Вход в систему
13
ноя
2016

Чацкий и Фамусов о проблеме ума - в Москве на ток-шоу "Пусть говорят" с Андреем Малаховым


Предлагаю своим коллегам по цеху сценарий (урок-исследование, работа в группах, сюжетно-ролевая игра) по теме "Смысл названия комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума""
Ток-шоу "Пусть говорят"
Ведущий:
- Москва. Ток-шоу «Пусть говорят». Мы обсуждаем невыдуманные истории, о которых невозможно молчать. Вот уже 200 лет на сценах театров идёт бессмертная комедия Грибоедова «Горе от ума», в которой не утихают споры между Чацким и Фамусовым. В произведении Грибоедова задаётся вопрос: что же есть ум? Почти у каждого героя есть свой ответ, почти каждый говорит об уме. Столкнулись два мира, два мировоззрения.
Сегодня нам предстоит разобраться в проблеме ума.

В студии присутствуют аналитики, искусствоведы.
Давайте сначала обратимся к ним:
- Скажите, как вы думаете, что такое ум?
(выступает группа аналитиков, даёт определение ума по словарям)

Ведущий:
- Нам известно, что в комедии у Фамусова несколько иное представление об уме. Давайте послушаем его. Приглашаем гостя в студию!

(Заходит Фамусов) На доске – его портрет, иллюстрация к комедии.

Ведущий:
- Скажите, что такое ум в вашем представлении? Считаете ли вы себя умным человеком?
Фамусов:
- Безусловно, я считаю себя умным человеком.

- Смотри ты на меня: не хвастаю сложеньем,
Однако бодр и свеж, и дожил до седин;
Свободен, вдов, себе я господин…
Монашеским известен поведеньем!..

У меня много друзей, которые живут по тем же принципам, что и я:
Кузьма Петрович, например:
Покойник был почтенный камергер,
С ключом, и сыну ключ умел доставить,
Богат, и на богатой был женат;
Переженил детей, внучат;
Скончался; все о нём прискорбно поминают.
Кузьма Петрович! Мир ему! —
Что за тузы в Москве живут и умирают! —

Или
Максим Петрович: он не то на серебре,
На золоте едал; сто человек к услугам;
Весь в орденах; езжал-то вечно цугом:
Век при дворе, да при каком дворе!

Ведущий: А как вы относитесь к книгам?
Фамусов:
А в чтеньи прок-от невелик, забрать бы книги все да сжечь! Софье сна нет от французских книг, а мне от русских больно спится…

(в зале ропот)

Ведущий: Гости в студии хотят вам возразить.
Гости:
- Если бы все так рассуждали , как вы, то не было бы сейчас ни компьютеров, ни космических спутников, никакого прогресса в жизни! Ваши заявления – это сплошное невежество!

Фамусов (раздражённо):
- Ах! боже мой! Здесь карбонари!
Ведущий:
- Скажите, а по какому принципу вы принимаете людей на работу? Выбираете самых умных?

Фамусов:

При мне служащие чужие очень редки;
Всё больше сестрины, свояченицы детки;
Один Молчалин мне не свой,
И то затем, что деловой.

(Ропот в зале)

- Из-за таких как вы умные люди не могут устроиться на работу! Волна посредственности захлестнула страну!
Фамусов:
- Все так делают. Как станешь представлять к крестишку ли, к
местечку,
Ну как не порадеть родному человечку!..

Ведущий: Мы пригласили в студию вашего оппонента – Александра Андреевича Чацкого. (на доске - иллюстрация с Чацким)
- Что значит, по-вашему, быть умным человеком?

Чацкий:
- Быть умным – это значит обладать обширными знаниями, иметь передовые взгляды, служить делу, а не лицам. Я - служить бы рад, прислуживаться тошно. Умный человек – это тот, который
Не требуя ни мест, ни повышенья в чин, в науки вперит ум, алчущий познаний.
Или в душе его сам Бог возбудит жар
К искусствам творческим, высоким и прекрасным.

