Рубрики
Вход на сайт

Вы здесь

01
мар
2013

"Чудное мгновение" или кокетство без очарования? (Пушкин - Анна Керн)

Свои представления об окружающем мире коллективная фантазия древних греков изложила в мифах. Мифы стали для нас источником вдохновения, путеводным маяком, манящим за собой из будничной жизни к мечте и совершенству.
Люди любят мифы, поэтому вопреки жизненному опыту продолжают упорно их сочинять.
Вероятно, выдуманные истории согревают наши сердца, в них хочется верить…
И мы верим.
Больше всего мифов создано о любви. Один из них – миф о «чудном мгновенье», о Пушкине и Анне Керн.
В России в 10 км от Торжка (Тверская область) есть памятное место: установлен Памятный камень с пушкинской строкой «Я помню чу́дное мгновенье…» (неподалёку от захоронения Анны Керн). Сюда по новой традиции приезжают свадебные машины. Молодожёны возлагают букеты цветов с надеждой и верой в любовь, воспетую поэтом…
Миф…

В письме к Алексею Вульфу от 7 мая 1826 года Пушкин называет Анну Керн «наша вавилонская блудница Анна Петровна». В его «донжуанском списке» «гений чистой красоты» был удостоен лишь второго столбца. Но в личных письмах к Анне Керн поэт играет роль Онегина:
Как рано мог он лицемерить,
Таить надежду, ревновать,
Разуверять, заставить верить,
Казаться мрачным, изнывать...

Письмо Пушкина - А.Керн
25 июля 1825 года
Михайловское.
«Я имел слабость попросить у вас разрешения вам писать, а вы – легкомыслие или кокетство – позволить мне это. Переписка ни к чему не ведёт, я знаю; но у меня нет сил противиться желанию получить хоть словечко, написанное вашей хорошей ручкой.
Ваш приезд в Тригорское оставил во мне впечатление более глубокое и мучительное, чем то, которое некогда произвела на меня встреча наша у Олениных. Лучшее, что я могу сделать в моей печальной деревенской глуши, - это стараться не думать больше о вас. Если бы в душе вашей была хоть капля жалости ко мне, вы тоже должны были бы пожелать мне этого, - но ветреность всегда жестока, и все вы, кружа головы направо и налево, радуетесь, видя, что есть душа, страждущая в вашу честь и славу.
Прощайте, божественная: я бешусь и я у ваших ног. Тысячу нежностей Ермолаю Фёдоровичу и поклон господину Вульфу».
Как видим, поэт играет в любовь: его слова «если бы в вашей душе была хоть капля жалости ко мне» - это не что иное, как строки из письма Татьяны к Онегину:
Но вы, к моей несчастной доле
Хоть каплю жалости храня,
Вы не оставите меня.
Сначала я молчать хотела...

А что же Керн? Вот как она рассказывает о встрече с Пушкиным: «В 1819 году я приехала в Петербург с мужем и отцом, который, между прочим, представил меня в дом его родной сестры Олениной.
…На одном из вечеров у Олениных я встретила Пушкина и не заметила его…»
Неужели? Воспоминания Керн писались, когда Пушкина уже не было в живых. Возможно, желая себе набить цену, Анна Петровна слегка искажала факты для подачи себя в более выгодном свете…
« …я не заметила Пушкина…
…За ужином Пушкин уселся с братом моим позади меня и старался обратить на себя моё внимание льстивыми возгласами, как, например, «Можно ли быть такой хорошенькой!» (франц.) Потом завязался между нами разговор о том, кто грешник и кто нет, кто будет в аду и кто попадёт в рай.
…Когда я уезжала и брат сел со мною в экипаж, Пушкин стоял на крыльце и провожал меня глазами.
Впечатление его встречи со мною он выразил в известных стихах:
Я помню чудное мгновенье…»
Таким образом, « чудное мгновенье» – это плод творческой фантазии поэта. Возможно, в Анне Петровне на самом деле было только кокетство, но никакого очарования. Вот что пишет в своей книге «Пушкин в изгнании» И.А.Новиков: « Анну Петровну торопили. Она открыла дорожную свою шкатулку и хотела спрятать «Онегина» и посвящённые её стихи. Но что-то словно бы её осенило. Она улыбнулась и проговорила растроганная:
- Как это странно! Первая ваша строка: «Я помню чудное мгновенье» - это о том, как вы в первый раз меня увидали. И вот император…
Пушкин прервал её, сразу почти задохнувшись…
- Что император? - Руки ег похолодели.
- И император – как вы. Он обратился ко мне с точно такою же фразой: «Я никогда не забуду первого мгновенья, как вас увидел!»
У Пушкина зароилось в глазах, он судорожно вырвал листок и ни за что не хотел его возвращать. Впорчем, отнять совсем и разорвать его было бы невозможно, и он наконец прекратил сопротивление.
…поэт покорно сейчас уступил ему это место: остался, не провожал.
Так чудное это мгновение стало истинно только мгновением… Так на путях его жизни снова возник – Александр!»
В тридцать шесть лет Анна Керн познакомилась с шестнадцатилетним курсантом, Александром Марковым-Виноградским, за которого вскоре вышла замуж.))
Она родила от него сына. В отношениях с мужем Анна Керн была императрицей: она убедила супруга в том, что ею восхищались Пушкин, Дельвиг, Глинка и даже сам российский император и что она сделала честь молодому человеку, выбрав его в мужья, а не знаменитых соперников.
Молодой муж высоко оценил этот факт «избранности», до самой смерти боготворил женщину, которая была старше его на 20 лет и бесславно оставлена всеми предшественниками…
В истории "Пушкин - Анна Керн" если и было что-то, то это только мгновение...
Не думай о секундах свысока
Наступит время сам поймешь наверное
Свистят они как пули у виска
Мгновения, мгновения, мгновения.

У каждого мгновенья свой резон
Свои колокола, своя отметина
Мгновенья раздают кому-позор
Кому — бесславье, а кому-бессмертие

Из крохотных мгновений соткан дождь
Течет с небес вода обыкновенная
И ты порой почти полжизни ждешь
Когда оно придет, твое мгновение

Придет оно большое как глоток
Глоток воды во время зноя летнего
А в общем, надо просто помнить долг
От первого мгновенья до последнего

Мгновения спрессованы в года
Мгновения спрессованы в столетия
И я не понимаю иногда
Где первое мгновенье, где последнее

Не думай о секундах свысока
Наступит время сам поймешь наверное
Свистят они как пули у виска
Мгновения, мгновения, мгновения… мгновения


Добавить комментарий