Вход в систему
10
янв
2014
Классный час на тему "Сохрани природу, добрый человек!"

Классный час на тему "Сохрани природу, добрый человек!"


Ход классного часа "Сохрани природу, добрый человек!"
Звучит песня Игоря Николаева «Расскажите, птицы…»
На доске – рисунки и плакаты учащихся на тему «Берегите природу!»
Ведущий 1:
Расскажите, птицы, времечко пришло,
Что планета наша - хрупкое стекло.
Чистые березы, реки и поля,
Сверху все это - нежнее хрусталя.
Неужели мы услышим со всех сторон
Хрустальный звон?
Прощальный звон?

Припев:
Полно, летите, летите
Через полночь и солнце в зените.
По куплету всему свету
Вы раздайте песню эту,
И дождей грибных
Серебряные нити.
По куплету всему свету
Вы раздайте песню эту,
И дождей грибных
Серебряные нити
(читать далее)

Ведущий 2.
Задаёт вопрос классу:
- Что самое главное в жизни человека? Без чего жизнь становится безрадостной и пустой? (ответы учащихся: без друзей, без счастья, без денег, без здоровья, без интересной работы).
Конечно, всё это очень важно для нас. Но есть вещи, без которых мы бы не смогли существовать: чистый воздух, чистая вода и здоровая полезная пища. Это необходимо нам каждый день. Поэтому следует задуматься о том, как важно для сохранения жизни на Земле хранить и беречь природу.

Учащийся читает стихи:

Наша планета – Земля
Очень щедра и богата
Горы, леса и поля
Дом наш родимый, ребята.
Солнышко рано встает,
Лучиком день зажигает.
Весело птица поет,
Песнею день начинает.
Как хороши, приглядись,
Клены, березы и елки!
Пенью у птицы учись,
А трудолюбию у пчелки.

Ведущий 1:
- Нашей планете угрожает глобальный экологический кризис, когда практически исчерпаны природные ресурсы и возможности биосферы самообновляться и очищаться. Экологический кризис грозно навис над миром, он «схватил нас за горло». Вспомните, приведите примеры экологических катастроф, негативного влияния загрязнения биосферы.

(Учащиеся приводят примеры экологических катастроф: высохло Аральское море, постоянные разливы нефти губят миллионы птиц и рыб, в Швейцарии от кислотных дождей засыхает треть лесов, а в Швеции 18 тысяч озёр отравлено этими дождями, из них в 4 тысячах – рыба исчезла совсем, а в остальных – частично.

Сейчас быстрыми темпами происходит загрязнение биосферы, и это является одной из наиболее серьёзных экологических проблем для общества. Более 1500 миллионов людей живут в урбанизированных регионах с высокими уровнями воздушного загрязнения. Крупные города теперь можно сравнить с действующими вулканами: ядовитые вещества, сажа, пыль и дым от промышленных предприятий распространяются по континентам.

Применение автомобильного транспорта принесло огромный вред жителям городов. Автомобили дают до 50% загрязнения воздуха. Ежегодно от автотранспорта в атмосферу поступает около 2 тонн миллионов окиси и двуокиси углерода. Выбросы предприятий и автотранспорта возвращаются на землю в виде кислотных дождей. Эти дожди имеют вредное действие: урожайность многих сельскохозяйственных культур значительно уменьшается, кислые осадки вымывают из почвы кальций, калий и магний, гибнут леса, отравляется вода озёр. Вдыхание людьми воздуха, загрязнённого кислотным туманом, вызывает заболевание дыхательных путей.

Увеличивается число больных, особенно сердечно-сосудистыми заболеваниями, раковыми, а также болезнями желудка, печени и почек.

