Рубрики
Вход на сайт

Вы здесь

12
янв
2011

Хорхе Луи Борхес как основоположник постмодернизма в литературе. Собственный взгляд.

Хорхе Луис Борхес как основоположник постмодернизма в литературе. Собственный взгляд.
Аргентинский писатель изобрёл современный метод создания литературных произведений. Новые тексты создаются Борхесом из произведений, написанных человечеством за всю историю цивилизации, а сам писатель теперь может выступать в роли бесперебойно работающего генератора текстов. «Производство» новых текстов из старых - своего рода «узаконенный» плагиат.

Благодаря такому изобретению литературные занятия могут стать достоянием не только всех людей подряд, но даже и роботов. Чтение превращается в своеобразную интеллектуальную игру, соревнование на сноровку и сообразительность по разгадыванию символов, значений, понятий, открытых писателями прошлых времён. Такая технология «легитимации плагиата» послужит обеспечению принципов демократии и равенства в литературе. Теперь «каждая кухарка может управлять государством», каждый может стать писателем. Или художником. Вспомните знаменитый «Чёрный квадрат» Малевича.
Но жизнь показала, что вся новоизобретённая технология способна производить книги только у Борхеса, вне его восхитительной мозаики из литературы прошлых лет маргиналы бессмысленны и мертвы.
Что подтолкнуло писателя к изобретению такого рода человеческого творчества? Думаю, его трагическое мироощущение из-за наступившей слепоты, замкнутого образа жизни, одинокой старости и безвыходности положения. Отсюда отчуждённый взгляд на культуру, взгляд на жизнь откуда-то со стороны или сверху, взгляд с точки зрения философии бальзаковского Гобсека: всё в мире преходяще… Кроме денег у Гобсека, и холодной игры ума у Борхеса. Игра, безусловно, красивая: выкладывание из прекрасных произведений искусства своего художественного полотна, созданного игрой воображения. Этой игрой многие заражены.
Не грозит ли нам игровая зависимость? Ведь любая игра уводит от действительности, которая в постмодернизме воспринимается как хаос. Писатели-классики 19 века пытались ответить на вопросы «кто виноват?» и «что делать?», занимались поисками самосовершенствования личности, литература постмодернизма уводит нас от решения всех этих и новых проблем в виртуальный мир. Современная «обломовщина»?
По-моему, ошибочно утверждение постмодернистов, что всё в литературе уже написано, что новых текстов невозможно создать, обо всём сказано. Разве рассказ «Вавилонская библиотека» Борхеса не противоречит этому утверждению? Количество книг безгранично, как и вся Вселенная, а каждый человек – это книга из Вселенской библиотеки.
Советую прочесть этот рассказ. Есть пища для размышления. Может, вам удастся разгадать, для чего писатель вводит столько цифр в повествование: "Библиотека - это шар, точный центр которого находится в одном из
шестигранников, а поверхность - недосягаема. На каждой из стен каждого
шестигранника находится пять полок, на каждой полке - тридцать две книги
одного формата, в каждой книге четыреста страниц, на каждой странице сорок
строчек, в каждой строке около восьмидесяти букв черного цвета. Буквы есть и
на корешке книги, но они не определяют и не предвещают того, что скажут
страницы. Это несоответствие, я знаю, когда-то казалось таинственным".
По законам драмы, если есть ружьё, то оно должно выстрелить. Для меня выстрел остался неуслышанным. Скажу честно: не поняла, зачем такая скрупулёзная арифметическая точность? Что кроется за этими загадками?
Взгляд Андрея Кончаловского на постмодернизм, привожу цитату из его книги "Низкие истины": "Постмодернизм в своей основе весь заимствован из прошлых лет. Произведения даже больших художников, таких, как Шнитке, состоят из эклектических собраний сделанного до них. Что такое кино Тарантино, при всем несомненном таланте автора? Ничто. Просто замечательный коктейль из всего на свете. Раньше бы это называлось плагиатом, сегодня – заимствованием. Раньше за это могли привлечь к суду, теперь – это норма. Начал это Энди Уорхолл. Искусство все в принципе пришло к самоповторению, к умножению в дробленых зеркалах. Любой художник сегодня кажется состоящим из цитат. Плохо это или хорошо, не знаю. Но это так". Нравится мне Кончаловский!


Добавить комментарий