Вход в систему
13
дек
2010

Инновации в изучении гуманитарных дисциплин


Инновации в изучении гуманитарных дисциплин.
А.В.Гурьева (с.163). В книге "Якiсна освiта 21 столiття: проблеми I пошуки". Сборник материалов Всеукраинской научно-методической конференции 14 марта 2009 года (под общей редакцией доктора педагогических наук Н.М.Лосевой). В 2-х томах. - Том 2. - Донецк:
Изд -во: Дон НУ, 2009, - 379 с.
Образование составляет основу прогресса человечества. Вот почему задача современного учебного заведения - дать возможность каждой личности школьника преуспеть в будущем стремительно меняющемся мире. Именно инновационные школы готовят школьников жить в условиях быстрых перемен. Образование - это общественное благо. Поэтому цель профессиональной деятельности современного учителя - готовить наших учеников к тому, чтобы адаптироваться к переменам посредством обучения в течение всей жизни.

Инновационные технологии в учебном процессе помогают выявлять и учитывать индивидуальные потребности каждого ученика и нацелены больше на развитие природных способностей личности ученика, чем на просто передачу знаний.
Не менее эффективной является технология группового обучения, благодаря которой обучение осуществляется в процессе общения между учениками в группах.
Групповые формы обучения дают возможность дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения, формируют внутреннюю мотивацию к активному восприятию, усвоению и передачи информации, содействуют формированию коммуникативных качеств учеников, активизируют умственную деятельность.
Важная роль в подготовке ребёнка к жизни отводится технологии игрового обучения.
Обучающие игры помогают ученику самовыразиться, эмоционально воспринимать содержание учебного материала, развивают творческие способности.
Подробнее остановлюсь на игровой учебной деятельности. Как преподаватель русского языка и литературы, наиболее часто применяю игру в театрализацию. Знание на время игры становится нашим пространством. Мы погружены в него со всеми своими эмоциями и замечаем то, что недоступно холодному наблюдателю со стороны. Например, на уроке русского языка в 8-м классе при изучении темы «Обращение» учащиеся получили задание: подобрать формы обращений к героям произведений Н.В.Гоголя (в честь 200-летия со дня рождения писателя), у которых берут интервью; затем инсценировать интервью с людьми разного возраста и профессии.
Вместо итогового урока по систематизации и обобщению можно провести игру по типу телевизионной передачи «Слабое звено».
Учащиеся самостоятельно составляют и записывают в тетради вопросы. Выбираются пять игроков и два статиста. Каждый ученик, соблюдая очерёдность, задаёт по одному вопросу участникам игры. После того как каждому игроку было задано по три вопроса, статисты сообщают о конце первого тура. Выбирается «слабое звено», из игры выбывает тот, кого исключила команда, причём причина исключения комментируется участниками игры. Затем проводятся следующие туры до выявления победителя. Цель, поставленная учителем, достигается: в игру вовлечены все учащиеся, учебный процесс познавательной деятельности активизирован, результаты такой деятельности, как правило, высокие. И ещё одна важная мысль, имеющая отношение ко всем приёмам повышения интереса к учебному материалу: учитель должен показать безграничность знаний.
На уроке должно всегда оставаться место открытым проблемам, что это мы изучили, а вот это, это и это за пределами нашей программы, вот этого я не знаю сама, а вот на этот вопрос пока не ответил никто. Природная любознательность выживает только на открытом пространстве знаний. Репродуктивные вопросы задаются для повторения уже известного. Расширяющие знания вопросы раскрывают суть, обобщают, содержат в себе исследовательское начало.
Не менее интересен и полезен в организации самообразовательной деятельности учащихся метод проектов – достижение дидактической цели путём детальной разработки учебной проблемы, которая должна завершиться практическим результатом (продуктом).
Проектная деятельность даёт учащимся безграничные возможности для развития творческих способностей, беспредельно раздвигает границы познания.
Применение инноваций в изучении гуманитарных дисциплин – это духовное и физическое здоровье ребёнка, основанное на идеале человечества, нации и личного опыта самого человека. Это школа обретения пути жизни согласно способностям, потребностям и свободному волеизъявлению каждого человека.


Комментарии
Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Подробнее о форматировании

Fill in the blank