Вход в систему
25
окт
2011
Литературно-музыкальная композиция «Дерзайте отчизну мужеством прославить!" (к 300-летию со дня рождения М.В.Ломоносова).

Литературно-музыкальная композиция «Дерзайте отчизну мужеством прославить!" (к 300-летию со дня рождения М.В.Ломоносова).


Литературно-музыкальная композиция «Дерзайте отчизну мужеством прославить! (М.Ломоносов)» (к 300-летию со дня рождения М.В.Ломоносова).
На сцене портрет М.В.Ломоносова и его слова: «Дерзайте отчизну мужеством прославить!» Звучат начальные аккорды Первого концерта П.И.Чайковского. На экран проецируются нужные кадры из кинофильмов, видеофильмов.
1 ведущий. Михаил Васильевич Ломоносов – блестящий гений российской науки и искусства, с его именем связана целая эпоха в летописи человеческого разума. Пушкин сказал о нём: «Ломоносов был великий человек. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».

2 ведущий. Современному человеку трудно себе представить, как можно одновременно работать в области почти всех ведущих наук: физики, геологии, химии, металлургии, истории и филологии. Великого русского учёного по праву можно назвать возрожденческой личностью. Ломоносов – это пример невиданного взлёта человеческого духа и его беспредельных возможностей.
1 ведущий. Поражает гениальность и энциклопедичность этого великого ученого. Рассмотрим многочисленные грани таланта русского гения, чтобы ещё раз восхититься разносторонними дарованиями Ломоносова.
Живопись – создал мозаичные полотна «Полтавская баталия», портрет Петра 1. Мы можем увидеть этот чудом сохранившийся до наших дней шедевр на втором этаже Санкт-Петербургского отделения Академии Наук. Во всю стену над лестничным маршем простирается это удивительное мозаичное полотно, поражая нас терпеливо подобранными руками Мастера цветами и оттенками.
2 ведущий. Химия – создал химическую лабораторию, в которой во время проведения опытов изобрел способ получения смальты, кусочков цветного непрозрачного стекла для мозаичных работ.
Физика – сам термин впервые введен в мире Ломоносовым. Доказал закон сохранения материи.
1 ведущий.Оптика – Ломоносов является основателем этой науки, изобрел зеркальный телескоп и первым посмотрел на Венеру.
Астрономия – открытия последовали после изобретения телескопа, в частности, впервые в мире было замечено, что у Венеры имеется красное окаймление.
Металлургия – ей посвящены многочисленные труды, о которых вы можете подробнее узнать в течение нашей юбилейной недели в школе на презентации старшеклассников.
2 ведущий. География – успел составить указ об отыскании морского пути из Баренцева моря в Тихий океан. Наши соотечественники стали первопроходцами в полярных исследованиях.
Просвещение – по инициативе Ломоносова был создан Московский университет. Пушкин говорит, что Ломоносов и есть «наш университет».
1 ведущий.
Литература – преобразовал русское стихосложение, открыл дорогу для нового литературного языка и подкрепил её своими поэтическими произведениями. 32-летний Ломоносов пишет свои самые лучшие стихи:
Лице свое скрывает день;
Поля покрыла мрачна ночь;
Взошла на горы черна тень;
Лучи от нас склонились прочь;
Открылась бездна звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна.
2 ведущий. Удивительное сочетание в одном человеке стольких разносторонних дарований! О нем лучше всего можно сказать его же словами:
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
1 ведущий. Ломоносовская теория «трёх штилей» содействовала созданию русского классицизма и открыла дорогу для нового русского языка, которым он никогда не переставал восхищаться.
Первый чтец. Карл Пятый, римский император, говаривал, что гишпанским языком с Богом, французским — с друзьями, немецким — с неприятелем, ита-лианским — с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие гишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность италианского, сверх того богатство и сильную в изображениях кратость греческого и латинского языков.

