Вход в систему
07
окт
2014

"Люби и знай донецкий край!" Урок-путешествие по родному краю. Русский язык


Урок-путешествие по родному краю: Донецкая область. «Люби и знай донецкий край!»
Материалы урока-путешествия по родному краю – Донецкой области – можно использовать на уроках русского языка при изучении любого раздела морфологии.

Урок русского языка в 6 классе.
Тема : систематизация и обобщение по теме «Имя прилагательное».
Цели урока:
Обобщить и закрепить знания по теме «Имя прилагательное»; проверить уровень знаний по теме и умение применять полученные знания на практике;
способствовать интеллектуальному и общему развитию учащихся: развивать мышление, умение анализировать, сравнивать и строить аналогии; объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы;
Развивать творческие способности учащихся, прививать любовь к родному краю.
Методы и приемы: исследовательская деятельность; работа в группах, анализ поэтического текста; упражнения на развитие избирательной памяти; работа с опорной схемой-таблицей; развивающая технология – развитие умений речетворчества.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Оборудование: учебник, мультимедийный проектор.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Создание благоприятной психологической атмосферы занятия.
- Ребята, хорошее ли у вас сегодня настроение? Подарите его друг другу, улыбнитесь! С этим хорошим настроением мы и начинаем наше сегодняшнее занятие.
2.Сообщение темы урока.
Тема нашего занятия – обобщение и систематизация знаний по теме «Имя прилагательное». Наша цель – повторить и закрепить полученные знания по данной теме.
Сообщение цели урока. Слайд 1.
Тема: систематизация и обобщение по теме «Имя прилагательное».
Цели:
- Обобщить и закрепить знания по теме «Имя прилагательное»; проверить уровень знаний по теме и умение применять полученные знания на практике;
- способствовать интеллектуальному и общему развитию учащихся: развивать мышление, умение анализировать, сравнивать и строить аналогии; объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы; расширять знания учащихся о литературе родного края.
- развивать творческие способности учащихся, прививать любовь к родному краю.
Методы и приемы: исследовательская деятельность; работа в группах, анализ поэтического текста; упражнения на развитие избирательной памяти; работа с опорной схемой-таблицей; развивающая технология – развитие умений речевого творчества.

3.Мотивация учебной деятельности.
Чтобы повторить, закрепить и обобщить знания по теме, мы с вами отправимся… в поход. Он будет необычным: мы совершим экскурсию по родному краю - «Люби и знай донецкий край!»
Только обязательно нужно продумать маршрут путешествия с именем прилагательным. Давайте вместе составим кластер по теме «Имя прилагательное», это и будет план нашего маршрута, своеобразный «маршрутный лист»
(Запись на интерактивной доске на слайде, учащимся раздать «маршрутные листы»):
Слайд 1.
Имя прилагательное: 1. Общее значение.

2. Морфологические признаки – пост.: разряд по значению (качественные, относительные или притяжательные);
Непост.: у кач-х – степень сравнения; полная или краткая форма; число, род (в ед.ч.), падеж.
3. Синтаксическая роль.

Слайд 2.
(Карта Донецкой области. Герб)
Донецк.
Донецкий край…
(Найди прилагательные во втором абзаце текста, выпиши их в тетрадь и устно докажи, что эти слова – прилагательные)
Там, где теперь по ночам разливается половодье электрических огней и небо загорается огненными сполохами металлургических плавок, где морским прибоем гудят заводы и рудники, где мчатся электропоезда, а в небе проносятся самолёты-гиганты, там всего пару сотен лет назад простиралась древняя южная степь…
Джон Хьюз в 1869 году начал строительство металлургического завода, рядом с которым расположился посёлок, который назвали Юзовка. Дату постройки посёлка принято считать временем основания города Донецка. От глухого рабочего посёлка до огромного города, который стал административным, экономическим, научным и культурным центром Донецкой области, - таков исторический путь столицы шахтёрского края. Городом миллиона роз называют индустриальный Донецк.

