Как заинтересовать детей учёбой? Если бы существовали точные методы, то тогда все родители и учителя уже давно были бы просто счастливы. Педагогическая наука предлагает рекомендации, советы, а ответа пока нет...
Мои размышления на эту тему в связи с предстоящим педсоветом, тема которого "Мотивация учебной деятельности учащихся", читайте далее.
Проблема мотивации учебной деятельности очень сложная, потому что она касается в первую очередь таких наук, как философия и психология. Психология – наука о душе. Многие ли из нас могут назвать себя специалистами в этой области?
Над проблемой мотивации деятельности работали сотни выдающихся учёных-психологов из разных стран мира; не то что краткое ознакомление с их теориями, а даже простой перечень имён теоретиков и названий их трудов может занять весь наш педсовет. Оказывается, что ещё в Древней Греции великие мыслители древности (Аристотель, Гераклит, Лукреций, Платон, Сократ) положили начало научному изучению мотивации активности человека, рассуждая о нужде (потребностях) как об учительнице жизни.
ЗАЧЕМ ВЫ УЧИТЕСЬ?
Научных концепций по проблеме мотивации в настоящее время существует много, поэтому в педагогике множество теорий и рекомендаций, а вопрос по-прежнему не решён. В одном учёные-психологи едины: они доказали, что мотивация является одним из ведущих факторов успешного обучения. Казалось бы, чего проще: хочешь добиться высоких результатов в обучении – проведи правильно мотивацию, и успех будет обеспечен. Но, увы, «суха теория, мой друг, а древо жизни пышно зеленеет»… На практике дело обстоит сложнее: учащиеся «правильно» мотивированы на учебную деятельность, но мотивация и реальная учебная деятельность зачастую существуют параллельно. Подтверждением сказанного может служить опрос, проведённый мною в девятом классе. Учащимся предложено было объяснить мотивацию своего обучения в школе, проще говоря, ответить на вопрос: «Зачем вы учитесь?» Вот некоторые из их ответов:
- Чтобы получить образование, правильную профессию, быть в жизни кем-то;
- чтобы достичь многого в будущем;
- так надо!
- чтобы зарабатывать на себя и на семью в будущем;
- чтобы в будущем поступить в институт;
- получить как минимум среднее образование;
- для светлого и полноценного будущего;
- я учусь, чтобы получать удовольствие от учёбы.
Мотивации есть, а практических результатов – мало. Почему расходятся слова с делом?
Мотивационный источник человеческого поведения усматривается исключительно в разуме, сознании, воле человека. Как же учителю повлиять на разум, сознание и волю человека? Как учителю разгадать чужую душу и повлиять на неё? На практике ответ на этот вопрос «разгадке жизни равносилен».
СЛОЖНОСТЬ МОТИВАЦИИ
Сложность мотивации заключается ещё и в том, что она не может быть постоянной и всё время меняется в зависимости от возраста ученика, его психического и физического развития, социальных условий, индивидуальных качеств личности.
Поясню всё выше сказанное на примере. Герой комедии Фонвизина «Недоросль» недоучившийся семинарист Кутейкин сбежал из бурсы, «убоявшись бездны премудрости». Для сравнения: Ломоносов сбежал из дому, чтобы учиться. Почему один бежит от учёбы, а другой - к учёбе? Как узнать их мотивацию?
Главное чувство недоучившегося семинариста - СТРАХ, он боится, что не осилит учёбы. Мотивация у Ломоносова – ИНТЕРЕС к наукам. Что же нужно было сделать педагогам, чтобы Кутейкин не сбежал из семинарии?
С точки зрения современной педагогической мотивации, семинаристу нужно было помочь преодолеть СТРАХ. Как? Для начала выяснить психологическую причину страха, понять мотивы тревожности. По сути дела, на этом этапе - непочатый край для работы психоаналитика. Когда же причины будут определены, перед педагогом встанет новая задача: убедить Кутейкина, что в предстоящем учении нет ничего трудного; дать ему понять, что вы верите в его способности и что он справится, что у него имеются необходимые для этого качества: трудолюбие, усидчивость, терпение и т.д.
В дореволюционной России существовали другие методы. Например, в Тбилисской духовной семинарии, куда, кстати, поступил в 1894 году Сталин, абитуриентов принимали на основе собеседования. Непрошедших отправляли домой с выпиской: "К учению туп". Откровенность и определённость суждений завидная.
Современная педагогика не допускает подобных суждений, а предлагает педагогу самостоятельно искать выход из ситуации. В частности, задаваться целым рядом вопросов: может быть, Кутейкин страдает заниженной самооценкой? Тогда нужно помочь ему «убить своих врагов»: неуверенность в себе, слабости, страхи, переживания, тревожность и др. Задача педагога - помочь учащемуся обрести уверенность в себе. Лишь после этого он сможет самостоятельно вступить в «битву со своими врагами». Большинство учащихся (75%) ждут одобрения учителя, сочувствия, а не новых замечаний, дисциплинарных требований. Всё это, вероятно, правильно. Только с кем учителю постигать "бездну премудрости"?
