Вход в систему
20
янв
2016

Гений с Монпарнаса, Анна Ахматова и нераскрытая тайна Эльдара Рязанова


В фильме «Служебный роман» влюблённая Людмила Прокофьевна Калугина

стала смотреть на мир совершенно по-новому, замечать то, чего раньше не замечала, например, её заинтересовала вдруг картина, которая висела у неё в приёмной:

- Какая занятная репродукция ''Джоконды''.
- Да что вы, Людмила Прокофьевна. Это же не репродукция... это наша
вычислительная машина. Баровских... запрограммировал.
- Да?
- Да! Уже месяц висит.
- Да что вы? Не замечала. Вы подумайте, ничего не замечала...
*
«Вы подумайте, ничего не замечала…»
А вы заметили, какая картина висит на стене в квартире у Калугиной? В фильме есть такой кадр, много говорящий… Вряд ли кто из зрителей обратил внимание на эту деталь...

Дома у Калугиной висит картина Амедео Модильяни «Девушка в матроске».

Да, Эльдар Александрович – гений! Казалось бы, незначительная художественная деталь, а как много она значит! Глубже раскрывает образ героини. Мы начинаем понимать,что Калугина не только хорошо знает поэзию («не думала, что в молодости вы писали под псевдонимом Пастернак»), но и прекрасно разбирается в живописи.

Почему режиссёр из огромного количества художников выбрал именно Модильяни? Случайно? Конечно, нет! У Мастера ничего случайного быть не может. "Нераскрытая тайна" Эльдара Рязанова... В чём она заключается?

Может быть, в том, что Эльдар Рязанов очень любил поэзию Ахматовой (во многих его фильмах звучат стихи любимой им поэтессы), а работа Модильяни призывает наш разум к поиску ассоциаций?

Анна Ахматова всю жизнь любила итальянского художника Амедео Модильяни, у них был головокружительный роман, который обрёл бессмертие в поэзии и живописи.

Калугина, как и всякая женщина, мечтала о такой любви, вот поэтому у неё дома и висела эта картина. Точнее, поэтому Эльдар Александрович и разместил в её квартире работу Модильяни.

История любви Анны Ахматовой с итальянским художником Амедео Модильяни считается самой загадочной. А саму Анну Ахматову разве можно разгадать?

Она повстречала Модильяни в Париже в 1910-м году, куда приехала со своим молодым супругом — поэтом Николаем Гумилевым, за которым была замужем всего месяц. Привязанность Анны Ахматовой к Гумилёву не была сильной. Об этом можно прочесть в книге Варламова «Красный шут»:

Летом 1909 года Гумилёв приехал в Коктебель к Волошину. На коктебельской даче три главных действующих лица - Волошин, Гумилёв и Елизавета Ивановна Дмитриева, женщина, ими не поделённая, - разыгрывали жизненную драму.

Дмитриева беззаветно любила Волошина, а ее любви домогался Гумилев. Гумилёва постигла любовная неудача. Он оскорбил Дмитриеву словами, Волошин дал ему пощёчину, от Гумилёва последовал вызов на дуэль. Считается, что это одна из самых ярких и фантастических страниц русской поэзии Серебряного века.

«Через три дня после дуэльной истории Гумилёв с товарищами отправился в Киев на поэтический вечер. На том вечере в зрительном зале находилась и Анна Ахматова. Гумилев снова просил ее руки. Перед этим она ему трижды отказывала. Последний раз летом, когда он приехал к ней из Коктебеля, изгнанный Дмитриевой. Теперь — согласилась. Отчасти из сострадания, чтобы не добивать Гумилева».
http://www.bookol.ru/proza-main/istoricheskaya_proza/178320/fulltext.htm

Любовь к Гумилёву – из сострадания…

Модильяни, как все художники в молодости, жил очень бедно, его творчество мало кого интересовало. Он приглянулся девушке своим изяществом, аристократичностью, чувствительностью и непонятным спокойствием.

«Они встретились в самом центре Парижа. На Анну заглядывались многие мужчины, и Модильяни не стал исключением. Он скромно испросил у нее позволения написать ее портрет, и девушка согласилась. Так начался их тайный и бурный роман, который мог бы закончиться там же, в Париже. Но даже вернувшись домой в Петербург, Анна не могла забыть художника». http://personallife.ru/2013/10/anna-axmatova-i-amedeo-modilyani/

Но однажды, во время отъезда Гумилева в Африку на целых полгода, Анна получила пылкое письмо от Амедео. Он писал, что не может ее забыть и мечтает снова встретиться. Вскоре письма с признаниями стали регулярными.
И через год они снова встретились в Париже…

Через полвека Анна Ахматова романтично напишет: "Модильяни любил ночами бродить по Парижу, и часто, заслышав его шаги в сонной тишине улицы, я подходила к окну и сквозь жалюзи следила за его тенью, медлившей под моими окнами".

Мне с тобою пьяным весело -
Смысла нет в твоих рассказах.
Осень ранняя развесила
Флаги желтые на вязах.

Оба мы в страну обманную
Забрели и горько каемся,
Но зачем улыбкой странною
И застывшей улыбаемся?

Мы хотели муки жалящей
Вместо счастья безмятежного...
Не покину я товарища
И беспутного и нежного.
http://www.akhmatova.org/bio/nosik07.htm

Таким образом, благодаря маленькой детали (картина Модильяни в квартире Калугиной) , Эльдар Александрович любовь возвёл в квадрат, показал её бесконечность.

Из Википедии: При жизни работы Модильяни не имели успеха и стали популярными лишь после смерти художника: на двух аукционах «Сотбис» в 2010 году две картины Модильяни были проданы за 60,6 и 68,9 млн долларов США[3], а в 2015 году «Лежащая обнажённая» была продана на аукционе «Кристис» за 170,4 млн долларов США[4].


Комментарии
Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Подробнее о форматировании

Fill in the blank