Цель: проверить умение находить прилагательные в тексте и доказывать свой ответ.
На доске текст. Вы должны выписать имена прилагательные и устно свой ответ обосновать, т.е. доказать, что это – прилагательные (при доказательстве можно воспользоваться схемой рассуждения).

Схема рассуждения (опора):
1.Слово…отвечает на вопрос… .
2. Слово…обозначает… .
3. Имеет постоянные признаки…
4. Изменяется по …
5. Значит, … - прилагательное

Ответы: металлургического, глухого, рабочего, огромного, административным, экономическим, научным, культурным, Донецкой, исторический, шахтёрского, индустриальный.
Итог: Что мы повторили на этом этапе путешествия? Поставьте себе оценки в оценочный лист.

3. Загляните в наш «маршрутный лист». О чём мы дальше будем говорить в нашем путешествии? (О качественных, относительных и притяжательных прилагательных)
Ваша следующая задача: показать, как вы умеете определять разряды прилагательных.
Какие разряды прилагательных вы знаете? (Качественные, относительные, притяжательные). Приведите примеры. Скажите друг другу комплименты.
Итак, буквенный диктант ( Вы пишите только номер задания, а рядом букву К, О, П – в зависимости от разряда).
На интерактивной доске запись:
Слайд 3.
Мариуполь.
При въезде в город Мариуполь установлен величественный монумент – фигура сталевара, символизирующая основную профессию города. А в центре воздвигнут памятник прославленному сталевару Макару Мазаю.

В Мариуполе жил и работал лётчик-испытатель первых самолётов с реактивными двигателями Григорий Бахчиванджи, о котором Юрий Гагарин, совершив первый в истории человечества космический полёт, сказал:
- Без полёта Григория Бахчиванджи, может быть, не было бы и 12 апреля 1961 года.

Мариуполь – второй по численности населения город в Донецкой области.
В настоящее время город Мариуполь:
1) входит в десятку крупнейших городов Украины; К О
2) является одним из важнейших центров металлургии и машиностроения; К
3) это морской порт; О
4) климатический и грязевой курорт; О
5) экономический центр страны; П
6) родина героя, который помог осуществлению орлиного полёта человечества в космос.

Ответ

Буквенный диктант.
ЦЕЛЬ: проверить умение определять разряды прилагательных.
АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЯ УЧЕНИКА:
1. Выбрать на панели инструментов функцию «Выбрать» (левая часть экрана).
2. Щёлкнуть электронным пером по нужной букве (Ц, Д, С – в зависимости от разряда) и перетащить букву к нужной строке
(Все пишут в тетради, 1 человек у интерактивной доски. В тетради должна получиться запись: 1- к, 2-к, 3-о, 4-о, 5-о, 6-п. (ответ на слайде)
- У кого так же? Молодцы!
Поставьте оценки в оценочные листы. За каждый правильный ответ по 2 балла.
Что мы повторили? Какова следующая станция нашего маршрута? «Степени сравнения прилагательных»
Слайд 4.
Горловка.
Рядом с горловской шахтой «Кочегарка» стоит первый в мире памятник рабочему человеку – забойщику Никите Изотову. Он словно только что поднялся на-гора с чувством выполненного долга, широкой грудью вдохнул родной донецкий воздух.
Когда легендарный Алексей Стаханов за смену добыл 102 тонны угля при норме всего 7 тонн, Изотов решил посоревноваться с ним и в 1936 году установил новый мировой рекорд – 607 тонн угля за шесть часов работы.
О славных тружениках Донбасса народ сложил песню:
В ЧИСТОМ НЕБЕ ДОНЕЦКОМ
Слова и музыка народные
В чистом небе донецком голубиные стаи
Обгоняет степной ветерок
Пусть им вслед улетает эта песня простая
Песня трудных шахтерских дорог.

Что ты знаешь о солнце, если в шахте ты не был
Если бродишь под солнцем с утра
Только тот ценит солнце и высокое небо
Кто поднялся с зарей на-гора.

Не глядите подруги на шахтерские руки
С них донецкий не смыт уголек
Вы в глаза и в сердца их загляните подруги
В них горит золотой огонек.

