Рубрики
Вход на сайт

Вы здесь

13
янв
2015

Что такое предательство? или Обратная сторона медали

По школьной программе проходим с учениками повесть Гоголя «Тарас Бульба». Собираем материал для сравнительной характеристики Остапа и Андрия…

Как принято трактовать образ Андрия? По принципу школьного деления на положительных и отрицательных героев, на чёрное и белое. А как же «пятьдесят оттенков серого»?))

На уроках литературы с характеристикой Андрия определяются «без оттенков» и примитивно просто, как дважды два - четыре: он предатель, потому что ради прекрасной полячки перешёл на сторону врага и стал сражаться против своих товарищей.
Чувствуется шариковская категоричность: «Тут и думать нечего: поделить поровну!»
В рамках школьной программы становится тесно, поэтому давайте выйдем на просторы свободных мыслей.)

Сравним братьев…
Остап – точная копия своего отца, Тараса Бульбы, поэтому о нём и нечего особо рассуждать… Всё и так ясно: его ратный путь определён.
Остап начал свою учёбу в духовном заведении с того, что сбежал из бурсы, четыре раза закапывал букварь, а Андрий учился охотно, без напряжения. Следовательно, испытывал тягу к знаниям, науке, чем являл собой полную противоположность своему брату.

Остап с ранних лет в душе уже готов был повторить путь своего отца: «он был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки». Именно об этом мечтал Тарас Бульба, когда ехал по степи с сыновьями в Запорожскую Сечь: «…как поглядит на первые их подвиги в ратной науке и бражничестве, которое почитал тоже одним из главных достоинств рыцаря».

Как в то время весь юг, всё то пространство степи «было зелёною, девственною пустынею», так и представления отца и старшего сына о достоинствах рыцаря были девственны.

«Андрий имел чувства несколько живее и как-то более развитые». Неслучайно при расставании мать-старушка «кинулась к меньшому, у которого в чертах лица выражалось более какой-то нежности»…
Эта «какая-то нежность» проявлялась в том, что Андрий любил бродить по уединённым закоулкам Киева, любоваться прихотливой архитектурой домов польских дворян, слушать доносившиеся из раскрытых окон звуки мелодий…
Музыка! Андрий был потрясён её величием: «В это время величественный рев органа наполнил вдруг всю церковь…
...И долго еще громовые рокоты носились, дрожа, под сводами, и дивился Андрий с полуоткрытым ртом величественной музыке».

Нереально представить себе Тараса Бульбу, заворожённо слушающего органную музыку.

Младшего брата интересовала неведомая культура, как фантастический мир "Властелина колец" увлекает современных детей. Полученные в духовном заведении знания требовали своего развития. Романтическая душа стремилась в неизведанное, а попала… в Сечь для обучения «ратной науке» и разгульным пирушкам…

Вместо вишнёвых улочек Киева, книг, музыки и прекрасной полячки – « первый, кто попался им навстречу, это был запорожец, спавший на самой средине дороги, раскинув руки и ноги». «Здесь были те, у которых уже моталась около шеи веревка и которые вместо бледной смерти увидели жизнь».
В обществе «гуляк, не имевших ни родных, ни угла, ни семейства, кроме вольного неба и вечного пира души», Андрий чувствовал себя одиноко.

В нём жила потребность любви – чувство, считающееся постыдным у казаков. Андрий же считал постыдным отсутствие должного образования, свою грубую казацкую натуру, особенно в тот момент, когда не смог при встрече достойно ответить на благородные речи красавицы.

Личность исключительная, незаурядная, Андрий опередил в своём развитии запорожских товарищей.
Не предал он их, а просто не принял душой отсталых диких устоев, не захотел так жить, как они. Не создан он был для «товарищества», оказался белой вороной в их стае… «Вижу, что ты иное творенье Бога, нежели все мы»…

Любовь приводит Андрия к потрясающему открытию: «Кто сказал, что моя отчизна Украйна? Кто дал мне ее в отчизны? Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для нее всего. Отчизна моя – ты! Вот моя отчизна!»

После этих слов моя уверенность в непогрешимости Андрия пошатнулась…

Мысль сверлят банальности: отчизна – это как мать, её не выбирают, её нужно всегда любить такой, как есть… Тут ещё и цитата в интернете попалась: «Счастливую и великую родину любить не велика вещь. Мы ее должны любить именно когда она слаба, мала, унижена, наконец глупа, наконец даже порочна. Именно, именно когда наша "мать" пьяна, лжет и вся запуталась в грехе, - мы и не должны отходить от нее... Но и это еще не последнее: когда она наконец умрет и, обглоданная евреями, будет являть одни кости - тот будет "русский", кто будет плакать около этого остова, никому не нужного и всеми плюнутого. Так да будет..." ( Розанов В.В.)
Не знаю, возможно ли любить такую мать?

К тому же в наше время многие имеют несколько гражданств, живут в разных странах мира: то в одной, то в другой… Мир, весь земной шар, становится «человеческим общежитием»…

Сейчас вообще тема «отчизны» - актуальный вопрос в Украине: люди поголовно меняют гражданство, стало быть, отчизну… Самые «щирые» патриоты только и ждут того, чтобы открыли безвизовый режим, чтобы слинять в Европу… Ради достижения этой цели убивают людей…

Почему же тогда Андрия считают предателем?


Добавить комментарий