Ведущий 2. Пришло время задуматься, как спасти планету. Выживет наша Земля или погибнет? Как жить дальше?
Ведь за последние годы резко ухудшилась экологическая обстановка, исчезают и становятся редкими многие виды растений и животных, теряю свою ценность многие уголки природы. Многих людей стало тревожить ухудшение экологической обстановки на земле. И тогда стали создавать в мире целые территории, на которых стали охранять целые природные компоненты, в том числе и у нас в Украине.
Ученик читает стихи:
Природа – это дом, в котором мы живем,
И в нем шумят леса, текут и плещут реки.
Под небом голубым, под солнцем золотым,
Хотим мы в доме том жить вовеки.
Природа - это дом под снегом и дождем.
В любой мороз и зной устроен он на славу.
Храните этот дом, в котором мы живем,
На этот мирный дом имеем право.
Появляется царица Флора.
Ведущий 1:
- По преданию, миром растений управляет мудрая царица Флора. Всё, что произрастает на земле, называют её именем - Флора. В государственном Эрмитаже в Санкт- Петербурге есть картина !Флора" голландского живописца Рембрандта. "Она величаво, неслышной поступью проходит перед тобой, и кажется, что этот свет ей дают живые цветы венка, украшающего её голову. Венок состоит из живых цветов, которые растут в лесах и перелесках, на лесных лугах и опушках.
Флора:
- Дорогие ребята! Я принесла вам головоломки. Назовите растения леса:
(раздаёт карточки, на которых зашифрованы названия растений
личтеост - чистотел,
ацушди - душица
ьащелв - щавель
акифла - фиалка
шыдлна - ландыш
акчплата - лапчатка
емзиакнял - земляника
Появляется ласточка, вручая детям открытки или иллюстрации разных растений. Нужно угадать. Флора проверяет правильность ответов.
Флора загадывает загадки о растениях:
Под листом на каждой ветке
Сидят маленькие детки.
Тот, кто деток соберёт,
Руки вымажет и рот.
(Черника)
Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
(Малина)
Я красна, я кисла,
На болоте я росла,
Дозревала под снежком,
Ну-ка, кто со мной знаком?
(Клюква)
Сидит на палочке,
В красной рубашечке,
Брюшко сыто -
Камнями набито.
(Шиповник)
Две сестры летом зелены,
К осени одна краснеет,
Другая чернеет.
(Смородина чёрная и красная)
В сенокос - горька,
А в мороз - сладка,
Что за ягодка?
(Калина)
На лесной полянке
Красуется Татьянка:
Алый сарафан,
Белые крапинки.
(Земляника)
Вкус у ягоды хорош,
Но сорви её поди-ка:
Куст в колючках будто ёж, -
Вот и назван ...
(Ежевика)
Была зелёной, маленькой,
Потом я стала аленькой.
На солнце почернела я,
И вот теперь я спелая.
(Вишня)

Было зелёное платье атласное.
Нет, не понравилось,
Выбрала красное,
Но надоело также и это -
Платье надела синего цвета.
(Слива)
Как на нашей грядке
Выросли загадки -
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют.
(Помидоры)
Наши поросятки
Выросли на грядке,
К солнышку бочком,
Хвостики крючком.
Эти поросятки
Играют с нами в прятки.
(Огурцы)
Что за скрип?
Что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста,
Если я - ...
(Капуста)
Заставит плакать
Всех вокруг,
Хоть он и не драчун,
А ...
(Лук)
Хотя я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла,
Крупна, кругла, сладка на вкус.
Узнали вы? Я - ...
(Свёкла)
И зелён, и густ
На грядке вырос куст.
Покопай немножко:
Под кустом ...
(Картошка)

Ведущий 1:
- Все что нас окружает, мы должны научиться любить и беречь. И этой цели посвящена наша сегодняшняя встреча.
Учащиеся читают стихи:
1. - На нашем шаре на земном,
Где мы родились и живем,
Где в травах летняя роса
И голубые небеса,
Где море, горы, степи, лес –
Полно таинственных чудес.
2. - По лесу бродит серый волк,
И ландыш тоненький цветет,
В степи ковыль, как нежный шелк,
Расчесывает ветерок.
Гремит на скалах водопад,
И брызги радугой летят.
3. А в синем море синий кит –
Большой, как дом, на волнах спит.
Не разрушайте этот мир,
Девчонки и мальчишки,
Иначе эти чудеса
Останутся лишь в книжке.
4. - Чтоб был в источниках нарзан,
С полянки – земляника,
Будь осторожен, как Тарзан,
Дружи с природой дикой!
- Ты тоже часть ее чудес,
И для тебя темнеет лес,
И речка светлая течет,
И все весною зацветет.
И надо постараться
Нам с этим не расстаться!