Быть умным – это значит не поступать так, как принято в фамусовском обществе: помещики-крепостники «от матерей, отцов отторженных детей» распродают по одиночке; выменивают верных слуг на борзых собак! Забыли? Так я напомню!

Толпою окружённый слуг,
Усердствуя, они в часы вина и драки
И честь и жизнь его не раз спасали: вдруг
На них он выменил борзые три собаки!!!

(Фамусов затыкает уши)

Чацкий:
- Я досказал.

Фамусов:
- Добро, заткнул я уши.

Чацкий:
- На что ж? я их не оскорблю.

Фамусов (скороговоркой):

- Вот рыскают по свету, бьют баклуши,
Воротятся, от них порядка жди.

Чацкий:
- Я перестал…

Фамусов:
- Пожалуй, пощади.

Чацкий:
- Длить споры не моё желанье.

Фамусов:
- Хоть душу отпусти на покаянье!

Выступающие в студии:

- Но и Чацкий не так уж и умён. Он много говорит, не обращая внимания на то, кому он это говорит. Только приехал к Софье, как сразу начинает критиковать всех: упомянула Софья о тетушке - и Чацкий, как вулкан, извергает раскаленную лаву своих насмешек, нисколько не раздумывая над тем, что подобные высказывания могут быть неприятны Софье; заговорили о «воспитанницах» тетушки, он переходит к критике системы образования и воспитания в России. По-видимому, ему кажется, что после трехлетней разлуки любимой девушке будет чрезвычайно интересна именно эта тема. Чацкий не учитывает речевую ситуацию: адресат речи. А это недопустимо в общении.

Ведущий:
- Действительно, не всё так просто, как принято было в комедиях эпохи классицизма. Грибоедов пошёл вперёд, расчищая путь к реализму.
Белинский первым отметил, что монологи Фамусова по своей критической силе и словесной выразительности ничуть не уступают монологам Чацкого, а Скалозуб, при всей его недалекости, при случае вполне может блеснуть остротой не хуже остальных. Молчалин « глуп, когда дело идет о чести, благородстве, науке, поэзии и подобных высоких предметах, но он умен, как дьявол, когда дело идет о его личных выгодах». Так что всё в мире относительно...
Как видим, у каждого героя есть своё представление об уме. Своя правда… Эталона ума нет в пьесе Грибоедова, как нет и глупцов. Её конфликт строится на противостоянии разных типов ума. У каждого своя правда, а истину искать предстоит нам.

Что же скажут нам критики о Чацком и проблеме ума в комедии?

(выступает группа искусствоведов)
Ведущий:
- Я напомню вам отрывок из повести Пушкина «Станционный смотритель»:
"В 1816 году, в мае месяце, случилось мне проезжать через ***скую губернию, по тракту, ныне уничтоженному. Находился я в мелком чине, ехал на перекладных, и платил прогоны за две лошади. В следствие сего смотрители со мною не церемонились, и часто бирал я с бою то, что, во мнении моем, следовало мне по праву. Будучи молод и вспыльчив, я негодовал на низость и малодушие смотрителя, когда сей последний отдавал приготовленную мне тройку под коляску чиновного барина. Столь же долго не мог я привыкнуть и к тому, чтоб разборчивый холоп обносил меня блюдом на губернаторском обеде. Ныне то и другое кажется мне в порядке вещей. В самом деле, что было бы с нами, если бы вместо общеудобного правила: чин чина почитай, ввелось в употребление другое, например: ум ума почитай? Какие возникли бы споры! и слуги с кого бы начинали кушанье подавать?"
Пушкин иронично намекает читателям на то, что жизнь порой диктует свои законы, хотим мы этого или нет... И видеть, принимать, признавать эти законы - тоже проявление ума.

В конце передачи «Пусть говорят!» ведущий, по традиции, произносит:
- Берегите себя и своих близких!


Комментарии
Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.

Подробнее о форматировании

Fill in the blank