Вход в систему
05
сент
2012
Литературный серпантин: всё о мазурке

Литературный серпантин: всё о мазурке


Есть такие люди, которые совершенно не любят развлечений? Вот и Пушкин их любил. Во времена поэта главными развлечениями считались балы: это было место и для общения, и для игры, и для знакомств, и для танцев. Что бы там ни говорили критики о болдинской осени и плодотворном влиянии одиночества в Михайловском на творчество поэта, всё это далеко от истины. Пушкин очень любил светский образ жизни, любил бывать на балах, об этом он восторженно писал:
Во дни веселий и желаний
Я был от балов без ума:
Верней нет места для признаний
И для вручения письма.
Среди бальных танцев мазурка считалась наиболее важным приглашением на балу, самым подходящим танцем «для признаний». Каким-то загадочным образом мазурка располагала к лирическому разговору.

Обычно на балу во время исполнения этого таинственного танца и происходило то самое главное, с чем были связаны мечты и надежды пришедших сюда… Давайте вместе со мной распустим «литературный серпантин» мазурки и попытаемся разгадать тайну этого танца.
Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно;
Чего ж вам больше? Свет решил,
Что он умен и очень мил.
Почему Пушкин выделил именно мазурку, ведь по этикету во время бала исполнялось множество бальных танцев: полонез, кадриль, вальс, полька, котильон?
Вошел. Полна народу зала;
Музыка уж греметь устала;
Толпа мазуркой занята...
Опять мазурка! Начиная с 19 века, бал открывался полонезом. Вторым танцем на балу была кадриль. После полонеза и кадрили наступала очередь вальса. Главным танцем бала считалась мазурка, которую исполняли чрезвычайно элегантно. Во времена Пушкина именно в мазурке проявлялось мастерство бального танцора. Время мазурки означало самый разгар бала. «Шик мазурки состоял в том, что кавалер даму брал себе на грудь, тут же как бы ударяя себя «в центр тяжести», - так рассказывала одна известная дама, современница Пушкина.
Мазурка раздалась. Бывало,
Когда гремел мазурки гром,
В огромной зале всё дрожало,
Паркет трещал под каблуком,
Тряслися, дребезжали рамы…
Лев Толстой в «Анне Карениной» и "Войне и мире"  тоже уделил много внимания мазурке.
«Но Кити и не ожидала большего от кадрили. Она ждала с замиранием сердца мазурки. Ей казалось, что в мазурке все должно решиться. То, что он во время кадрили не пригласил ее на мазурку, не тревожило ее. Она была уверена, что она танцует мазурку с ним, как и на прежних балах, и пятерым отказала мазурку, говоря, что танцует».
Вронский в тот вечер не пригласил Кити на мазурку… (22 – 24 глава "Анна Каренина").
  Лермонтов в «Герое нашего времени» тоже не оставил без внимания мазурку: «Я ушел один и, встретив княжну Мери, позвал ее на мазурку. Она казалась удивлена и обрадована.
– Я думала, что вы танцуете только по необходимости, как прошлый раз, – сказала она, очень мило улыбаясь…
***
– Я боюсь, что мне с княжной придется начинать мазурку, – я не знаю почти ни одной фигуры…
– А ты звал ее на мазурку?
– Нет еще…
– Смотри, чтоб тебя не предупредили…
– В самом деле? – сказал он, ударив себя по лбу.
– Прощай… пойду дожидаться ее у подъезда.
 Он схватил фуражку и побежал
***
По этикету, во время мазурки должен происходить лёгкий разговор, милые шутки невинные наполнять непринуждённую беседу, нежные признания в привязанности… Ничего серьёзного быть не должно, но тем не менее… Мазурка считалась особым танцем, на него кавалеры заранее приглашали дам, даже за несколько дней до бала… Каждая дама знала, с кем она танцует мазурку. Вот почему Кити приняла за оскорбление поступок Вронского: он не пригласил её на мазурку. Это означало разрыв отношений, предательство.
Да, трудно нынешней молодёжи понимать классиков!) Можно поворчать на молодёжь?)
Так вот, мазурка считалась главным танцем на балу ещё потому, что после него следовал перерыв, и кавалер вёл даму к столу на ужин, где уже мог продолжать беспрепятственно свои ухаживания.

Бедная Кити! Она отказала пятерым – Вронский не пригласил - и ей не с кем было идти на ужин! Какой позор, какой ужас! Но мы о танцах…Проникаетесь всё больше сочувствием? Помню фразу из "Анны Карениной": "Домой, в Россиию, Кити вернулась излечённая". Кого-нибудь из вас возили за границу для лечения от мужского предательства? Мы как-то так, сами по себе, выживали и излечивались...
После ужина завершал бал котильон. Котильон – это танец-игра, непринуждённый и шаловливый. Длился котильон бесконечно долго, придумывались различные шутки, развлечения.
Краткая история мазурки:
Мазурка появилась в Петербурге в 1810 году, перекочевав к нам из Парижа. Она сразу вошла в большую моду. Этот танец особенно любил император Николай. Для исполнения этого танца в России он пригласил из Варшавы нескольких лучших танцоров, среди которых был и Ф.И. Кшесинский, это тот самый знаменитый танцор, дочь которого стала великой русской балериной. «Отец научил меня мазурке, и она стала неотъемлемой частью меня самой», - вспоминала впоследствии М.Ф.Кшесинская.
На одном из вечеров у Карамзиных А.С. Пушкин пригласил на мазурку А.О. Смирнову-Россет. Во время танца между ними состоялся весьма серьезный и далеко не пустой бальный разговор
Именно к мазурке приезжает на бал, который давал петербургский генерал-губернатор 26 декабря 1834 года, М.Ю. Лермонтов, чтобы окончательно объясниться в своих чувствах Е.А. Сушковой. Для жениха Екатерины Александровны ее согласие на танец с Лермонтовым означало разрыв их отношений. «Я возвратилась домой совершенно перерожденная, — вспоминала Е.А. Сушкова. — Наконец-то я любила; мало того, я нашла идола, перед которым не стыдно было преклоняться, перед целым светом, я могла гордиться своей любовью, а еще более его любовью; мне казалось, что я достигла цели всей своей жизни».
Достоевский любил мазурку. Анна Григорьевна, жена писателя, вспоминала: «Муж мой особенно любил мазурку и, надо отдать справедливость, танцевал ее ухарски, с воодушевлением, как «завзятый поляк», и он был очень доволен, когда я раз высказала такое мое мнение».
На одном из танцевальных вечеров летом 1881 года, во время последнего приезда на родину, И.С. Тургенев просил Я.И. Полонского, гостившего в Спасском, сыграть мазурку. «Играй! — кричал мне Тургенев, — как хочешь, как знаешь, валяй! Мазурку валяй!»
Славянская удаль в сочетании с рыцарским благородством сделала мазурку любимым танцем российских императоров и боевых генералов, литераторов и театральных актеров. В начале XX века из старых, так называемых легких танцев в репертуаре танцоров сохранились мазурка и вальс.


Комментарии
Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Подробнее о форматировании

Fill in the blank