1 ученик: Красная книга – это международный государственный документ, куда заносятся данные о редких растениях и животных. Красная книга называется так потому, что красный цвет – сигнал смертельной опасности. Хранится она в Швейцарии.

2 ученик: Но занести в Красную книгу – это еще не значить спасти.

3 ученик: (входит, берет Чёрную страницу)

Я черная страница Красной книги. Я свидетель беды нашей планеты. Мои списки несут в себе названия тех растений и животных, которых уже нет на Земле. Она – умерли! Они убиты! Они уничтожены человеком!
(Подготовленное учащимися сообщение о тех животных и растениях, которых уже нет на земле)
Ведущий 2:
Красный цвет книги – запрещающий цвет: стоп, остановись! Дальше так нельзя. Красный цвет – это сигнал опасности.
Познакомимся немного с содержанием Красной книги.

Входит «Красная книга»:
– Как прекрасны эти творения природы! Ими б только восхищаться, поражаясь, сколь щедра на выдумки природа, если бы не одно тягостное обстоятельство: многие из них занесены в Красную книгу и всем им угрожает исчезновение с лица земли. Сегодня мы с вами поговорим обо мне, Красной книге. Узнаем, что это за книга, для чего она нужна и зачем ?
Международный Союз охраны природы и природных ресурсов создал “Комиссию службы выживания”, которая в 1966 году выпустила 1 том Красной книги. Почему меня назвали Красной? Красный цвет – сигнал опасности. Она как бы призывает всех людей: растения и животные в беде, помогите им!
Международная Красная книга имеет вид толстого перекидного календаря со страницами разного цвета.
Ведущий 1:
- Познакомимся немного с содержанием Красной книги.
- Исчезающие виды, спасение которых невозможно без специальных мер охраны, помещены на красных листах бумаги.
- Сокращающиеся, или уязвимые виды – виды, численность которых быстро сокращается. Сведения о них напечатаны на желтой бумаге.
Ведущий 2:
- Редкие виды встречаются в небольшом количестве или на ограниченных территориях вскоре могут исчезнуть. Они занесены на белые страницы.
- На серых страницах Красной книги находятся сведения о малоизученных и редких видах.
- Восстановленные виды ранее были в одной из трех категорий, но их численность теперь благодаря охране восстановлена. Сведения о них напечатаны на зеленых листах.
- На черных страницах Красной книги занесены виды, которые уже никогда не будут существовать на Земле. Это результат варварского отношения человека к природе.
В Красную книгу включено: 115 видов животных, 25% птиц и 44 % зверей, находящихся на грани исчезновения. С лица Земли уже исчезли 118 видов млекопитающих, 127 видов птиц.
5.Видеоролик «Животные, занесенные в Красную книгу».

Дети читают стихотворение:
Охраняется книгой
Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери,
Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.
Красная книга – Красная!
Значит, нельзя терять даже мига,
Все живое хранить зовет.
Пусть зовет не напрасно
Красная книга. Красная книга!
И тревога за жизнь неустанна,
Чтоб не сгинуть в космической мгле.
Исчерпаем все океаны
Исчерпаем все на Земле.
Мы леса и поля обижаем,
Стонут реки от горьких обид,
И себя мы прощаем,
И себя мы прощаем,
Но грядущее нас не простит.

6.Беседа о рисунках детей. (Каждый из учащихся рассказывает о своём рисунке).

Ведущий 1:
- Известный писатель М.М. Пришвин говорил: "Берегите природу! Если будет вода и ни одной рыбки – я не поверю воде. И пусть в воздухе кислород, но не летают в нем птицы – я не поверю и воздуху. Лес без зверей – не лес…".
… Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей.
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей!
И не исчерпывай до дна.
И помни истину простую:
Не жги ее напропалую
Нас мало – а она одна!
Ведущий 2:

Ребята, а сейчас по очереди назовите правила поведения в лесу:
1. Не рви цветы.
2. Нельзя разорять муравейники.
3. Не ломайте ветви деревьев и кустарников.
4. Не повреждай кору деревьев.
5. Нельзя брать яйца из гнезд.
6. Не разводите костер в лесу.
7. Не сбивайте грибы, даже не съедобные.
8. Нельзя раскапывать норы и тревожить зверей.
9. В лесу, на природе запрещается поднимать крик и шум.
10. Отдыхая в лесу, не оставляй после себя мусор!