Найди соответствие: (один человек у доски)
Чистый не образует степеней сравнения
Шахтёрский простая сравнительная степень

труднейший не образует степеней сравнения
наиболее простой простая превосходная степень
Более чистый составная сравнительная степень
донецкий составная превосходная степень
Оценки – в оценочный лист. Продолжение маршрута.
Слайд 5. Устали? Поедем отдохнём в Святогорск и повторим заодно полную и краткую форму пилагательных.
Святогорск.
Святогорск.
С зелёных холмов Святогорска открыта взору величественная панорама донецкого края. Бескрайние синие нивы оттеняются зеленью густых лесов. И всё это подпоясано голубой лентой Северского Донца. Удивительные места. Торжествующая красота.

Тихо, мягко над Украйной,
Обаятельною тайной
Ночь июньская лежит -
Небо так ушло глубоко,
Звезды светят так высоко,
И во тьме Донец блестит.
Сладкий час успокоенья!
Звон, литии, псалмопенья
Святогорские молчат -
Под обительской стеною,
Озаренные луною,
Богомольцы мирно спят.
И громадою отвесной,
В белизне своей чудесной,
Над Донцом утес стоит,
К небу крест свой возвышая...
И, как стража вековая,
Богомольцев сторожит.
Говорят, в его утробе,
Затворившись, как во гробе,
Чудный инок обитал,
Много лет в искусе строгом
Сколько слез он перед Богом,
Сколько веры расточал!..
Оттого ночной порою
Силой и поднесь живою
Над Донцом утес стоит -
И молитв его святыней,
Благодатной и доныне,
Спящий мир животворит.
Май 1862, Ф.И. Тютчев
От данных полных качественных прилагательных образуйте краткую форму в м.р., ж.р.,ср. р. и во мн. числе
Сла́дкий, сла́док, сладка́, сла́дко, сла́дки; сравн. ст. сла́ще [не сла́же].

