Вход в систему
13
ноя
2011

Как заинтересовать детей учёбой?


Как заинтересовать детей учёбой? Если бы существовали точные методы, то тогда все родители и учителя уже давно были бы просто счастливы. Педагогическая наука предлагает рекомендации, советы, а ответа пока нет...
Мои размышления на эту тему в связи с предстоящим педсоветом, тема которого "Мотивация учебной деятельности учащихся", читайте далее.

Проблема мотивации учебной деятельности очень сложная, потому что она касается в первую очередь таких наук, как философия и психология. Психология – наука о душе. Многие ли из нас могут назвать себя специалистами в этой области?
Над проблемой мотивации деятельности работали сотни выдающихся учёных-психологов из разных стран мира; не то что краткое ознакомление с их теориями, а даже простой перечень имён теоретиков и названий их трудов может занять весь наш педсовет. Оказывается, что ещё в Древней Греции великие мыслители древности (Аристотель, Гераклит, Лукреций, Платон, Сократ) положили начало научному изучению мотивации активности человека, рассуждая о нужде (потребностях) как об учительнице жизни.

ЗАЧЕМ ВЫ УЧИТЕСЬ?

Научных концепций по проблеме мотивации в настоящее время существует много, поэтому в педагогике множество теорий и рекомендаций, а вопрос по-прежнему не решён. В одном учёные-психологи едины: они доказали, что мотивация является одним из ведущих факторов успешного обучения. Казалось бы, чего проще: хочешь добиться высоких результатов в обучении – проведи правильно мотивацию, и успех будет обеспечен. Но, увы, «суха теория, мой друг, а древо жизни пышно зеленеет»… На практике дело обстоит сложнее: учащиеся «правильно» мотивированы на учебную деятельность, но мотивация и реальная учебная деятельность зачастую существуют параллельно. Подтверждением сказанного может служить опрос, проведённый мною в девятом классе. Учащимся предложено было объяснить мотивацию своего обучения в школе, проще говоря, ответить на вопрос: «Зачем вы учитесь?» Вот некоторые из их ответов:
- Чтобы получить образование, правильную профессию, быть в жизни кем-то;
- чтобы достичь многого в будущем;
- так надо!
- чтобы зарабатывать на себя и на семью в будущем;
- чтобы в будущем поступить в институт;
- получить как минимум среднее образование;
- для светлого и полноценного будущего;
- я учусь, чтобы получать удовольствие от учёбы.

Мотивации есть, а практических результатов – мало. Почему расходятся слова с делом?
Мотивационный источник человеческого поведения усматривается исключительно в разуме, сознании, воле человека. Как же учителю повлиять на разум, сознание и волю человека? Как учителю разгадать чужую душу и повлиять на неё? На практике ответ на этот вопрос «разгадке жизни равносилен».

СЛОЖНОСТЬ МОТИВАЦИИ

Сложность мотивации заключается ещё и в том, что она не может быть постоянной и всё время меняется в зависимости от возраста ученика, его психического и физического развития, социальных условий, индивидуальных качеств личности.
Поясню всё выше сказанное на примере. Герой комедии Фонвизина «Недоросль» недоучившийся семинарист Кутейкин сбежал из бурсы, «убоявшись бездны премудрости». Для сравнения: Ломоносов сбежал из дому, чтобы учиться. Почему один бежит от учёбы, а другой - к учёбе? Как узнать их мотивацию?

Главное чувство недоучившегося семинариста - СТРАХ, он боится, что не осилит учёбы. Мотивация у Ломоносова – ИНТЕРЕС к наукам. Что же нужно было сделать педагогам, чтобы Кутейкин не сбежал из семинарии?

С точки зрения современной педагогической мотивации, семинаристу нужно было помочь преодолеть СТРАХ. Как? Для начала выяснить психологическую причину страха, понять мотивы тревожности. По сути дела, на этом этапе - непочатый край для работы психоаналитика. Когда же причины будут определены, перед педагогом встанет новая задача: убедить Кутейкина, что в предстоящем учении нет ничего трудного; дать ему понять, что вы верите в его способности и что он справится, что у него имеются необходимые для этого качества: трудолюбие, усидчивость, терпение и т.д.

В дореволюционной России существовали другие методы. Например, в Тбилисской духовной семинарии, куда, кстати, поступил в 1894 году Сталин, абитуриентов принимали на основе собеседования. Непрошедших отправляли домой с выпиской: "К учению туп". Откровенность и определённость суждений завидная.
Современная педагогика не допускает подобных суждений, а предлагает педагогу самостоятельно искать выход из ситуации. В частности, задаваться целым рядом вопросов: может быть, Кутейкин страдает заниженной самооценкой? Тогда нужно помочь ему «убить своих врагов»: неуверенность в себе, слабости, страхи, переживания, тревожность и др. Задача педагога - помочь учащемуся обрести уверенность в себе. Лишь после этого он сможет самостоятельно вступить в «битву со своими врагами». Большинство учащихся (75%) ждут одобрения учителя, сочувствия, а не новых замечаний, дисциплинарных требований. Всё это, вероятно, правильно. Только с кем учителю постигать "бездну премудрости"?