(Звучит финал «Славься!» из оперы М.И.Глинки «Иван Сусанин»).
2 ведущий. Ломоносов был отцом торжественной оды, которая благодаря его мастерству стала популярным жанром в русской литературе. Россия в его одах предстаёт перед нами в праздничном убранстве могучих бескрайних лесов, с пахучими летними цветами и травами, с бездонной синевой небес, с прихотливо извилистыми реками, весёлыми берёзовыми рощами, великой, богатой и сильной державой.
Второй чтец. Царей и царств земных отрада,
Возлюбленная тишина,
Блаженство сёл, градов ограда,
Коль ты полезна и красна!
Вокруг тебя цветы пестреют
И классы на полях желтеют;
Сокровищ полны корабли
Дерзают в море за тобою;
Ты сыплешь щедрою рукою
Своё богатство на земли.
(«Звени, златая Русь!» музыка А.Кос-Анатольского или
исполняется романс П.И.Чайковского «Благославляю вас, леса!»)
1 ведущий. Поэзия Ломоносова глубоко патриотическая, но основное внимание нашего «первого университета» было уделено борьбе за просвещение. Михаил Васильевич требовал, чтобы доступ к образованию был открыт всем сословиям, в том числе и крестьянству. Великий учёный помнил, как и сам когда-то бежал за рыбным обозом в Москву учиться…
(На экран проецируется иллюстрация А.Ф.Пахомова к стихотворению Н.А.Некрасова «Школьник»).
Третий чтец. Николай Алексеевич Некрасов. «Школьник»ю
- Ну, пошел же, ради бога!
Небо, ельник и песок -
Невеселая дорога...
Эй! садись ко мне, дружок!

Ноги босы, грязно тело,
И едва прикрыта грудь...
Не стыдися! что за дело?
Это многих славный путь.

Вижу я в котомке книжку.
Так учиться ты идешь...
Знаю: батька на сынишку
Издержал последний грош.

Знаю: старая дьячиха
Отдала четвертачок,
Что проезжая купчиха
Подарила на чаек.

Или, может, ты дворовый
Из отпущенных?.. Ну, что ж!
Случай тоже уж не новый -
Не робей, не пропадешь!

Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и божьей воле
Стал разумен и велик1.

Не без добрых душ на свете -
Кто-нибудь свезет в Москву,
Будешь в университете -
Сон свершится наяву!

Там уж поприще широко:
Знай работай да не трусь...
Вот за что тебя глубоко
Я люблю, родная Русь!

Не бездарна та природа,
Не погиб еще тот край,
Что выводит из народа
Столько славных то и знай,-

Столько добрых, благородных,
Сильных любящей душой,
Посреди тупых, холодных
И напыщенных собой!
2 ведущий. Михаил Васильевич Ломоносов верил в творческие силы и способности простого народа.
Первый чтец.
О вы, которых ожидает
Отечество от недр своих
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих,
О, ваши дни благословенны!
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде:
Среди народов и в пустыне,

В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде.
1 ведущий.
Готовясь к празднованию юбилея Ломоносова, учащиеся девятых классов выполнили творческие задания на различные темы:
1.Ломоносов считал, что главная обязанность писателя - "радеть о благоденствии общества". Как проявилось это убеждение поэта в его творчестве?
2. Ломоносов считал Петра1 просвещённым монархом, заботившимся о благе России и её народа. Насколько был прав поэт в этой оценке Петра1?
3. Поэтические строки Ломоносова, звучащие современно.
4. Вселенная в поэзии Ломоносова.
5. Чем интересен для меня Ломоносов? Какие факты из биографии Ломоносова произвели на меня наибольшее впечатление? Какие качества характера этого великого русского гения вы бы хотели воспитать у себя?
*
Послушаем ответы наших учащихся на эти вопросы.
(Подготовленные учащиеся выступают на сцене со своими творческими работами).