КАК ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ УЧАЩЕГОСЯ?
Как заинтересовать учащегося, чтобы он мог изведать радость познания?
Интерес - вечный двигатель прогресса, неугасающий огонь пытливой души: «О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух!»
Главный вопрос - как заинтересовать, как вызвать устойчивый познавательный интерес, как возбудить жажду к нелёгкому процессу познания?
Педагогический коллектив нашей школы пользуется полным арсеналом имеющихся в педагогике методов и средств формирования познавательных интересов:
- проектная деятельность учащихся на уроках;
- показ практического применения знаний в связи с жизненными планами и ориентациями учащихся,
- использование новых и нетрадиционных форм обучения,
- чередование форм и методов обучения,
- проблемное обучение,
- эвристическое обучение,
- обучение с компьютерной поддержкой,
- применение мультимедиа-систем,
- использование интерактивных компьютерных средств,
- взаимообучение (в парах, микрогруппах),
- показ достижений обучаемых,
- создание ситуаций успеха,
- соревнование (с коллегами),
- создание положительного микроклимата в группе,
- доверие к обучаемому,
- педагогический такт и мастерство педагога,
- положительное отношение педагога к своему предмету, к обучаемым,
- гуманизация межличностных отношений и др.
СТИМУЛИРОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ
Учёные-психологи особо настоятельно рекомендуют СТИМУЛИРОВАНИЕ изучения для развития мотивационной деятельности учащихся.
Стимулус (от древнегреческого stimulus) - означает длинную заострённую палку, которой погоняли быков и мулов. Стимулировать - подталкивать, побуждать человека к чему-либо (постоянные напоминания и понукания, собственные и внешние усилия, прямое принуждение и др.).
Американский философ и педагог Д. Дьюи утверждает, что глубочайшим стремлением, присущим человеческой природе, является «желание быть значительным».
- Поощряйте желание добиться признания. Всем людям свойственно желание быть признанным. Многие учатся не ради знаний, а ради признания (престижа). Их подгоняет высокий уровень притязаний. Не следует пренебрегатъ этим стимулом, если он укоренился в сознании учащегося и оказывает благоприятный эффект на учебный процесс.
- Придумывайте «игрушки»! «Игрушки управляют миром» - так утверждал Наполеон. На практике он задействовал две «игрушки»: щедро награждал своих солдат и офицеров знаками отличия и отмечал признание каждого служащего тем, что знал имя каждого своего солдата и обращался к нему соответственно. Солдаты воспринимали это с глубоким уважением и почтением: каждому приятно быть отмеченным. Эти «пустяки» давали огромный эффект!
Какие «игрушки» придумываю я? Во время проверки чтения стихов наизусть объявляю, что класс выберет лучших чтецов, которые в дальнейшем будут «консультантами», помогать учителю в проверке выразительного чтения наизусть. За лучший ответ на трудный вопрос даю поощрительный балл, который можно в дальнейшем использовать по собственному усмотрению: сохранить или отдать учителю для повышения оценки за какое-нибудь другое задание (это как «запасная свеча» в детской игре в «Выбивного»). При выполнении самостоятельной работы на «отлично» освобождаю ученика от письменного домашнего задания и т.д.
- Одобряйте успехи. Слова и жесты одобрения следует адресовать не только лучшим учащимся, но и всем тем, кто проявляет старание в учебной работе. Разумная и одобрительная оценка педагога производит мощную метаморфозу со слабоуспевающими учащимися. Исследования показывают, что основным мотивом творчества является стремление человека к улучшению результатов деятельности. В нём находит проявление одна из фундаментальных социальных потребностей человека - потребность в успехе, в достижениях. Она характеризуется как постоянное соревнование человека с самим собой, в стремлении превзойти ранее достигнутый уровень исполнения, сделать что-то лучше, оригинально решить возникшую проблему.
- Сделайте работу привлекательной. Педагог должен сделать трудную, малопривлекательную работу, учебную деятельность интересной и желанной для учащихся. Для этого используют стимулирование позволением выполнить малопривлекательную работу. Работа, полученная в награду, и воспринимается как награда. Ведь не может быть, чтобы награждали тем, что «наградой» не является. Сделать работу привлекательной помогут вам и ошибки учащихся, точнее ваше отношение к ним. Извлекайте максимум стимулов из ошибок учащихся:
- «Прекрасная ошибка!»,
- «Неслучайная ошибка!»,
- «Ошибка, которая ведёт к истине!»,
- «Спасибо, твоё мнение не совсем правильное, но даёт пищу для размышлений».
Всячески подчеркивайте точность и тонкость наблюдений учащихся. Действуйте так, чтобы ошибка казалась легко исправимой, чтобы то, на что вы побуждаете учащихся, казалось им нетрудным.