Работа над пословицами и поговорками.
- Ребята, а кто из вас знает пословицы и поговорки о природе, о бережном отношении к ней.
- Давайте продолжим пословицы.
Аист на крыше - // мир в доме.
Земля хоть и кормит, // но и сама есть просит.
Жизнь дана // на добрые дела.
Доброе дело // само себя хвалит.
Много воды - // много травы.
Растение - // земли украшение.
Много леса - // не губи, мало леса - // береги, нет леса - // посади.
Покорми птиц зимой, // они отплатят тебе добром летом.
Не нужна соловью // золотая клетка, а нужна ему // земная ветка.
Срубили кусты - // прощай птицы.
Увидел скворца - // весна у крыльца.
Искру туши // до пожара, отведи беду // до удара.
Рощи да леса - // родного края краса.
Судьба природы - // судьба Родины.

Подведение итогов классного часа.

Работа в группах. «Обращение от имени Природы».
Классный руководитель:
- Сегодня мы узнали законы экологии. К сожалению, многие не знают этих законов и загрязняют Землю, нарушают хрупкое экологическое равновесие в природе. А если бы Природа могла говорить, что бы она сказала своим детям? Давайте напишем письма- обращения от имени природы.
Первая группа напишет обращение к бизнесменам, владельцам заводов и фабрик.
Вторая группа напишет военным.
Третья группа подготовит обращение к учёным.
Четвёртая группа обратится к фермерам и крестьянам.
Пятая группа напишет морякам и рыбакам.
Шестая группа напишет письмо ученикам нашей школы.
Включается музыка, в течение 5 минут дети пишут обращения.

Пришло время прочитать наши обращения. Приглашаю к доске представителей групп.
К доске выходят представители групп и читают обращения.
Спасибо, надеюсь, что ваши слова будут услышаны.

Заключение.
Ученик 1:
- Что конкретно для сохранения природы может сделать каждый школьник? Соблюдайте правила поведения в лесу, на берегу водоёмов! Соблюдайте правила сбора даров леса: грибов, лекарственных растений. Заботьтесь о братьях наших меньших: муравьях, птицах, ёжиках. Украшайте в зелёный наряд города и сёла.
Ученик 2:
- Итак, защита природы касается всех нас. Все мы дышим одним и тем же воздухом Земли, пьём воду и едим хлеб, молекулы которых непрерывно участвуют в бесконечном круговороте веществ. И мы сами – мыслящие частицы Природы. Это налагает огромную ответственность за её сохранность на каждого из нас, на каждого без исключения. Каждый из нас может и должен вносить свой вклад в борьбу за сохранение Природы, а следовательно, жизни на Земле.

Учитель: Беречь природу – дело каждого человека. И я надеюсь, ребята, что каждый из вас будет бережно относиться к ней.
Рефлексия. Вывешивается силуэт дерева из бумаги, на который дети наклеивают листочки определенного цвета:
Зеленый – если любишь природу, знаешь и соблюдаешь правила поведения в лесу, хочешь, чтобы наша планета была цветущим садом.
Жёлтый – тебя не волнует, что происходит в окружающей природе, что происходит с растениями и животными.
Красный – если ты к природе относишься не бережно, не экономно, а эгоистично, берешь пример с невежественных людей, бездумно губящих природу.
Берегите Землю!
Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики...
Берегите молодые всходы
На зелёном празднике природы,
Небо в звёздах, океан и сушу
И в бессмертье верящую душу, -
Всех судеб связующие нити.
Берегите Землю!
Берегите...
М.Дудин

Слушание в аудиозаписи пенсии «Берёзы» (муз.И.Матвиенко, слова М.Андреева – из телесериала «Участок», исп. группа «Любэ» и С.Безруков).
(по материалам интернета и http://gigabaza.ru/doc/8095.html)


Комментарии
Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • Доступны HTML теги: <a> <em> <strong> <cite> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd> <h3> <h2>
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Подробнее о форматировании

Fill in the blank