КАК ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ УЧАЩЕГОСЯ?

Как заинтересовать учащегося, чтобы он мог изведать радость познания?
Интерес - вечный двигатель прогресса, неугасающий огонь пытливой души: «О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух!»

Главный вопрос - как заинтересовать, как вызвать устойчивый познавательный интерес, как возбудить жажду к нелёгкому процессу познания?

Педагогический коллектив нашей школы пользуется полным арсеналом имеющихся в педагогике методов и средств формирования познавательных интересов:

- проектная деятельность учащихся на уроках;
- показ практического применения знаний в связи с жизненными планами и ориентациями учащихся,
- использование новых и нетрадиционных форм обучения,
- чередование форм и методов обучения,
- проблемное обучение,
- эвристическое обучение,
- обучение с компьютерной поддержкой,
- применение мультимедиа-систем,
- использование интерактивных компьютерных средств,
- взаимообучение (в парах, микрогруппах),
- показ достижений обучаемых,
- создание ситуаций успеха,
- соревнование (с коллегами),
- создание положительного микроклимата в группе,
- доверие к обучаемому,
- педагогический такт и мастерство педагога,
- положительное отношение педагога к своему предмету, к обучаемым,
- гуманизация межличностных отношений и др.

СТИМУЛИРОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ

Учёные-психологи особо настоятельно рекомендуют СТИМУЛИРОВАНИЕ изучения для развития мотивационной деятельности учащихся.

Стимулус (от древнегреческого stimulus) - означает длинную заострённую палку, которой погоняли быков и мулов. Стимулировать - подталкивать, побуждать человека к чему-либо (постоянные напоминания и понукания, собственные и внешние усилия, прямое принуждение и др.).

Американский философ и педагог Д. Дьюи утверждает, что глубочайшим стремлением, присущим человеческой природе, является «желание быть значительным».

- Поощряйте желание добиться признания. Всем людям свойственно желание быть признанным. Многие учатся не ради знаний, а ради признания (престижа). Их подгоняет высокий уровень притязаний. Не следует пренебрегатъ этим стимулом, если он укоренился в сознании учащегося и оказывает благоприятный эффект на учебный процесс.

- Придумывайте «игрушки»! «Игрушки управляют миром» - так утверждал Наполеон. На практике он задействовал две «игрушки»: щедро награждал своих солдат и офицеров знаками отличия и отмечал признание каждого служащего тем, что знал имя каждого своего солдата и обращался к нему соответственно. Солдаты воспринимали это с глубоким уважением и почтением: каждому приятно быть отмеченным. Эти «пустяки» давали огромный эффект!

Какие «игрушки» придумываю я? Во время проверки чтения стихов наизусть объявляю, что класс выберет лучших чтецов, которые в дальнейшем будут «консультантами», помогать учителю в проверке выразительного чтения наизусть. За лучший ответ на трудный вопрос даю поощрительный балл, который можно в дальнейшем использовать по собственному усмотрению: сохранить или отдать учителю для повышения оценки за какое-нибудь другое задание (это как «запасная свеча» в детской игре в «Выбивного»). При выполнении самостоятельной работы на «отлично» освобождаю ученика от письменного домашнего задания и т.д.

- Одобряйте успехи. Слова и жесты одобрения следует адресовать не только лучшим учащимся, но и всем тем, кто проявляет старание в учебной работе. Разумная и одобрительная оценка педагога производит мощную метаморфозу со слабоуспевающими учащимися. Исследования показывают, что основным мотивом творчества является стремление человека к улучшению результатов деятельности. В нём находит проявление одна из фундаментальных социальных потребностей человека - потребность в успехе, в достижениях. Она характеризуется как постоянное соревнование человека с самим собой, в стремлении превзойти ранее достигнутый уровень исполнения, сделать что-то лучше, оригинально решить возникшую проблему.

- Сделайте работу привлекательной. Педагог должен сделать трудную, малопривлекательную работу, учебную деятельность интересной и желанной для учащихся. Для этого используют стимулирование позволением выполнить малопривлекательную работу. Работа, полученная в награду, и воспринимается как награда. Ведь не может быть, чтобы награждали тем, что «наградой» не является. Сделать работу привлекательной помогут вам и ошибки учащихся, точнее ваше отношение к ним. Извлекайте максимум стимулов из ошибок учащихся:

- «Прекрасная ошибка!»,
- «Неслучайная ошибка!»,
- «Ошибка, которая ведёт к истине!»,
- «Спасибо, твоё мнение не совсем правильное, но даёт пищу для размышлений».

Всячески подчеркивайте точность и тонкость наблюдений учащихся. Действуйте так, чтобы ошибка казалась легко исправимой, чтобы то, на что вы побуждаете учащихся, казалось им нетрудным.

ДАЙТЕ ШАНС

Дайте обучаемому шанс. Д. Карнеги: писал «Скажите кому-либо, что у него нет способности к чему-то и что он делает всё совершенно неправильно, и вы лишите его почти всяких стимулов для самосовершенствования. Но примените противоположный метод: будьте щедры в своём поощрении; создайте впечатление, что в стоящей перед вашим собеседником задаче нет ничего трудного; дайте ему понять, что вы верите в его способность справиться с ней, что у него имеется необходимое для этого внутреннее чутьё, - и он всю ночь до рассвета будет практиковаться, чтобы добиться успеха».

