Вход в систему
16
фев
2014

И всюду страсти роковые, и от судеб защиты нет... (А.С.Пушкин), или Неравные браки всегда заканчиваются плохо


«Молодость ест пряники золоченые, да и думает, что это-то и есть хлеб насущный; а придет время - и хлебца напросишься», - слова Тургенева из рассказа «Ася» оказались пророческими для двух главных действующих персонажей картины Пукирева «Неравный брак».

Совсем юная бедная девушка выходит замуж за

богатого старика – этот оксюморон «неравного брака» передовой общественностью 19 века осуждался. В наше время аналогичный брак – предел мечтаний для созданного современным общества нового типа Homo sapiens: для «универсального потребителя».
Убеждения Дубровского игнорируются:
- Соберитесь со всеми силами души, умоляйте отца, бросьтесь к его ногам; представьте ему весь ужас будущего, вашу молодость, увядающего близ хилого и развратного старика… Скажите… что богатство не доставит вам и одной минуты счастья; роскошь утешает одну бедность, и то с непривычки, на одно мгновение…
*
Нет, не действует! «Лучшие друзья девушек – это бриллианты», - звучит для многих убедительнее.

Судьба самого художника В.В.Пукирева напоминает судьбу Дубровского: это его невеста, по воспоминаниям Гиляровского в знаменитой книге «Москва и москвичи», вышла замуж за богатого князя:

- Ведь это же Дубровский, пушкинский Дубровский! Только разбойником не был, а вся его жизнь была, как у Дубровского, - и красавец, и могучий, и талантливый, и судьба его такая же!
Товарищ и друг В. В. Пукирева с юных дней, он знал историю картины "Неравный брак" и всю трагедию жизни автора: этот старый важный чиновник - живое лицо. Невеста рядом с ним - портрет невесты В. В. Пукирева, а стоящий со скрещенными руками - это сам В. В. Пукирев, как живой.
*

Прасковья Матвеевна Варенцова ( юная невеста на картине - реальный персонаж) - закончила свою жизнь в богадельне…
(Богаде́льня — благотворительное заведение для содержания престарелых, немощных, нетрудоспособных лиц). Из грязи в князи и в обратном направлении - по такому пути провела судьба героиню картины «Неравный брак».
Судьбу не обманешь. От судьбы не уйдешь.
Игра судьбы внушает опасенья! Мольер
И всюду страсти роковые, И от судеб защиты нет. Пушкин А. С.

А может быть?.. Быть может?..
Стоило бы лучше выйти замуж за молодого бедного художника? В бедности выбиваться с ним в люди… Жить впроголодь. Потом держать живописную мастерскую, расписывать церкви, участвовать в выставках…
Увы!
«Когда разбил паралич знаменитого В. В. Пукирева и он жил в бедной квартирке в одном из переулков на Пречистенке, С. И. Грибков каждый месяц посылал ему пятьдесят рублей с кем-нибудь из своих учеников» (Гиляровский, «Москва и москвичи»).
И всюду страсти роковые, И от судеб защиты нет. Пушкин А. С.
«Молодость ест пряники золоченые, да и думает, что это-то и есть хлеб насущный; а придет время - и хлебца напросишься»...

Это что касается материальной стороны вопроса.
***

Теперь рассмотрит проблему «неравного брака» с точки зрения физиологии.

Молодые девочки в 17-19 лет выходят замуж за «папиков» - мужчин 50 – 60-ти лет от роду. Разница в 20-30 лет поначалу не замечается, всё трогательно: отцовская забота и нежность в сочетании с многочисленными подарками, о которых только могло мечтаться в бедной прошлой жизни, действуют на девушек благотворно, они глубоко признательны и отвечают искренней взаимностью. Наступает "головокружение от успехов".))

