Рубрики
Вход на сайт

Вы здесь

17
июн
2018

Какой муж подходит для умной женщины с характером?

«Умри, но не давай поцелуя без любви», - эту цитату из романа Чернышевского «Что делать?» я впервые прочитала «на заре туманной юности» в дневнике моей школьной подруги. Мудрая мысль поразила своей библейской строгостью, запомнилась и старательно была переписана  в  личный дневник.

И только теперь, перечитывая роман «Что делать?» (сам Ленин сказал о романе: "Его бесполезно читать, когда молоко на губах не обсохло"),   я случайно узнала, что у фразы "Умри, но не давай поцелуя без любви"есть продолжение, которое вносит существенную корректировку в смысл.

В романе эти возвышенные слова  произносит… дама полусвета, француженка, которая два года была уличной женщиной в Париже. Говорит она красиво, но почему-то не спешит менять свой образ жизни в Петербурге. Вот и Вере Павловне она советует выйти замуж по расчёту за безнравственного Сторешникова. Вера Павловна в изумлении:

- Вы, которая вчера сказали мне: лучше умереть, чем дать поцелуй без любви?

 - Милое дитя мое, это было сказано в увлечении; в минуты увлечения оно верно и хорошо! Но жизнь - проза и расчет.

Далее Чернышевский начинает «дискуссию» на тему свободы, независимости,  равноправия женщины в семье и обществе. (Кстати, тема не утратила своей актуальности). Спорят две женщины : Жюли и Вера Павловна.

Жюли убеждена, что женщины должны господствовать над мужчинами:  «недалекий и незлой муж лучше всякого другого для умной женщины с характером»,  актрисы, танцовщицы не подчиняются мужьям, а господствуют над ними. (А ведь действительно, балерина Матильда Кшесинская господствовала над самими (!) Романовыми).

Вера Павловна мыслит самостоятельно, она не согласна с Жюли, говорит о свободе и равноправии :

- … Я не хочу ни властвовать, ни подчиняться, я не хочу ни обманывать, ни притворяться, я не хочу смотреть на мнение других, добиваться того, что рекомендуют мне другие, когда мне самой этого не нужно.

Я хочу быть независима и жить по-своему; что нужно мне самой, на то я готова; чего мне не нужно, того не хочу и не хочу.

хочу быть свободна, не хочу никому быть обязана ничем, чтобы никто не смел сказать мне: ты обязана делать для меня что-нибудь! Я хочу делать только то, чего буду хотеть, и пусть другие делают так же; я не хочу ни от кого требовать ничего, я хочу не стеснять ничьей свободы и сама хочу быть свободна.

 

*

«Я хочу! Я хочу! Не хочу!» - что-то все эти «я хочу» напоминают мне раскапризничавшегося ребёнка,  который требует игрушку или  развлечений во что бы то ни стало, но не способен понять  причины отказа : у мамы, например,  нет денег. И тем более, где уж ему понять, что на свете есть ещё  ОБЯЗАННОСТЬ, ДОЛГ, ПРАВИЛА, ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ и многое другое.

Даже в детском стихотворении Е. Благининой можно прочесть об этом:

Мама спит, она устала…
Но и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.

Не шумят мои игрушки,
Тихо в комнате пустой.
А по маминой подушке
Луч крадется золотой.

И сказала я лучу:
 — Я тоже двигаться хочу!
Я бы многого хотела:
Вслух читать и мяч катать,
Я бы песенку пропела,
Я б могла похохотать,
Да мало ль я чего хочу!
Но мама спит, и я молчу.

Луч метнулся по стене,
А потом скользнул ко мне.
 — Ничего, — шепнул он будто, —
Посидим и в тишине!..

*

Чернышевский выражает в романе  свои собственные взгляды, убеждает нас, что новые общественные отношения действительно возможны и достижимы. Мы готовы согласиться с писателем, но время безжалостно подтверждает мысль о том, что роман Чернышевского – это всё-таки утопия : ну, нет у нас "новых людей".  ("Ну, нет у нас ананасов!"- из фильма "Самая обаятельная и привлекательная"). Может быть, дауншифтингеры относятся к "новым людям"?


Добавить комментарий