Материалы к творческой работе "За что мы любим свой край?"
О Донбассе первыми писали в своих произведениях А.Чехов, В.Вересаев, А.Куприн, А.Серафимович, А.Свирский, С.Сергеев-Ценский, К.Паустовский. Степь, полную неповторимых красок и очарования, А.Чехов описал в повести "Степь".
А. П. Чехов обогатил наше представление о степи и создал новый образ степи в художественной литературе. Тема степи у Чехова приобрела первостепенное значение в истории мировой литературы. "Сжатая рожь, бурьян, молочай, дикая конопля - всё, побуревшее от зноя, рыжее и полумёртвое, теперь, омытое росою и обласканное солнцем, оживало, чтоб вновь зацвести. Над дорогой с весёлым криком носились старички, в траве перекликались суслики, где-то далеко влево плакали чибисы. Стадо куропаток, испуганное бричкой, вспорхнуло и со своим мягким "тррр" полетело к холмам. Кузнечики, сверчки, скрипачи и медведки затянули в траве свою скрипучую монотонную музыку.
Но прошло немного времени, роса испарилась, воздух застыл, и обманутая степь приняла свой унылый июльский вид. Травка поникла, жизнь замерла. Загорелые холмы, буро-зелёные, вдали лиловые,
со своими покойными, как тень, тонами, равнина с туманной далью и опрокинутое над ними небо, которое в степи, где нет лесов и высоких гор, кажется страшно глубоким и прозрачным, представлялись теперь бесконечными, оцепеневшими от тоски...
Как душно и уныло! Бричка бежит, а Егорушка видит всё одно и то же небо, равнину, холмы... Музыка в траве приутихла. Старички улетели, куропаток не видно. Над поблекшей травой, от нечего делать, носятся грачи; все они похожи друг на друга и делают степь ещё более однообразной".
На фото июльская степь: цветущая, разноцветная, с сочной зеленью... Почему же Чехов видел её унылой?
С Донбассом тесно связано творчество А.И.Куприна. Вот каким увидел писатель донецкий край и поведал нам об этом в рассказе "В главной шахте": "Раннее летнее утро. Солнце только что выкатилось, и однообразные голые холмы кажутся посыпанными мелкой золотой пылью. Печальные картины развёртывает перед нами Область Войска Донского - эта русская Америка, как принято называть её в передовых статьях.
Едешь час, едешь два, три часа, едешь целые сутки, и только и видишь, что эти огромные крутобокие холмы, на которых солнце выжгло всякие признаки растительности. Раза два в день мелькнёт где-то далеко в стороне глубокая балка; на дне её разбросаны жалкие кусты орешника, и тут же на скате прилепилась крошечная деревушка с её пятью белыми домиками под соломенными крышами, с низкими заборами, сложенными из жёлтого плитняка. Но балки скрываются за неожиданным поворотом, и опять перед путником выжженные холмы, да голубое, синеющее от зноя небо, да стрепеты, плавающие, не шевеля крыльями, в небе. А между тем эти холмы, наводящие тоску своим скудным однообразием, скрывают в недрах богатства, которых никогда не истощат бельгийские акционерные компании, полонившие и продолжающие полонять Донецкий бассейн".
Жаль, что писатели не могут сравнить Донбасс нынешний и минувший и убедиться в том, как всё изменилось с тех пор. Где было "чистое поле", "земля незнаемая", там теперь море зелени, садов, цветов, выросли красивые города, в небе проносятся сереброкрылые самолёты, по земле мчатся поезда и машины, весь Донбасс залит половодьем электрических огней. И степь живёт...
А.И.Куприн.
"Меня давно тянуло на Юзовский завод. Всё, что рассказывали о нём сведущие люди, дразнило и возбуждало моё любопытство своей сказочной грандиозностью. Надо отдать справедливость нам, русским, - мы очень мало знакомы с интересными местами нашего отечества.
...начиная от самого Харькова, я почувствовал на себе влияние угольного и рудного царства. На станциях всё чаще и чаще стали попадаться партии рабочих с чёрными от угля лицами, на которых резко и странно выделяются белки. Посыпались технические термины: шурф, торцовый слой, коксующийся и некоксующийся уголь, колчедан, флюс, какие-то проценты сгораемости и бог знает какие ещё слова. Перед глазами замелькали вагоны с клеймами в виде скрещённых молота и кирки, и во рту я ощутил противный приторный вкус серы, который потом долго-долго преследовал меня.
Нам пришлось пересечь это местечко, прежде чем мы добрались до гостиницы. Хотя и говорят, что это местечко образовалось всего только несколько лет тому назад и образовалось с быстротой, достойной новых американских городов, однако это обстоятельство не мешало бы ему быть хоть немного почище и получше в санитарном отношении. Гостиница оказалась под стать местечку - грязная, унылая, с трактиром и органом внизу и с целым рядом клоповников наверху.
Всё местечко сбегает вниз по отлогости широкого оврага. На другой стороне этого оврага лепятся домишки рабочей колонии. Все они - один в один: белые стены, два окна и высокая красная крыша.
И стоят они так близко и так правильно друг возле друга, что производят издали впечатление какого-то военного лагеря. Завод обнесён кирпичной стеной".
