Вход в систему
26
май
2013

Изучение основных понятий новой темы (неоклассика)


Современное обучение требует как можно более активной деятельности учеников на каждом этапе урока. Даже когда речь идёт о классических направлениях деятельности учителя, очень важно, чтобы ученики играли активную роль в сценарии урока.
С целью достижения этого требования предлагаются варианты изучения основных понятий новой темы.
Поскольку на современном уроке ученики работают с учителем на равных началах, то, возможно, такой подход можно назвать «неоклассика».
Действительно, в методических приёмах «неоклассики» принципиально нет ничего революционного и нового, но ученик на уроке уже не является пассивным потребителем знаний и посторонним наблюдателем.
Обычно почти на каждом новом уроке ученики знакомятся с каким-то новым понятием, которое записывается на доске.
Для работы над понятиями можно использовать небольшие логические схемы – кластеры. Подробнее смотрите у меня здесь http://madamam.ru/blog/urok-v-tekhnologii-kriticheskogo-myshleniya-klaster

Слово, которое обозначает новое понятие, обводят овалом или кружком, к нему подбираются ключевые слова, которые каким-то образом характеризуют это понятие. В результате проделанной коллективной работы на доске появляется схема - характеристика понятия.
Для закрепления знаний о новых понятиях можно использовать «Понятийные диктанты», которые основаны на лексическом значении слова, по толкованию которого нужно назвать понятие. Например:
Учитель говорит:
- Cлова одной и той же части речи, отличающиеся друг от друга оттенками лексического значения, то есть слова с близким (математический знак приблизительного равенства) лексическим значением.
Учащиеся записывают: «Синонимы».
- Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением. (Антонимы)
- Слова одной и то же части речи, которые пишутся одинаково, но имеют разное лексическое значение. (Омонимы) и т.д.

Метод «Терминологическая разминка». Ученикам, разделённым на группы, даются два-три понятия. Задание для учеников: записать несколько определений каждого понятия и потом защитить точку зрения.
Игра «Да-нет». Работа над закреплением понятия.
Ученики должны отгадать понятие, задуманное учителем, при помощи вопросов, ответы на которые будут «Да» или «Нет».
Например:
Учитель:
- Я загадала понятие, которое мы с вами изучаем в теме «Синтаксис».
(Загадано: понятие – «грамматическая основа предложения»).
Ученики задают вопросы:
- Это понятие связано с пунктуацией в простом предложении?
- Нет, - ответ учителя.
- Это понятие связано с пунктуацией в сложном предложении?
- Да.
- Это однородные члены предложения?
- Нет.
- Это обращения, вводные слова?
- Нет.
- Это понятие связано с главными и второстепенными членами предложения?
- Да.
- Это подлежащее?
- Нет.
- Это сказуемое?
- Нет.
И т.д.
Как правило, ученики перечисляют все члены предложения, но отгадать понятие «грамматическая основа» им не удаётся. Данное упражнение хорошо развивает критическое мышление и логику.

«Кроссворд».
Принцип такой:
- Если правильно разгадаете кроссворд, то прочтёте ключевое слово – понятие темы текущего урока.
В такой увлекательной форме дети знакомятся с новыми понятиями.

«Видимо-невидимо».
Этот вид работы по изучению терминов проводится в группах. Учитель вывешивает на доске заранее подготовленный плакат, на котором разными цветами, большими и маленькими буквами, в произвольном расположении написано 15-20 слов. После минуты просмотра плакат снимается, а команды записывают все слова, которые запомнили.
Потом команды обмениваются своими записями для взаимопроверки.
Затем вновь вывешивается плакат. Выигрывает та группа, в записях которой меньше всего ошибок.
*

Совет Конфуция (2500 лет тому): «Соединять новые идеи со старыми проверенными концепциями» и описанный выше педагогический приём заставили меня вспомнить один эпизод из замечательной книги Бориса Изюмского «Алые погоны».
Повесть «Алые погоны» написана преподавателем Новочеркасского Суворовского военного училища. В ней рассказывается о первых годах работы училища, о судьбах его воспитанников, о формировании характера и воспитании мужественных молодых воинов.
Повесть была написана в 1948 — 1954 г.г Прочла я её давно, ещё в отрочестве, но некоторые эпизоды запомнила почему-то особенно хорошо. Один из них - о вышеописанном интерактивном методе: учитель принёс на урок стенд с прикреплёнными к нему разнообразными предметами – молотком, щипцами… Ученики должны были запомнить всё за минуту, а потом записать по памяти.
Почувствовали «неоклассицизм»?)))
Интересный вопрос не "по теме": почему же я в свои 15 лет, читая книгу о суворовцах, лучше всего запомнила эпизоды, связанные с педагогическими методами обучения?
«…И если точно есть предопределение, то зачем нам дана воля, рассудок?» (М.Лермонтов. «Фаталист»)
«После всего этого как бы, кажется, не сделаться фаталистом?»


Комментарии
Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Подробнее о форматировании

Fill in the blank