2 ведущий. Сейчас ученики нашей школы проявят своё творчество и способности в авторских стихах, посвящённых 300-летию М.В.Ломоносова.
(Учащиеся читают свои стихи).
1 и 2 ведущие проводят викторину "Я знаю о Ломоносове". ( Материалы к викторине смотрите на сайте http://lomonosov300.ru/viktorina_pager-quizfolders_set_2.html)
1. Выберите отчество Ломоносова.
Васильевич
Иванович
Сергеевич
Фёдорович
2. Как называлась родная деревня Ломоносова?
Денисовка
Куростровская
Мишанинская
Холмогоры
3. Сколько лет было Ломоносову, когда он покинул родительский дом?
17
18
19
20
4. Во сколько лет Ломоносов начал обучение в своём первом учебном заведении?
В 10
В 12
В 13
В 19
5. На каком языке велись занятия в Университете при Академии наук?
латыни
русском
старо-славянском
французском
6. Кто царствовал на российском троне в то время, когда Ломоносов вернулся на Родину после обучения в Германии?
Анна Иоанновна
Елизавета Петровна
Иоанн VI Антонович
Пётр II Алексеевич
7. Что признавал Ломоносов в отношении современных ему вопросов об устройстве космоса?
Земля вращается вокруг Солнца и на других планетах возможна жизнь
Земля вращается вокруг Солнца и на других планетах жизни не может быть
Солнце вращается вокруг Земли и на других планетах возможна жизнь
Солнце вращается вокруг Земли и на других планетах жизни не может быть
8. Во время проведения какого опыта погиб коллега Ломоносова?
Исследования взрывчатых свойств газов
Исследования природы электричества
Наблюдения за ураганным ветром
Опыта по переплавке металлов
9. Наблюдая за какой планетой, Ломоносов сделал открытие мирового значения?
Венерой
Марсом
Солнцем
Юпитером
10. Что было изображено на первой мозаике Ломоносова, преподнесённой императрице?
Богоматерь
Спас Нерукотворный
Елизавета I
Пётр I
11. Вспомните, к какой народности принадлежал Ломоносов.
карелы
поморы
угры
финны
12. Кем по роду занятий был отец Ломоносова?
Земледельцем
Путешественником
Рыбаком
Священником
13. С какой проблемой столкнулся Ломоносов, решив учиться в Славяно-греко-латинской академии?
Обучение стоило слишком дорого
Он не мог сдать вступительные экзамены
Он не подходил по возрасту, т.к. был уже взрослым
Туда не принимали крестьянских детей
14. В каком году была основана Академия наук в Петербурге?
1710
1711
1721
1724
15. Чем необходимо было обладать молодому человеку, чтобы отправиться на учёбу в Марбург?
Благородным происхождением
Высшим образованием
Знанием языков
Суммой денег, необходимой для платы за обучение и проживание
16. В какой области наук стал профессором Ломоносов в 1745 году?
Математики
Физики
Философии
Химии
17. Что, по словам Ломоносова, «затем изучать следует, что она ум в порядок приводит»?
историю
логику
математику
философию
18. Что называл корпускулами Ломоносов?
волны
клетки
молекулы
флюиды
19. Какой оптический прибор, изобретённый Ломоносовым, носит его имя?
Ночезрительная труба
Солнечная печь
Телескоп с подвижными зеркалами
Ни один из их не носит его имени
20. Когда был основан Московский университет?
В 1755-м году
В 1756-м году
В 1757-м году
В 1758-м году
(Победитель викторины награждается книгой о Ломоносове).

2 ведущий. Блестящий гений российской науки и искусства, великий борец за правду и справедливость, неутомимый поборник красоты и гармонии жизни, пламенный патриот, Ломоносов с нами. Он навсегда останется величавой, недосягаемой вершиной, образцом беззаветного служения человечеству.
(Звучит финал Четвёртой симфонии П.И.Чайковского. Все участники литературно-музыкальной композиции выходят на сцену с живыми цветами в руках. Они ставят их в вазу возле портрета М.В.Ломоносова. Зажигается цифра юбилейного года под портретом Ломоносова).


Комментарии
Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Подробнее о форматировании

Fill in the blank