ДАЙТЕ ШАНС
Дайте обучаемому шанс. Д. Карнеги: писал «Скажите кому-либо, что у него нет способности к чему-то и что он делает всё совершенно неправильно, и вы лишите его почти всяких стимулов для самосовершенствования. Но примените противоположный метод: будьте щедры в своём поощрении; создайте впечатление, что в стоящей перед вашим собеседником задаче нет ничего трудного; дайте ему понять, что вы верите в его способность справиться с ней, что у него имеется необходимое для этого внутреннее чутьё, - и он всю ночь до рассвета будет практиковаться, чтобы добиться успеха».
У педагога есть много возможностей для стимулирования учащихся.
1. Обращайтесь к самолюбию. Психологи утверждают, что нет людей, согласных всю жизнь ходить в неудачниках; нормальному человеку свойственно улучшать своё положение. Это стремление стоит поощрять и активизировать, взывая к самолюбию и подчеркивая возможность улучшения достижений. Любой учащийся понимает, что занимается недостаточно и он мог бы улучшить свою успеваемость. Что же ему не хватает? Одного суждения мало, нужен и толчок. Его-то и должен выполнить педагог, опираясь на уже существующее внутреннее стремление. Юмористы шутят по этому поводу: «Решительный шаг вперёд – это результат хорошего пинка сзади». В педагогической литературе описано немало конкретных приёмов, побуждающих учащегося работать лучше. Большая часть применяемых стимулов носит ситуационный характер и опирается на личность учащегося. Но самолюбие, как правило, игнорируется. Включите и его, заставьте обучаемого произнести: «И я не хуже других!», «Я обязательно добьюсь успеха!».
2. Показывайте достижения. Несомненно, стимулом к прилежной учебной работе служит предоставление обучаемому объективной информации о его индивидуальном процессе, причём в сравнении с другими участниками процесса. Лучшим средством для этого служит открытый рейтинг или «система открытых перспектив» по В.Шаталову. Педагоги, использующие эти приёмы стимулирования, достигают более высоких темпов продвижения в учёбе. Большинство людей любят слушать, когда о них говорят приятные вещи: на какое-то время доброе слово, «экран успеваемости», обнародованный рейтинг придают чувство уверенности и удовлетворения собой. Исследователи из Мичиганского университета (Д. Брофи) установили, что важна не столько похвала педагога, сколько наличие обратной связи и позитивной поддержки от него. Обратная связь (в любой форме) должна доходить до учащегося вовремя.
3. Осторожно поддерживайте соперничество. Соперничество между учащимися необходимо поощрять и использовать как стимул для побуждения их к более активному труду. Методы соревнования позволяют не только предвосхищать будущие жизненные ситуации, но и формируют готовность встречать неудачи и радоваться успехам. Необходимо всё хорошо взвесить. Проигравшие окажутся в невыгодном свете, их престиж снизится. У них может развиться чувство неуверенности, безысходности, собственной неполноценности и аварийное эмоциональное состояние (стресс). Уравнивайте группы так, чтобы у каждой из них была равная доля побед и поражений. При чрезмерном эмоциональном напряжении у кого-то необходимо его деликатно отстранить от участия в дальнейшем соперничестве, можно назначить его арбитром, разработчиком задании и др.
4. Хвалите. Это не такой простой стимул, как кажется на первый взгляд. Для достижения успеха много терпения потребуется.
*
Много теорий, советов, предложений, а вопрос, повторюсь, пока не решён…
БЕРЁМ ПРИМЕР С ЯПОНИИ
Лично для меня примером успешного решения проблемы мотивации учебной деятельности является культ образования в Японии.
Образование в Японии - это культ, поддерживаемый семьёй, обществом и государством. С младенческих лет японцы постоянно и интенсивно учатся. Сначала - чтобы поступить в престижную школу, затем - чтобы пройти по конкурсу в лучший университет, после - чтобы попасть на работу в уважаемую и процветающую корпорацию. В Японии право человеку на возможность занять достойное место в обществе даёт только хорошее образование, которое считается гарантией жизненного успеха.
Образовательная система Японии – одна из основных составляющих экономического процветания этой страны.
Отношение японцев к образованию – это результат государственной политики.
Главная цель и смысл жизни японской женщины – материнство. После рождения
детей жизненные вехи японки чаще всего определяются фазами жизни её детей
(дошкольный период, школьные годы, поступление в университет и т. д.)
Многие из японок говорят о том, что воспитание детей – это всё, что им
необходимо сделать, чтобы их жизнь была “икигаи” - имеющая смысл. Японка
рассматривает эмоциональный контакт с ребёнком как своё основное средство
контроля, а получение им образования – как результат своей жизни.
«Полученное образование – результат своей жизни…» - вот вам лучшая мотивация.
А вы как думаете?