Рубрики
Вход на сайт

Вы здесь

09
фев
2013

Чем отличается "Мона Лиза" Леонардо да Винчи от "Чёрного квадрата" Казимира Малевича?

"Спросим себя: чем отличается "Мона Лиза" Леонардо да Винчи от "Черного квадрата" Казимира Малевича?" - на этот вечный вопрос отвечает в своей новой книге "9 глав о кино и т.д..." неутомимый режиссёр, писатель Андрей Кончаловский, которому исполнилось уже 75 лет.

Возраст почтенный... Вот бы никогда не подумала! Насколько интересны и свежи его мысли, оптимистичны и современны! Как по-настоящему молод Кончаловский! Правильно ответила журналистам Юлия Высоцкая на вопрос, ревнует ли она своего мужа: "Кончаловский - это наше достояние. Разве можно ревновать к достоянию?"
Давайте заглянем в книгу, чтобы найти ответ на вопрос "Чем отличается "Мона Лиза" Леонардо да Винчи от "Черного квадрата" Казимира Малевича?"

Читаем:

"Мона Лиза" никаких специальных объяснений в момент восприятия не требует. Конечно, исследователь творчества Леонардо может написать тома на тему "Портрета госпожи Лизы Джокондо". Но когда человек смотрит на этот портрет, когда он смотрит на настоящее искусство, он не нуждается ни в каких теоретических объяснениях. В этот момент работает его чувственный аппарат.

"Черный квадрат" Малевича не вызывает у нас глубоких переживаний. Ну, может быть, мы чувствуем некий ужас, просто потому, что не понимаем. Когда я обращаюсь к искусствоведам, которые действительно любят Малевича, они очень серьезно и многословно начинают объяснять, что означает это изображение. А я спрашиваю у них: а если убрать все эти многословные и очень умные объяснения, что останется? Ответа нет.

Один из моих самых серьезных оппонентов в этом смысле - Дэмьен Херст, известный тем, что замариновал акулу в формалине и выдал за произведение искусства. Является ли это искусством? Искусство в этом случае - продать мертвую акулу за 12 миллионов!

Вот в чем разница между многими сегодняшними произведениями, которые опираются на большие деньги и невежество, и тем, что называю искусством я. Как правило, люди, которые покупают подобные творения, думают не о том, красиво ли это, а о том, во что они вкладывают деньги. Они инвестируют, зная, что купленное со временем вырастет в цене. Так используется человеческое невежество. Ведь король-то голый!


Книга - сборник построена на мастер-классах режиссера, она - в своем роде обобщение практики Андрея Кончаловского, описание мастером его художественного метода. Естественно, с примерами работы над конкретными фильмами, драматическими и оперными спектаклями и с размышлениями о месте и роли искусства в контексте времени.

Подробнее читайте здесь:


Добавить комментарий