Вход в систему
03
ноя
2011

Как формировать эмоциональную картину мира подростков?


Как формировать эмоциональную картину мира подростков?
Что можно сказать о речи современных подростков? (Прискорбный вздох…)
Как они выражают свои чувства радости, восторга? «Класс! Супер! Отпад!» - вот почти и весь лексикон. Невольно вспоминается Эллочка-людоедка из «Двенадцати стульев» со своим словарным запасом.
А какими словами можно было бы заменить этот стандартный набор междометий? Разве не лучше бы звучало: «Какая прелесть! Красота! Восхитительно! Прекрасно! Чудо как хорошо!»? Вспомним, как восхищался Пушкин русскими народными сказками: «Что за прелесть эти сказки! Каждая из них есть поэма!»

А.С.Пушкин в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях» отмечает интересное психологическое наблюдение семи богатырей: «Вмиг по речи те спознали, что царевну принимали». Речь человека – самая объективная характеристика личности.
Философы о языке.
«Наш мир никогда не бывает лучше нашей речи».
Владимир Бибихин. Слово и событие.
«Границы моего мира определены границами моего языка».
Людвиг Витгенштейн. Логико-философский трактат.
Стоит задуматься над словами философов… Неужели наша речь – отражение нашего мира? Почему подростки так любят употреблять сленг? Чтобы казаться взрослее, независимее, отличаться от взрослых? Часто их сообщение начинается со слов: «Короче!» А ведь короче уж некуда… Сленг заводит мышление и восприятие мира в тупик.
На что влияет активный словарный запас? Как поговорить с учащимися о чувствах и способах их выражения? Как помочь подросткам формировать эмоциональную картину мира?
- В школьном возрасте особенно ощутимо влияние языка на формирующиеся концепты и понятия (например, сленг сужает восприятие мира во всей его полноте.
- От богатства и гибкости языка зависит не только способность к успешному общению, но и развитие эмоциональной сферы, и правильная интерпретация произведений литературы.

(Вместе с учителями нашей школы приняла участие в вебинаре с Санкт-Петербургом по теме инновационных педтехнологий. Привожу материалы лекции Malkova.ppt)

Языковая картина мира – исторически сложившаяся в обыденном сознании данного коллектива и отражённая в языке совокупность представлений о мире, определённый способ концептуализации действительности.
Эмоциональная языковая картина мира
- сложное структурно-смысловое образование, сформированное вербализованными эмоциональными представлениями, эмоциональными понятиями, эмоциональными концептами. Эмоциональная языковая картина мира формируется в результате оценочной деятельности сознания при ментальном действительности.
Психологи о языке.
Речь, являясь средством общения, становится одновременно и механизмом интеллектуальной деятельности, позволяющим выполнять операции отвлечения и обобщения и создающим основу категориального мышления.
А.Р.Лурия. Основы нейропсихологии.
Классификация эмоций.
В русском, английском и других языках существует достаточно много слов, обозначающих различные психические состояния, связанные с проявлениями эмоций. В научных работах, изучающих всю совокупность эмоций, рассматриваются различные количества таких слов: от двух-трёх десятков до сотни.
Эволюционная теория происхождения эмоций.
Эмоции появились в эволюции живых существ как жизненно важные приспособительные механизмы, способствующие адаптации организма к условиям его жизни.
Базисные (первичные) эмоции.
Роберт Плутчик (США, 20 век) выделяет восемь базисных эмоций, деля их на четыре пары:
- разрушение (гнев) – защита (страх);
- принятие (одобрение) – отвержение (отвращение);
- воспроизведение (радость) – лишение (уныние);
- исследование (ожидание) – ориентация (удивление).
Вторичные эмоции:
- гордость (гнев+радость)
- любовь (радость+принятие)
- любопытство (удивление+принятие)
- скромность (стах+принятие).
Сложные вторичные эмоции:
Сострадание, сочувствие, ревность, любовь, ненависть, зависть, интерес, надежда, радость, удовлетворение, пренебрежение.
Фундаментальные эмоции.
1. Интерес-возбуждение.
2. Удовольствие-радость.
3. Удивление.
4. Горе-страдание.
5. Гнев-ярость.
6. Отвращение-омерзение.
7. Презрение-пренебрежение.
8. Страх-ужас.
9. Стыд-застенчивость.
10. Вина-раскаяние.
Метафорические портреты чувств как фантазийно-игровая форма духовного творчества (5-6 классы)
Учащимся предлагается игра «На что похожа…?» (перечисляются чувства)
Например, на что похожа обида?
Обида похожа на черничный сок – пролил, и никогда до конца не отстирается.
Обида похожа на ежа, потому что обидевшись, человек сворачивается, как ёж, и встречает мир острыми иголками.
Зависть – подвал. В подвалах зависти темно, страшно и нет выхода.
Радость – это чувство, которое заводит двигатель веселья, открывает все клапаны счастья, подключает провода удовольствия, заправляет бак энергии и двигает поршни мечты.


Комментарии
Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Подробнее о форматировании

Fill in the blank