Современное обучение требует как можно более активной деятельности учеников на каждом этапе урока. Даже когда речь идёт о классических направлениях деятельности учителя, очень важно, чтобы ученики играли активную роль в сценарии урока.
С целью достижения этого требования предлагаются варианты изучения основных понятий новой темы.
Поскольку на современном уроке ученики работают с учителем на равных началах, то, возможно, такой подход можно назвать «неоклассика».
Действительно, в методических приёмах «неоклассики» принципиально нет ничего революционного и нового, но ученик на уроке уже не является пассивным потребителем знаний и посторонним наблюдателем.
Обычно почти на каждом новом уроке ученики знакомятся с каким-то новым понятием, которое записывается на доске.
Для работы над понятиями можно использовать небольшие логические схемы – кластеры. Подробнее смотрите у меня здесь http://madamam.ru/blog/urok-v-tekhnologii-kriticheskogo-myshleniya-klaster
Слово, которое обозначает новое понятие, обводят овалом или кружком, к нему подбираются ключевые слова, которые каким-то образом характеризуют это понятие. В результате проделанной коллективной работы на доске появляется схема - характеристика понятия.
Для закрепления знаний о новых понятиях можно использовать «Понятийные диктанты», которые основаны на лексическом значении слова, по толкованию которого нужно назвать понятие. Например:
Учитель говорит:
- Cлова одной и той же части речи, отличающиеся друг от друга оттенками лексического значения, то есть слова с близким (математический знак приблизительного равенства) лексическим значением.
Учащиеся записывают: «Синонимы».
- Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением. (Антонимы)
- Слова одной и то же части речи, которые пишутся одинаково, но имеют разное лексическое значение. (Омонимы) и т.д.
Метод «Терминологическая разминка». Ученикам, разделённым на группы, даются два-три понятия. Задание для учеников: записать несколько определений каждого понятия и потом защитить точку зрения.
Игра «Да-нет». Работа над закреплением понятия.
Ученики должны отгадать понятие, задуманное учителем, при помощи вопросов, ответы на которые будут «Да» или «Нет».
Например:
Учитель:
- Я загадала понятие, которое мы с вами изучаем в теме «Синтаксис».
(Загадано: понятие – «грамматическая основа предложения»).
Ученики задают вопросы:
- Это понятие связано с пунктуацией в простом предложении?
- Нет, - ответ учителя.
- Это понятие связано с пунктуацией в сложном предложении?
- Да.
- Это однородные члены предложения?
- Нет.
- Это обращения, вводные слова?
- Нет.
- Это понятие связано с главными и второстепенными членами предложения?
- Да.
- Это подлежащее?
- Нет.
- Это сказуемое?
- Нет.
И т.д.
Как правило, ученики перечисляют все члены предложения, но отгадать понятие «грамматическая основа» им не удаётся. Данное упражнение хорошо развивает критическое мышление и логику.
«Кроссворд».
Принцип такой:
- Если правильно разгадаете кроссворд, то прочтёте ключевое слово – понятие темы текущего урока.
В такой увлекательной форме дети знакомятся с новыми понятиями.
«Видимо-невидимо».
Этот вид работы по изучению терминов проводится в группах. Учитель вывешивает на доске заранее подготовленный плакат, на котором разными цветами, большими и маленькими буквами, в произвольном расположении написано 15-20 слов. После минуты просмотра плакат снимается, а команды записывают все слова, которые запомнили.
Потом команды обмениваются своими записями для взаимопроверки.
Затем вновь вывешивается плакат. Выигрывает та группа, в записях которой меньше всего ошибок.
*
Совет Конфуция (2500 лет тому): «Соединять новые идеи со старыми проверенными концепциями» и описанный выше педагогический приём заставили меня вспомнить один эпизод из замечательной книги Бориса Изюмского «Алые погоны».
Повесть «Алые погоны» написана преподавателем Новочеркасского Суворовского военного училища. В ней рассказывается о первых годах работы училища, о судьбах его воспитанников, о формировании характера и воспитании мужественных молодых воинов.
Повесть была написана в 1948 — 1954 г.г Прочла я её давно, ещё в отрочестве, но некоторые эпизоды запомнила почему-то особенно хорошо. Один из них - о вышеописанном интерактивном методе: учитель принёс на урок стенд с прикреплёнными к нему разнообразными предметами – молотком, щипцами… Ученики должны были запомнить всё за минуту, а потом записать по памяти.
Почувствовали «неоклассицизм»?)))
Интересный вопрос не "по теме": почему же я в свои 15 лет, читая книгу о суворовцах, лучше всего запомнила эпизоды, связанные с педагогическими методами обучения?
«…И если точно есть предопределение, то зачем нам дана воля, рассудок?» (М.Лермонтов. «Фаталист»)
«После всего этого как бы, кажется, не сделаться фаталистом?»