Вход в систему
Обозначением какой эпохи бывает ромб в древнем орнаменте

25
дек

Как анализировать лирическое стихотворение?


Как анализировать стихотворения? (на примере стихотворения А.С.Пушкина "Зимний вечер").
На уроках литературы вы часто получаете от учителя задание: "Напишите анализ лирического стихотворения". А как писать анализ лирического стихотворения?
1. Расскажите о месте, времени, истории написания стихотворения, об обстоятельствах жизни и общественном положении поэта.
2. Раскройте тему произведения. (Тема - это то, о чём рассказывается в произведении).
3. Укажите, какова идея произведения. (Идея - это то, что хотел сказать нам автор, основная мысль).
4. Излагая каждую строфу по отдельности, приводя цитаты, покажите мысли, душевное состояние, настроение лирического героя
5. Объясните, какими художественными средствами передаются эти мысли. (Эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения и т.д.)
6. Расскажите о своих собственных чувствах и впечатлениях от стихотворения.
7. Поделитесь мыслями о том, как,по-вашему, надо читать отдельные части стихотворения.

Как анализировать стихотворение (продолжение).
Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимний вечер", сделанный поэтом ВС.Рождественским.
"Замело дороги, нанесло высокие сугробы вокруг неприютного старого дома. Родители давно уехали, дом опустел. Пушкин остался в нём с няней Ариной Родионовной. Няня была ему верным и единственным другом в эту трудную пору его жизни. С ней вёл он бесконечные беседы, расспрашивал её о старине, читал её только что написанные стихи и жадно слушал её рассказы, сказки, песни. Вся мудрость и поэтичность простого народного языка воскресала для Пушкина в её бесхитростных повествованиях, и Пушкин жадно впитывал каждое её слово...
Дни Пушкина заняты были усердной работой и чтением. Но всё же ему было грустно, очень грустно. Он был одинок, вдали от друзей и от людей, разделявших его мысли и чувства. Не часто доходили до него книжные и журнальные новинки. К тому же поэт всё время ощущал тягость подневольного, ссыльного состояния. Он не мог покинуть занесённого снегом Михайловского, - каждый шаг его был известен губернскому начальству; и сколько времени продлится такое тягостное положение, никто, конечно, не знал. Было от чего прийти в сумрачное настроение.
Особенно трудно давалась ему долгая студёная зима, когда слушал Пушкин надрывное гудение вьюги за окном и размышлял о своей, казалось бы, безнадёжной горестной судьбе.
Глухой, зимний вечер. На дворе воет метель - ни зги не видно. В комнатушке тепло, - потрескивает затопленная няней печка. Сама няня сидит на скамейке и прядёт свою пряжу. Пушкин тут же, у стола, в тёплом халате... Он смотрит в окно... и прислушивается к тому, что делается там, в открытом снежном поле.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашуршит,
То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит.
Посмотрите, с какой художественной чуткостью описывает Пушкин эту привычную для него вьюгу.
Он не довольствуется прямым замечанием: выла вьюга. Его глаза, его ухо отмечают в ней различные оттенки, обычно скрытые от поверхностного наблюдателя. Сначала идёт чисто зрительное, общее впечатление: небо покрыто мглою, неистовый ветер кружит в поле снежные вихри. Это всем видно и всем понятно с первого же взгляда. Но дальше поэт переходит к самому голосу вьюги. Для него это не просто какой-то смутный вой ветра; его слух ясно различает всевозможные оттенки и переходы: то завывание зверя, то плач ребёнка, то просто шорох соломенной крыши под порывами холодного ветра, то стук в окошко кого-то, кто заблудился в пути.
Обратим внимание на то, что весь отрывок полон движения, жизни. А это достигнуто тем, что Пушкин здесь щедро пользуется глаголами... Что делает вьюга? Она "кроет небо", "крутит вихри", "воет", "плачет", "шуршит соломой", "стучит в окошко".
Разнообразны производимые ею звуки, но все они сливаются в общем музыкальном строе строфы. Ударения в словах падают преимущественно на звуки а, о, что само по себе прекрасно передаёт завывание ветра.
Так заканчивается первая часть стихотворения".
Разумеется, ребята, что никто не ждёт от вас такого глубоко анализа, как сделал писатель. Но образец того, как анализировать стихотворение, вы получили. Не бойтесь говорить своими словами, смело выражайте свою точку зрения.



Архив комментариев

Спасибо Вам,очень помогли.Блог понравился.

Опубликовано Neogenik (не проверено) в Чт, 12/15/2011 - 20:34.

И вам спасибо!)

Опубликовано madama в Чт, 12/15/2011 - 20:48.

спасибо) хотя бы вы объяснили нормально все)

Опубликовано мисс Малфой (не проверено) в Пнд, 12/19/2011 - 19:37.

)))!

Опубликовано madama в Пнд, 12/19/2011 - 19:50.

Не лучше бы сразу написсали ввсё!!!а потом все списать я русский ненавижу поэтому и нелюблю читать!!))

Опубликовано Андрей (не проверено) в Вс, 01/15/2012 - 17:03.

Cорри)

Опубликовано Андрей (не проверено) в Вс, 01/15/2012 - 17:03.

а причем тут русский и анализ стихотворения. если низкая грамотность, то спишешь все равно с ошибками, а вот подумать. о чем стихотворение каждый сам в состоянии. все получается,требуется лишь желание и немного усилий.

Опубликовано Гость (не проверено) в Пнд, 03/19/2012 - 18:25.

Согласна: требуются желание и немного усилий. Добавлю: и знания.

Опубликовано madama в Пнд, 03/19/2012 - 20:28.

Спасибо огромное, объяснения заслуживают похвалы)

Опубликовано Светлана (не проверено) в Втр, 04/24/2012 - 19:02.

Спасибо за практическую помощь, коллега!

Опубликовано Ольга (не проверено) в Вс, 04/29/2012 - 17:32.