У педагога есть много возможностей для стимулирования учащихся.

1. Обращайтесь к самолюбию. Психологи утверждают, что нет людей, согласных всю жизнь ходить в неудачниках; нормальному человеку свойственно улучшать своё положение. Это стремление стоит поощрять и активизировать, взывая к самолюбию и подчеркивая возможность улучшения достижений. Любой учащийся понимает, что занимается недостаточно и он мог бы улучшить свою успеваемость. Что же ему не хватает? Одного суждения мало, нужен и толчок. Его-то и должен выполнить педагог, опираясь на уже существующее внутреннее стремление. Юмористы шутят по этому поводу: «Решительный шаг вперёд – это результат хорошего пинка сзади». В педагогической литературе описано немало конкретных приёмов, побуждающих учащегося работать лучше. Большая часть применяемых стимулов носит ситуационный характер и опирается на личность учащегося. Но самолюбие, как правило, игнорируется. Включите и его, заставьте обучаемого произнести: «И я не хуже других!», «Я обязательно добьюсь успеха!».

2. Показывайте достижения. Несомненно, стимулом к прилежной учебной работе служит предоставление обучаемому объективной информации о его индивидуальном процессе, причём в сравнении с другими участниками процесса. Лучшим средством для этого служит открытый рейтинг или «система открытых перспектив» по В.Шаталову. Педагоги, использующие эти приёмы стимулирования, достигают более высоких темпов продвижения в учёбе. Большинство людей любят слушать, когда о них говорят приятные вещи: на какое-то время доброе слово, «экран успеваемости», обнародованный рейтинг придают чувство уверенности и удовлетворения собой. Исследователи из Мичиганского университета (Д. Брофи) установили, что важна не столько похвала педагога, сколько наличие обратной связи и позитивной поддержки от него. Обратная связь (в любой форме) должна доходить до учащегося вовремя.

3. Осторожно поддерживайте соперничество. Соперничество между учащимися необходимо поощрять и использовать как стимул для побуждения их к более активному труду. Методы соревнования позволяют не только предвосхищать будущие жизненные ситуации, но и формируют готовность встречать неудачи и радоваться успехам. Необходимо всё хорошо взвесить. Проигравшие окажутся в невыгодном свете, их престиж снизится. У них может развиться чувство неуверенности, безысходности, собственной неполноценности и аварийное эмоциональное состояние (стресс). Уравнивайте группы так, чтобы у каждой из них была равная доля побед и поражений. При чрезмерном эмоциональном напряжении у кого-то необходимо его деликатно отстранить от участия в дальнейшем соперничестве, можно назначить его арбитром, разработчиком задании и др.

4. Хвалите. Это не такой простой стимул, как кажется на первый взгляд. Для достижения успеха много терпения потребуется.
*

Много теорий, советов, предложений, а вопрос, повторюсь, пока не решён…

БЕРЁМ ПРИМЕР С ЯПОНИИ

Лично для меня примером успешного решения проблемы мотивации учебной деятельности является культ образования в Японии.
Образование в Японии - это культ, поддерживаемый семьёй, обществом и государством. С младенческих лет японцы постоянно и интенсивно учатся. Сначала - чтобы поступить в престижную школу, затем - чтобы пройти по конкурсу в лучший университет, после - чтобы попасть на работу в уважаемую и процветающую корпорацию. В Японии право человеку на возможность занять достойное место в обществе даёт только хорошее образование, которое считается гарантией жизненного успеха.
Образовательная система Японии – одна из основных составляющих экономического процветания этой страны.
Отношение японцев к образованию – это результат государственной политики.

Главная цель и смысл жизни японской женщины – материнство. После рождения
детей жизненные вехи японки чаще всего определяются фазами жизни её детей
(дошкольный период, школьные годы, поступление в университет и т. д.)

Многие из японок говорят о том, что воспитание детей – это всё, что им
необходимо сделать, чтобы их жизнь была “икигаи” - имеющая смысл. Японка
рассматривает эмоциональный контакт с ребёнком как своё основное средство
контроля, а получение им образования – как результат своей жизни.
«Полученное образование – результат своей жизни…» - вот вам лучшая мотивация.
А вы как думаете?


Комментарии

Среди других однотипных работ, написанных как под копирку, этот материал действительно заслуживает внимания. Однако, ценный материал едва удалось рассмотреть за крайне невзрачной формой. Поэтому рекомендую владельцу ресурса, сделать более привлекательную и читабельную форму, чтобы мимо весьма полезной статьи не проходили посетители, так и не рассмотрев тут рациональное зерно. Если конечно это не было изначально задумкой автора.

Опубликовано Олег (не проверено) в Пт, 09/15/2017 - 12:10.

Спасибо за рецензию! Ваши рекомендации учту в дальнейшей работе. ))

Опубликовано madama в Пт, 09/15/2017 - 12:41.
Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Подробнее о форматировании

Fill in the blank