Затем годы берут своё: детям свойственно взрослеть, а родителям стариться. Вот девочки и выросли, им уже под сорок и им надоела назойливость 60-летних отцов, пусть и решительных, и обеспеченных, и весьма достойных, но старых и немощных. Повзрослевшие девочки уходят к другим при первой же возможности:

- Ну, молодость… Понимаю. Хотя конечно, молодость – это да! - говорит Валентин Гафт (полковник Виноградов) в фильме легендарного Петра Тодоровского «Анкор, ещё анкор!»
Герой Советского Союза, честь, ум и совесть Советской Армии… оказывается в положении современного «папика».

«На фронте, пользуясь своим авторитетом и связями, незаконно оформил брак с некой Антиповой Л.Ю. У полковника Виноградова имеется законная жена, проживающая с детьми в городе Елец, с которой полковник не разводился и фактически является двоеженцем», - шантажирует работник СМЕРШа полковника Виноградова.
Юная возлюбленная Героя Советского Союза - ППЖ, походно-полевая жена, - уходит к молодому лейтенанту (Евгений Миронов), который по сравнению с полковником имеет только одно преимущество - молодость…
- У вас с ней серьёзно или так? – с надеждой в голосе услышать «или как» спрашивает полковник у своего соперника.
- Серьёзно.

Тогда полковник ставит на стол бутылку водки, закуску – «для разговору». Выпили по стакану под суровую команду старшего: «Первый – до дна». Разговор пошёл «по душам»:
- Ты знаешь, что она любит тебя? – спрашивает человек, который победил немцев в страшной войне, дошёл до Берлина, а в данной ситуации подписывает договор о собственной «полной капитуляции»…
- А разве я виноват? – молодость самоуверенна и заносчива.
- Конечно, виноват!
- Да, я виноват. Такая женщина – я даже представить себе не мог! А я кто?! Я же никто!!!
- Ты любишь её…
- А сбежал, потому что я боялся. Я трус последний! Я же вас боялся! А теперь не боюсь! Всё! Делайте со мной всё, что хотите!
- Женись на ней, Володя…. Люба – хорошая женщина, замечательный человек… Без тебя ей будет плохо…
- Товарищ полковник… какой же вы… - не в силах выразить словами свои чувства, произносит Володя, ошеломлённый благородством и выдержкой полковника.
- Фёдор Васильевич, как вы-то теперь?
- Я спрашиваю тебя: ты женишься на ней?
- С удовольствием.
- А ты любишь её? – снова в который раз спрашивает полковник, словно надеясь услышать спасительное «нет». Но победитель с наивной безобидной и эгоистичной безжалостностью отвечает:
- Я её так люблю, Фёдор Васильевич, если бы вы знали! - отвечает опьяневший лейтенант.
- Какая же ты всё-таки дрянь! Увёл мою Любушку! Душу мою увёл! А чем ты, желторотый, лучше меня?! Чем?!
- Да ничем! Да хуже я, хуже! А на кого она меняет-то? Дура она!
- Ну, молодость… Понимаю. Хотя конечно, молодость – это да! А так ведь – ноль…
- Без палочки! – подтверждает смеющийся молодой лейтенант.

Последний тост – пьют за любовь. Полковник уточняет: «За Любовь Ивановну Антипову!»
Конечно, это в кино расставание выглядит благородно: «Я вас любил, любовь ещё, быть может…»

В современной жизни ужасы «неравных браков» (Батулин – Рутковская, к примеру, с остальными его жёнами с похищением детей, перепутанными семьями, пребыванием в тюрьмах и т.д.) являются постоянным надёжным куском хлеба для Андрея Малахова с его передачей «Пусть говорят» - бесконечное шоу о том, как однажды "мужнина дочка" на шутливый вопрос мужа "Или, может, у тебя кто-то есть?", спокойно ответила: "Есть. И давно".
Вы можете привести примеры счастливых неравных браков?

Актриса Наталья Белохвостикова (сейчас ей 62) вышла замуж в 23 года за режиссёра Владимира Наумова (86 лет), на 24 года старше. Для прессы - счастливы. Андрей Кончаловский с Юлией Высоцкой тоже изображают счастье...
Кто знает...
Судьба!


Комментарии
Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Подробнее о форматировании

Fill in the blank