К.Паустовский.
"В Юзовке я поселился в дешёвом номере гостиницы "Великобритания". Это зловонное логово было названо так в честь страны Юза и Бальфура - двух британцев, владевших в Донском бассейне заводами и шахтами.
Теперь от бывшей Юзовки не осталось и следа. На её месте вырос благоустроенный город. Тогда же это был беспорядочный и грязный посёлок, окружённый лачугами и землянками.
Скопления этих землянок называлось по-разному: Нахаловка, Собачевка, Кабыздоховка. Мрачный юмор этих названий лучше всего определял их безрадостный вид".
"Дым шёл не только из заводских труб. Дымили самые здания цехов. Дым был жёлтый, как лисья шерсть, и зловонный, как пригорелое молоко.
Неправдоподобное багровое пламя качалось над жерлами доменных печей.
С неба сыпалась жирная сажа. Из-за дыма и сажи в Юзовке исчез белый цвет. Всё, чему полагалось быть белым, приобретало грязный, серый цвет с жёлтыми разводами. Серые занавески, наволочки и простыни в гостинице, серые рубахи, наконец, вместо белых, серые лошади, кошки и собаки.
В Юзовке почти не бывало дождей, и жаркий ветер днём и ночью завивал мусор, штыб и куриный пух.
Все улицы и дворы были засыпаны шелухой от подсолнухов. Особенно много её накапливалось после праздников.
Грызть подсолнухи по-местному называлось "лузгать". Лузгало всё население. Редко можно было встретить местного жителя без прилиншей к подбородку подсолнечной шелухи".
Яркие и незабываемые впечатления от поездок по Донбассу Н.Е.Каронин-Петропавловский выразил в своих замечательных "Очерках Донецкого бассейна", впервые опубликованных в 1891 году. Вот как он пишет о донецком крае:
"Опять степь. Едва белые скалы Донца, скученные около Святых гор, скрываются из вида, как со всех сторон снова тянется выжженная солнцем, безлесная, безводная, изрытая морщинами равнина. В дождливый год здесь, вероятно, волнуются хлебные поля и своими красивыми переливами смягчают безотрадность степной полосы: но ныне, после некоторых надежд, и хлебов нет: поправившиеся было от майских ливней, в июне они сгорели от солнца, скрючившись от горячих ветров. В конце июне было уже ясно, что всё погибло. Жары стояли такие, что по дорогам падали волы, а рабочие на полях замертво увозились по домам, поражаемые солнечным ударом.
В такое-то страшное время я и выехал в первый раз на донецкие копи. Последние начинают мелькать уже по Курско-Харьково-Азовской дороге. Из окон вагона, по ту и другую сторону рельсов, в разных направлениях возвышаются чёрные, курящиеся массы - это и есть шахты и копи. Видишь странную картину: кругом нет ни гор, ни других каких-нибудь признаков горнозаводской страны, - всё та же кругом степь, безлюдная, безлесная, изрытая сухими балками, - между тем по обеим сторонам дороги курятся шахты; где же так называемый Донецкий бассейн, донецкая горная цепь? Да её совсем не существует; обычное представление о горном массиве здесь надо отбросить. Горы в Донецком бассейне существуют только по самому Донцу, именно по правому его берегу, сопровождая реку в виде меловых скал и возвышений на десятки вёрст. Дальше же за этим крутым берегом они как будто скрываются под землю, куда и надо углубиться, чтобы отыскать их богатства. Там, под землёй, они образуют массивные толщи кварцита, известняка и песчаника, заключающих в себе железо, ртуть и другие минералы; там же, под землёй, тянутся и слои каменного угля и каменной соли. На поверхности же ничего не видно; вокруг всё та же бесконечная степь, изрезанная в разных направлениях сухими балками и такими же возвышениями, нисколько не напоминающими собой горные цепи. Всюду тянутся бурые, выжженные пространства, жёлтые хлебные поля и зелёные луга, боязливо приютившиеся по крошечным степным речонкам. Надо много воображения или знания местных условий, чтобы увидеть на этой глади поверхности горы, горнозаводскую деятельность, копи и горные заводы..."
Подсказка к ответу на вопрос "За что мы любим свой край?" - высказывание Константина Паустовского:
. Неужели мы должны любить свою землю только за то, что она богата, что она дает обильные урожаи и природные ее силы можно использовать для нашего благосостояния!
Не только за это мы любим родные места. Мы любим их еще за то, что, даже небогатые, они для нас прекрасны. Я люблю Мещёрский край за то, что он прекрасен, хотя вся прелесть его раскрывается не сразу, а очень медленно, постепенно.
На первый взгляд — это тихая и немудрая земля под неярким небом. Но чем больше узнаешь ее, тем все больше, почти до боли в сердце, начинаешь любить эту обыкновенную землю. И если придется защищать свою страну, то где-то в глубине сердца я буду знать, что я защищаю и этот клочок земли, научивший меня видеть и понимать прекрасное, как бы невзрачно на вид оно ни было, — этот лесной задумчивый край, любовь к которому не забудется, как никогда не забывается первая любовь.


Комментарии
Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Подробнее о форматировании

Fill in the blank