запишите признаки в два столбика:
Земная женщина Божество
На голове нет короны, отсутствуют парчовые ткани, одежда: покрывало и плащ из гладкой ткани, ноги босы
Младенца держит так, как крестьянки Окружена ангелами, стоит на облаках, парит в воздухе, гордая осанка
Вывод: Она – Мать
5. Куда направлены взоры героев?
6. Какое ощущение Вас охватывает, если ближе рассмотреть эту картину? Какие изменения в движениях Богоматери?
7. Что создает чувство тревоги, беды?
8. Что хотел показать художник, создав прекрасный образ Богоматери? (Величие матери, способной не только на бескорыстную любовь, но и готовой к великой жертвенности)
9. В чём смыл её жизни? Можно ли эту картину назвать философской? Почему? Какие параллели вы бы провели со стихотворением Пушкина «Памятник»?
VII. Промежуточная рефлексия.
Обратитесь к ассоциативному ряду, подчеркните слова, которые были ключевыми во время ответов на вопросы.
VIII. Социализация
Представление ответов учащихся по работе в группах.
1Х. Домашнее задание
Определите доминантные образы в трёх представленных произведениях искусства. Выучите одно стихотворение наизусть.
ХI. Рефлексия (устно или письменно).

Просмотрев свои записи и вспомнив, как проходила мастерская, отметьте:
• Как Вы чувствовали себя в мастерской?
• Что же сегодня открыли для себя?
• Что оказалось значительным?
• Какой вид деятельности был труден и почему?
• Что оказалось ново?
• Что помогло прийти к самостоятельным выводам?
• О чём пришлось задуматься?
• Было ли что-либо неожиданное на занятии?
• Какие задачи Вы решили для себя во время работы?
• Какое отношение прошедшее занятие имеет к нашим дням, к современности?
• Какие вопросы остались?


Добавить комментарий