Вход в систему
01
ноя
2011

Кто такой станционный смотритель? (материалы к изучению повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель")


Первый вопрос, который возникает перед учащимися при изучении повести Пушкина, - кто такой станционный смотритель? Это должность мелкого чиновника одного из последних рангов - четырнадцатого класса. В прошлом существовал закон о порядке государственной службы, изданный Петром 1 в 1722 году, назывался он "Табель о рангах". Все, получившие 8 первых рангов, причислялись потомственно к лучшему старшему дворянству, "хотя бы и низкой породы были". Издание табели о рангах оказало огромное влияние на исторические судьбы дворянского сословия.
ТАБЕЛЬ О РАНГАХ.
Чины гражданские.
1.Канцлер.
2.Действительный тайный советник.
3.Тайный советник.
4.Действительный статский советник.

5.Статский советник.
6.Коллежский советник. Военный советник.
7.Надворный советник.
8.Коллежский ассесор.
9.Титулярный советник.
10.Коллежский секретарь.
11.Корабельный секретарь.
12.Губернский секретарь.
13.Провинциальный секретарь.
Сенатский регистратор.
Синодский регистратор.
Кабинетский регистратор.
14. Коллежский регистратор.
Мы видим, что герой повести А.С.Пушкина станционный смотритель Самсон Вырин занимал низшую должность табели о рангах, чиновника четырнадцатого класса - коллежского регистратора. Теперь понятна ирония Пушкина, высказанная в эпиграфе к повести: "Коллежский регистратор - почтовой станции диктатор. Князь Вяземский".
Что такое станционный смотритель? На этот вопрос отвечает сам Пушкин: "Сущий мученик четырнадцатого класса". На тему горькой судьбы "маленького человека" в дворянском обществе, впервые в литературе открытую Пушкиным, откликнулись Н.В.Гоголь повестью "Шинель", Ф.М.Достоевский романом "Бедные люди".
*

Начинаем работу над содержанием произведения.
Почему должность станционного смотрителя Пушкин называет сущей каторгой? Ответ подтверждаем цитатами из текста. ("Покою ни днём ни ночью. Всю досаду, накопленную во время скучной езды, путешественник вымещает на смотрителе: погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут - а виноват смотритель").
*
Как выглядел смотритель при первой встрече? Найдите и зачитайте описание его "смиренной, но опрятной обители". Что вам понравилось в описании?
Какие картинки висели на стенах комнаты? Перескажите "Притчу о блудном сыне". Чему она учит? Почему автор обращает наше внимание на эту деталь?
*
Прошло несколько лет. "Я приближался к станции с печальным предчувствием". Оправдалось предчувствие автора, в чём?
Как выглядел теперь Самсон Вырин? Как изменилось его жилище? Что же произошло?
Как смотритель пытался бороться со своей бедой?
Что сделал старик с деньгами, которые дал ему Минский? А как вы бы поступили?
Как вы сами относитесь к поступку Минского?
Какова дальнейшая судьба Самсона Вырина?
Над чем нас заставляет задуматься повесть Пушкина?
*
Когда повесть прочитана, учащиеся проанализировали основные её моменты, написали сочинение, можно поиграть в сюжетно-ролевые игры. Например, по примеру передачи Андрея Малахова провести шоу "Пусть говорят" .
- Добрый день! Сегодня у нас в студии потрясающая история одной российской семьи. Ведёт передачу Андрей Малахов, не переключайтесь! Итак, мы пригласили в гости Самсона Вырина, он поделится с нами своим горем, и мы вместе попытаемся решить вечную проблему отцов и детей, ответить на злободневные вопросы.
Расскажите, пожалуйста, что же у вас произошло в семье?
- Долгие годы мы с дочерью Дуней жили на почтовой станции бедно, трудом, исполненным оскорблений и унижений, но ни на что не жаловались и были довольны своей судьбой. Но вот однажды в нашу жизнь пришла беда: молодой гусар Минский тайно увёз Дуню с собой. Я остался совершенно один. Жизнь потеряла всякий смысл...
- Скажите, а вы пытались как-то поговорить с дочерью?
(Роли распределены между учащимися, класс - зал зрителей задают вопросы смотрителю, Дуне, Минскому. Учитель принимает участие в "шоу" под видом "председателя Государственной думы" или другого "высокого" гостя передачи.)
Чем интересны такие сюжетно-ролевые игры для учеников? Тем, что учебный материал как бы "актуализируется", становится ближе и понятнее, пропускается через себя, личный опыт. Пушкин становится ближе.

Комментарии
Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • Доступны HTML теги: <a> <em> <strong> <cite> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd> <h3> <h2>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Подробнее о форматировании

Fill in the blank